Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2004

УРОК
 

Театральная педагогика, на старт!

В публикуемых программах, текстах участников конкурсов часто не видно индивидуальности учителей. Она скрывается за обилием современных терминов и понятий. А главное – душа педагога, атмосфера детства – остается за кадром. Да, надо знать современную терминологию, но следует оставлять место и для самобытности, и для уникальности. Есть работы типа: исходная теоретическая основа, главная идея, основной концептуальный замысел. Они пугают педагогов-практиков. Есть другие работы, которые воспринимаются душой и сердцем. Есть наука, есть искусство. Как писал В.А. Сухомлинский, «педагогика – это искусство, опирающееся на науку».

Начало

В 1968 г. я окончил ЛГИФК им. П.Ф. Лесгафта по специальности «тренер-преподаватель по плаванию».

Организовал обучение плаванию в трех группах: дошкольники (4–7 лет), классы начальной школы (6–9 лет) и группы начальной подготовки в ДЮСШ. Я находился как бы в устье, где «полноводная река» дошколят вливалась в школьный «океан». Узнал требования учителей к подготовке дошколят, познакомился с работой воспитателей. Заметил, что физически подготовленные дети легче справляются со школьными программами по различным предметам. Оказалось, что мне очень близки принципы А.С. Макаренко: требовательность – уважение, строгость – справедливость.

Вместе со мной образовательное пространство физической культуры формировали воспитатели и методисты, заведующие детских садов и медицинские работники, учителя физической культуры и педагоги, ведущие совсем другие предметы. У каждого – свой темперамент, характер, стиль работы, педагогические взгляды, методы и приемы. Я «присваивал опыт» (по Л.С. Выготскому), преломляя его через призму своих индивидуальных особенностей. Наверное, именно благодаря этому мне удалось довольно быстро сформировать собственный стиль.

«Не лучше ли начать с того, – советовал С.Т. Шацкий, – чтобы разбудить и укрепить потребность в искусстве? Искусство, как таковое, может чувствоваться детьми, близко и необходимо им. Надо только найти пути к детской душе. Когда дети поймут (вначале, быть может, очень элементарно), как много дает искусство, то они сами захотят и знаний, и навыков и станут добиваться большего, чтобы идти вперед и расширять область доступного их пониманию».

«Мы должны воспользоваться играми, – говорил П.Ф. Лесгафт, – для того чтобы научить детей владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувствования и тем самым подчинить все свои действия сознанию».

И я играл, пел, танцевал, читал стихи, отбивал ритмы.

Но главными действующими лицами в образовательном пространстве всегда были дети. Масса детей. Из этой массы я отбирал в группы ДЮСШ тех, кто, на мой взгляд, был способен достичь высоких результатов в плавании. А остальных просто учил плавать. Увидев их предрасположенность к другим видам спорта, рекомендовал записаться в наши отделения ДЮСШ.

У меня было много детей с примерно одинаковым уровнем подготовки. Приходилось из урока в урок, изо дня в день обучать одному и тому же, говорить одно и то же. Мелькнула мысль: написать «роль-каркас», зарифмовать, выучить и выходить на урок, как артист на сцену. Превратить урок в спектакль, представление, а спортивные арены – в сцены. За ночь создал «шедевр».

Провел уроки, сделал выводы:

1) отдельные моменты прошли «на бис»;
2) высоко поднял планку;
3) написанное не позволит опуститься ниже достигнутого уровня в педагогическом мастерстве;
4) не учел интересы детей;
5) касаясь такой проблемы, как роль, следует «стать на плечи гигантов», как любил говорить Ньютон. Так я открыл для себя театральную педагогику.

Роль-каркас

Вначале я брал то, что мог сам понять, применить на наших занятиях.

У В.Э. Мейерхольда я взял две мысли. «Сцена без декораций» – это наши спортивные арены. Дети в своем воображении нарисуют декорации сами. Мысль об «активном зрителе» еще больше утвердила меня в том, что дети способны и должны стать творцами своих спектаклей.

Труды К.С. Станиславского не только помогли мне придумать «роль-каркас», но и четко показали приемы, методы и пути ее реализации в практической деятельности.

Работа над ролью, работа актера над собой дали понять, что роль невозможно сыграть «с листа», следует тщательно готовиться к уроку. Хорошо отрепетированная роль способствует импровизации на уроке. «Роль-каркас» позволяет легко «соскользнуть» на детскую импровизацию и так же легко вернуться к основной теме урока. Необходимо не только готовить роль, но и работать над собой. Важно научиться «сдерживать свои расходившиеся чувствования, подчинить их сознанию».

«Сквозным действием» урока-спектакля стало путешествие. Мы едем, летим, плывем с песнями, танцами, ритмами. В путешествии дети сами придумывают различные приключения. Я стремился записать, обработать, преподнести детям их находки. Отношение к занятиям изменилось в лучшую сторону. Играя роль, дети стали понимать, как много дает им искусство.

Стал использовать на уроках темпо-ритм. Знакомый материал мы изучали в более высоком темпе (мчались к новизне). Новый же материал мы усваивали основательно, рассматривая со всех сторон.

К.С. Станиславский во время репетиций разбивал весь спектакль на все более мелкие куски. Я начал соединять отдельные кусочки детских фантазий, находок, все придуманное детьми в спектакль.

У каждого – своя роль

Я более тщательно вглядывался в детей, развивал в себе умение смотреть и видеть себя со стороны. Перечитывая свои записи, каждый раз находил новые педагогические приемы, позволяющие понимать и реализовывать (совместно с детьми) на практике готовые идеи. Для освобождения от зажимов мы придумали «Кошкину зарядку». Дети входили в роль, сочиняли новые приключения Котенка-озорника.

От группы к группе, от занятия к занятию развивались сюжеты, обогащались все новыми упражнениями. Дети с интересом исполняли, казалось бы, обычный комплекс. Все наши находки выливались в сочиненные совместно с детьми четверостишия. Сначала мы находили мотивы знакомых песен, дети подпевали мне во время исполнения. Потом я напевал «роль-каркас», сопровождая свое пение ритмическим стуком по различным предметам. Этим я хотел показать детям, что все вокруг нас звучит и поет, только надо уметь извлечь звук и прислушаться. В короткие паузы отдыха дети начинали сами извлекать звуки, барабаня по различным предметам и прислушиваясь. Мелькнула мысль обучать детей ритмам. «Но какое это имеет отношение к урокам физкультуры?» – засомневался я.

По предложению детей мы придумали позы разных пород собак, изображали их повадки и характеры. Лайка – веселая, боксер всегда чем-то недоволен. Овчарка – красивая, умная, строгая. Такса – порода-макарона, как герои мультфильма «Стремянка и Макарона». Просмотр этого мультика окрылил детей на новые подвиги. Подобрали каждой породе «профессию». Пограничная овчарка несла военную службу, предварительно пройдя общий и специальный курс дрессировки, могла исполнять команды, подаваемые голосом и жестами.

Вначале я проводил отдельные моменты урока с помощью невербального общения, но постепенно они перерастали в целые части занятия. Невербальное общение, по мнению специалистов, способствует преодолению мыслительного барьера. Боевым подвигам Овчарки мы посвятили целую поэму и спектакль-пантомиму.

Болонка – озорная, веселая, умная. Выступала в цирке, умела считать до пяти и решать примеры, петь, танцевать собачий вальс и другие танцы. Она и нас научила петь, танцевать, инсценировать песни, стихи, предлагаемые детьми. Дети становились «активными зрителями», творцами своих спектаклей и самыми требовательными судьями. В результате проведенной работы дети стали более раскованными, свободными и, вместе с тем, более сосредоточенными и сознательными.

Изучение трудов по театральной педагогике позволило мне значительно повысить собственное педагогическое мастерство. Но внутренний голос и развивающееся чувство партнера шептало на ухо: чего-то все-таки не хватает. А чего конкретно, подсказал Януш Корчак: «Мыслей у детей не меньше, чем у взрослых, но не надо впадать в детство, необходимо дойти до уровня их понимания». Но… «Как найти пути к детской душе?» Этот вопрос задавал себе Шацкий. Наверное, он является самым главным вопросом для каждого учителя и сегодня.

Борис БУЯНОВ
Ленинградская обл.

Рейтинг@Mail.ru