Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2004

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Конспект открытого внеклассного мероприятия для учащихся 8-х классов

по теме: «Тайны древнего Востока. В поисках гармонии»

Физическая культура невозможна без раскрытия духовного потенциала человека: внутренней сосредоточенности, умения концентрироваться, настраивать себя. Ощущение гармонии внутреннего и внешнего мира – один из путей физического совершенствования. Так принято в восточной традиции. Эту традицию пропагандирует среди своих учеников Владимир Иванович Николаев, победитель конкурса «Учитель года Чувашии-2004», преподаватель физической культуры школы № 56
г. Чебоксары.
Сам он не понаслышке знает о восточных единоборствах: тренер по Кёкусинкай карате – 1 дан (черный пояс). Поэтому и понимает: мало овладеть движениями и техниками, нужно воспринимать культуру в целом. Путь к тайнам древней культуры – во внеклассном мероприятии, с которым мы вас знакомим.

Оформление кабинета: ковры на весь класс, японские журавлики, живопись.

Материальное обеспечение: компьютер, видеопроектор, экран, благовония, дротики с мишенью, магнитофон, ручки с бумагой, меч Дао, талисман для победителя.

Цель мероприятия:

1. Познакомить ребят с элементами восточной культуры.
2. Пройти с учащимися к вершине гармонии через ряд испытаний.
3. Воспитать нравственное отношение и любовь к окружающему миру. Форма работы: познавательная игра в группах. Оценочная деятельность: выдача наклеек лучшим участникам этапов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети при входе рассаживаются на три группы. Учитель произносит вступительное слово:

– Сегодня в проведении занятия мне помогут мои помощники (дети, занимающиеся в группе карате).
Каждый народ гордится своей культурой, но знание других культур обогащает человека и формирует его как личность, живущую в гармонии со вселенной.
Я хочу познакомить вас с особенностями восточной культуры. Наша задача сегодня – пройти путь к вершине гармонии, а на Востоке человек, воплощающий в себе эти качества, есть – сегун.
А начнем мы с вами наше занятие с медитации.
Как вы думаете, что такое медитация?

Ребята дают ответы: Просветление, созерцание, познание природы Будды.

Учитель дополняет: Медитация – состояние внутренней сосредоточенности, уравновешивание всех внутренних процессов, путь к достижению духовного прозрения.

Учитель. Как вы думаете, для чего нужна медитация?

Ученики. Для успокоения души, снятия стресса...

Это упражнение поможет вам противостоять стрессам, возникающим трудностям в сегодняшней жизни. Медитация может помочь нам в физической, умственной и духовной сферах жизни, а также в достижении цели сегодняшнего занятия.

Словесный проговор медитации. Помощники показывают формы (позы) для сидячей медитации. Дети рассаживаются на коврах, принимают удобную для них позу и по команде учителя закрывают глаза.
После медитации ученики открывают глаза и рассаживаются по своим местам.

Учитель. Запомните, ребята, это состояние, чтобы стать для людей источником света, добра, любви, вдохновения и силы. Я надеюсь, что это упражнение поможет вам реализовать возможности вашего организма в полном объеме для сегодняшнего занятия.

1-й этап. В поисках гармонии с природой

Наблюдая за повадками животного мира, мастера рукопашного боя создавали боевые школы, отражающие характерные повадки, позы животных, птиц, насекомых.

Разделение на группы – три боевые школы (школа тигра, школа обезьяны, школа журавля).

Сейчас я вам продемонстрирую технику работы с мечом, а вы должны внимательно посмотреть, уловить и создать неподвижную позу, отражающую это животное, войти в образ того животного, к чьей школе вы принадлежите.

Показ (техники) упражнения с мечом (под музыку).

Вам дается одна минута, чтобы создать этот образ. Жюри будет оценивать ваши действия по следующим критериям:

  • схожесть с образом животного;

  • эмоциональность в передаче образа;

  • оригинальность.

Лучшие будут отмечены наклейками.

Ребята показывают позы зверей и оцениваются помощниками.

2-й этап. Гармония с окружающим миром

Восточной культуре присуще философское видение окружающего, которое она выражала в хокку.
Это хокку – трехстишие, передающее мысль, настроение души на данный момент времени.

Дети прослушивают хокку.

Вопрос. Как вы считаете, что чувствовал человек, написавший это стихотворение?

Ответ. Любовь к окружающему миру, гармонию в душе.

Я предлагаю вам, ребята, представить себя японским поэтом – мыслителем и сочинить хокку. Первая строка хокку на экране. На это дается минута. Критерии для определения победителей:

1) оригинальность;
2) соответствие теме.

По истечении времени ребята зачитывают хокку. Лучшие оцениваются наклейками.

Все созданные вами хокку достойны, потому что каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир и передает свое внутреннее состояние. В хокку я тоже выразил свои чувства к малой родине, которая славится своим гостеприимством, народными промыслами и песнями.
Послушайте мое хокку.
Закончился 2-й этап, и мы приступаем к следующему этапу в борьбе за звание сегуна.

3-й этап. Гармония с собой

Интеллектуальная викторина. От каждой команды приглашаются по одному представителю. На вопросы отвечают устно.

Вопрос 1. Какие еще боевые школы существовали в Древнем Китае и Японии? (Вариант ответа: карате, кунг-фу, дзюдо, ушу, таэквондо, кен-до и др.)

Вопрос 2. Назовите современные виды борьбы, развитые у нас в республике. (Вариант ответа: вольная борьба, классическая (греко-римская) борьба, бокс, самбо, армрестлинг, карате, дзюдо.)

Вопрос 3. Какими качествами должен обладать сегун? (Вариант ответа: благородством, мудростью, мужеством, искренностью, боевым духом.)

Подвести предварительный итог по имеющимся наклейкам.

4-й этап. Гармония тела

Сейчас вам дается право защитить честь ваших школ, а в этом вам помогут такие качества, как концентрация внимания, меткость, самообладание.

Метание дротиков в мишень.
Выходят лучшие представители школ, набравшие наибольшее количество наклеек.
После метания определяется победитель.
Он является самым творческим, самым целеустремленным, удачливым.

Я объявляю его сегуном, правителем всех школ, и мы вручаем ему талисман, который символизирует силу духа.
В честь посвящения в сегуна мои воспитанники продемонстрируют вам ката (формальное упражнение из карате Кекусинкай). Игра завершена.

Учитель произносит заключительные слова: Ребята! Именно благодаря вам мы справились с испытаниями и выбрали сегуна. Но на этом ваше самосовершенствование не должно закончиться, и все хорошее, полученное на нашем занятии, вы пронесете золотой нитью через всю вашу жизнь.
Предлагаю вам закончить наше занятие в той же форме, в какой оно начиналось. Прошу вас сесть на ковры и принять позу дза-дзен для завершения занятия.

После медитации: в знак моей признательности я вручаю вам сертификаты!

Спасибо!

Владимир НИКОЛАЕВ
г. ЧЕБОКСАРЫ

 

Рейтинг@Mail.ru