Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2004

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

День здоровья:
когда он радует, а когда огорчает?

Родители часто смотрят на работу педагогов с недоверием. Что они там делают с моим ребенком? Не навредят ли ему? И это вполне естественно, потому что учителя будут меняться не раз в течение одиннадцати лет учебы, а мама и папа – они одни, они навсегда. Дети закончат школу, расстанутся с педагогами, а родители… Да что я говорю, это и так ясно. И, что бы мы ни говорили о значимости образования, важнее близких людей и взаимоотношений с ними ничего на свете нет.
Часто вмешательство родителей в обучение, недоверие к их профессионализму обижает и раздражает учителей. Конечно, ведь педагоги и так (за нищенскую зарплату) проводят в школе большую часть своей жизни, делают все, чтобы детям было интересно учиться, заботятся об их здоровье, физическом и психическом благополучии. А родители все равно недовольны: и то им не так, и это – не эдак.
Конфликты между родителями и учителями возникали бы повсеместно, если бы все педагоги рассуждали только так. Однако на ситуацию можно посмотреть и по-другому. Учителя – профессионалы, именно они обязаны не только погасить возникающий конфликт, но и предвидеть его, сделать так, чтобы он не возник.

День здоровья!

Школа – механизм сложный, сбоев с вашей стороны не допускает и ошибок не прощает! Пройдет совсем немного времени, и вы с удивлением обнаружите, насколько изменился ваш ребенок... Понять, откуда что берется, невозможно! Школа – это монстр! Она вносит свои поправки в ваши взаимоотношения с ребенком, изменяет его характер по своему разумению, заставляет вас под нее подстраиваться, и никак иначе! Бороться бесполезно. Самое разумное решение – стать «винтиком» в этом механизме, плыть по течению вместе с ней. Золотые слова: «Не ходи в чужой монастырь со своим уставом».
Идти против системы – занятие бесполезное и неблагодарное. Вы в школе человек временный, а она стояла, стоит и будет стоять. Смиритесь! Подстраиваться придется вам! Школа четко отделила свои проблемы от ваших, и, если ее планы не совпадают с вашими, страдайте молча, вида не показывайте, выкручивайтесь сами, так как ваши проблемы – ваше личное дело. В школе весело. Если вы принимаете активное участие в жизни вашего ребенка, то за год точно насмеетесь. Судите сами. Я приведу лишь эпизод из школьной жизни, а их очень много! Сколько учебных дней в году, столько и хохотать приходится!
«День здоровья» у нас в школе – мероприятие обязательное. Проводится оно в тот период, когда эпидемия гриппа еще не наступила, а ОРВи гуляет уже вовсю, – конец сентября, начало октября. Тепло – холодно, солнце – дождь, погода меняется несколько раз в день, земля под ногами «на природе» уже чавкает от выпитой воды, да и день может не задаться с самого утра, но, несмотря ни на какие катаклизмы природы и вашего желания, запланированное школой мероприятие пройдет по утвержденному плану и графику! В этом можете не сомневаться!
Нам повезло отчасти. Погода в тот день, что называется, не удалась. Дождя хотя и не было, но ветер выдувал из-под курточек тепло, и было довольно неуютно. В назначенный час, прикрываемые по бокам свободными от работы в этот день родителями, ученики, выстроенные рядами, пошагали в сторону леса. Первоклашки ходят медленно, «трусовато», неуверенно, потому что опыта ходить строем у них еще маловато.
Наша процессия напоминала картину «Утро в деревне» – пастухи со своими подопечными! За первыми классами уже более организованными рядами, ведя себя раскованно и непринужденно, шагали остальные классы «началки». Минут сорок потратив на дорогу, мы вышли в чистое поле, на просторе которого, четко на середине, нас встречала под красным флагом «посиневшая» и подбиваемая со всех сторон ветром фигура физрука. Когда к нему подтянулась комиссия из преподавателей, был дан старт к началу соревнований. И началось! Подгоняемые родителями и учителями, под крики классных руководителей, дети бежали эстафету, тянули канат, пели песни, кидали кольца и т. п. Выбывших по тем или иным причинам участников подменяли родители, на ходу затыкая образовавшиеся «дырки». Венцом всего действа стал «Конкурс бутербродов», которые тут же и съели уже порядком оголодавшие и подуставшие дети.
Подъехавший окольными путями на машине в это самое поле директор вручил грамоты, поздравил победителей, поблагодарил всех за участие и уехал по неотложным и более важным делам.
Как мы дошли назад – не помню. Очень хотелось поскорее вернуться в цивилизацию и отдохнуть. На другой день выяснилось, что многие заболели. «День здоровья» «скосил» треть учащихся. Чтобы сохранить «остатки» класса, наша учительница дала команду ходить в школу «под прикрытием чеснока». Дома, на кухне, у нас открылся вечерний клуб «Очумелые ручки». Мы потрошили «Киндер-сюрприз» и в его пластмассовой капсуле делали дырочки по системе «решето». Капсула принимала форму кулона и, набитая с утра пораньше чесноком, вешалась на шею ученику. Висеть «талисман от недугов» должен был так, чтобы, когда наклонялась голова, нос «встречался» с запахом чеснока. За неделю класс пропах до основания! Остатки учащихся выстояли и благополучно «дотянули» до каникул! Хорошо, что День здоровья проводится лишь раз в году!

Татьяна ГЛАВАЦКАЯ

А идея чья?

Программы здоровьесберегающих технологий сегодня берутся на вооружение многими школами. Трудно, конечно, воплощать их в жизнь, но результат стоит того: дети будут здоровее, учиться будут лучше, ради этого стоит выложиться.

Представляю, что бы сказали учителя школы, в которой учится ребенок автора письма, если бы узнали о нем: «Ничем этим родителям не угодишь! Мы же для их детей стараемся, детям такие интересные и полезные для здоровья дни устраиваем! Ребятам было очень, очень весело и интересно в этот день. А если некоторые из них после этого заболели, то вина здесь, скорее, родителей, а не учителей. Нужно хоть немного закалять своего ребенка, а не держать в тепличных условиях!»

Но вот в чем беда всех программ, спущенных «сверху» в школы: они чужие, и этим все сказано. То, что появилось в каком-то педагогическом коллективе как «свое», выстраданное, принятое всеми: учителями, родителями, детьми, – в другой школе может вовсе не прижиться.

День здоровья. Ура!

Представьте себе школу, в которой никогда не было ни спортивных пауз, ни дней здоровья. Дети приходили туда, сидели за партами, зарабатывали отметки и сколиозы. Но вот родители (!) задумались: а почему о здоровье их детей никто в школе не волнуется? Посовещались между собой и пришли к директору школы с предложением: так организовать учебный процесс в школе, чтобы дети могли между уроками подвигаться, размяться, а раз (хотя бы раз!) в четверть выходить всей школой на природу и вместо уроков проводить с детьми подвижные игры. На прохождение программы это мало повлияет, а вот на общий тонус, на желание учиться, приходить в школу – обязательно. Ведь всем известно, что физическая нагрузка нужна детскому организму, что спорт (в разумных пределах) помогает учебе. И так далее, и тому подобное.
Директор упирается, говорит, что у него «программа», что это все «будет мешать учебе», а родители настаивают на своем, созывают педагогический совет, уговаривают учителей.
И вот, наконец-то, в этой школе проходит «День здоровья». Ура! Все родители и дети просто счастливы. Учителя, возможно, немного устали, но, на самом деле, они тоже понимают значимость такой работы. Здоровье детей становится важной составляющей всего образовательного процесса. Новую программу школа (директор) утверждает в Управлении образования. Все счастливы.

День здоровья. Кошмар!

А вот другая школа. Директор решил принять участие в эксперименте (федеральном или региональном), апробировав здоровьесберегающую технологию. Взял в ГОРОНО программу, рассказал о ней на педсовете, все с директором согласились (а куда деваться?), и школа стала работать в этой концепции. И получать доплату как «экспериментальная» школа.
Родители приходят, а им говорят: «Теперь у нас каждую четверть будет проходить День здоровья. Чтобы помочь учителям, вы должны присутствовать во время эстафет, так что устанавливайте дежурство».
Родителям деваться некуда: их дети полностью зависят от учителей, от их отношения к ученикам. Спорить нельзя, это может повлиять на отметки ребенка. И вот в осенний (весенний, зимний, неважно, какой) день они, забыв про собственную работу и домашние хлопоты, идут «дежурить» на Дне здоровья. Дети носятся как угорелые, разгорячившись, норовят скинуть одежду, мамы нервничают, справиться с классом, естественно, не могут. Кошмар! День здоровья!

Что же делать?

Есть правило, которому следуют многие учителя: решение о совместном действии должно быть общим. Хочет педагог провести огонек, например:
– Ребята, что-то мне кажется, что мы как-то скучно живем. Может, собраться вместе после уроков?
– И что делать будем?
– А вам чем было бы интересно заняться?
– Ну, например, потанцевать!
– А еще?
– Поиграть, мы игры классные знаем!
– А почему бы и нет? Давайте попробуем…
И начинается работа, которую и учитель, и ребята воспринимают как свое дело, важное и интересное.
Родители – те же дети. Только большие, да еще переживающие за своих малышей. Они тоже хотят, чтобы с ними посоветовались, чтобы к их мнению прислушались, чтобы их поняли. И тогда они будут гордиться и своей школой, и своими учителями: «Смотрите, наши-то педагоги не бегут домой сразу после уроков! Даже в ветреный день проводили эстафеты, а все ради наших детей! Да еще придумали, как им не разболеться, уговорили чесночные «амулеты» сделать. Вот потеха была! Чеснок, конечно, пахнет, но зато дети поняли: он и защищает от болезней. Отличная у нас школа!»

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru