Педагогическая культура
преподавателя культуры физической
Поворот школы к ребенку, переход к
новому личностно-ориентированному виду
образования невозможен без существенного
повышения уровня педагогической культуры
учителей.
Сущность педагогической культуры
состоит в особом ценностном отношении к детству
как уникальному, неповторимому периоду
человеческой жизни и каждой детской личности как
самоценности.
Школа выступает как среда выращивания
демократии, личной свободы и ответственности,
межкультурного диалога, сотрудничества и других
форм совместной культуросообразной жизни детей
и взрослых.
Главная цель
личностно-ориентированного образования –
создание условий для личностного становления и
самореализации ребенка, в том числе и как члена
общества. Но между природой и социумом лежит
культура, объединяющая их и снимающая
противоречия между природным и социальным
началом в человеке. Естественное вхождение
ребенка в социальную жизнь осуществляется через
культуру. Человек обретает свою духовную
сущность, становится частью человечества,
постигая культуру и творя ее.
Физическая культура является одной из
составляющих общей культуры человека, во многом
определяет его отношение к учебе, поведение в
быту, общение.
В многообразной деятельности учителя
физической культуры выделяют четыре функции его
педагогического труда: конструктивную,
коммуникативную, организаторскую и
познавательную.
В настоящее время деятельность
учителей физической культуры основана на
решении таких задач, как воспитание ценностных
ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности школьника,
закрепление потребности в регулярных занятиях
физическими упражнениями и избранным видом
спорта. Физическое развитие школьников
необходимо осуществлять с опорой на духовный
фундамент личности. Поэтому нужно развивать у
школьников стремление к самоанализу, самооценке,
самосовершенствованию.
Пример учителя физической культуры,
обладающего высокой педагогической культурой,
работающего над самовоспитанием собственной
личности, является важным средством воспитания
учащихся в условиях личностно-ориентированного
образования. Движение в этом направлении сделает
физическую культуру средством непрерывного
совершенствования личности как ребенка, так и
учителя.
Педагогическая деятельность – это
профессиональная активность педагога, с помощью
различных действий решающего задачи обучения и
воспитания детей. Объективно оценить
деятельность возможно только на основе
исследования сущностных характеристик педагога.
Оценка педагогической деятельности должна
вестись с использованием разных источников
информации и прежде всего должна использоваться
в целях совершенствования и развития
творческого потенциала преподавателя, его
физического и нравственного здоровья.
На основе общей диагностической карты
учителя, разработанной группой исследователей
РГПУ, мною была предложена диагностическая карта
педагогической культуры учителя физической
культуры. Эта карта составлена с учетом перехода
системы физического воспитания к развивающей и
развивающейся, открытой, демократичной,
многообразной, гуманистической системе, в
которой высшей ценностью является ученик с его
индивидуальными особенностями.
Каждый из читателей-педагогов может
попробовать проанализировать свой
педагогический стиль, опираясь на
диагностические карты.
В результате самодиагностики и на
основе опыта педагогической деятельности можно
выделить функции, которые проявляются в большей
степени.
Таким образом формируется
индивидуальный стиль работы, индивидуальный
стиль общения, то есть излюбленная система
приобретенных в работе методов и приемов,
которые характеризуют особенности
педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – это
технология труда, педагогическое общение, климат
и атмосфера, а личность – ценностные ориентации,
идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.
Современность предъявляет все более жесткие и
разносторонние требования к педагогической
деятельности. В деятельности преподавателя
общение выступает не только средством
педагогической коммуникации, но и условием
профессионализма и источником развития личности
преподавателя, а также средством воспитания
учащихся. Овладение основами
профессионально-педагогического общения
происходит на индивидуально-творческом уровне
после выявления особенностей своего
психофизического аппарата как компонента
творческой индивидуальности, через который
осуществляется «трансляция» моей личности
детям.
Нужно постоянно обращать внимание на
соответствие (несоответствие) своих
коммуникативных и образовательных процессов
индивидуально-типологическим особенностям
детей. Надо тщательно изучать и формировать
собственный стиль общения, изучать отдельного
ученика, наблюдать за его действиями,
фиксировать данные наблюдения. Это поможет
осуществлять индивидуальный подход к различным
детям.
Демократизация проявляется в
преодолении единообразия содержания, форм и
методов физического воспитания, в раскрытии их
многообразия, вариативности. При этом
учебно-воспитательный процесс строится с учетом
национальных и региональных традиций в деле
формирования привычек здорового образа жизни.
Урок физкультуры по своему содержанию,
организации, методике проведения можно считать
одним из самых трудных в школе. В самом деле,
учить детей технике спортивной дисциплины,
развивать их спортивные качества, наконец,
заставлять их преодолевать большие физические
нагрузки – и все это с соблюдением норм и правил
поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с
сохранением по-человечески добрых отношений с
учащимися.
Перестраивая педагогический процесс
на основе самодиагностики, я ориентируюсь на
следующие положения:
– исключение методов принуждения к
учению и применение только таких методов,
которые вызывают радость от занятий и от
достижения результата, способствуют движению
вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное
развитие волевых качеств, личной
ответственности, веру в возможность преодоления
трудности;
– «опора», позволяющая ученику
последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном
развитии сильных учеников, наиболее способных в
данном виде двигательной деятельности
(физических упражнений);
– «самоанализ», сотрудничество с родителями;
– культурная идентификация через народную
подвижную игру.
Двигательная плотность и
эффективность занятий по физической культуре
зависят от организованности, дисциплины,
настойчивости, воли, упорства и других черт
характера педагога.
Педагогическая деятельность
достигает своего социального значения, когда в
процессе обучения и воспитания происходит
обучение взаимодействию с разными людьми.
Для себя я выработала следующие правила
общения:
– оправдывай каждый день и каждую
минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь
и у кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдай профессиональную
этику общения: в любой ситуации координируй свои
действия;
– будь хорошо подготовленным к любому
диалогу, с любым человеком, по всем вопросам,
входящим в круг твоей профессиональной
компетентности;
– лаконичность, динамизм общения зависят от
твоей внутренней собранности: в делах, поступках,
речи;
– гнев никогда не должен затмевать ум и душу:
только предельное терпение, настойчивость и
внимание смогут помочь вам с честью решить
поставленные задачи;
– учитель должен сам уметь признавать и
исправлять свои ошибки, допущенные при общении;
– надо иметь мужество пересмотреть свой
метод, свою тактику общения, если оно не
получается или получается плохо;
– быть чутким в общении – это значит вникать в
переживания всех, с кем имеешь дело;
– быть отважным в общении – это значит не
теряться и не смущаться в любой обстановке
общения, какой бы сложной и непредвиденной она ни
была;
– следует всегда трезво оценивать
действительность, в том числе и собственные
удачи, чтобы не впасть в манию величия, не
зазнаться после нескольких успешных шагов
педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не
опуская рук, суметь преодолеть их.
Такое общение не является самоцелью,
оно – средство воспитания, развития,
совершенствования личности человека, основной
характеристикой которого должно стать
внутреннее чувство свободы и собственного
достоинства.
Диагностические карты педагогической
культуры учителя физической культуры
1.1. Отношение к педагогическому труду
1.2. Профессионально-нравственные
качества
1.3. Личностно-педагогическая
саморегуляция
балл «+2», если черта, качество, умение
проявляется зрительно, характерно, то есть ярко
выражено, типично для личности, постоянно;
балл «+1» – чаще проявляется, чем не проявляется;
балл «0» – не выражено достаточно определенно, не
проявляется;
балл «–1» – противоположная черта личности;
балл «–2» – противоположная черта личности –
качество, умение проявляется активно, типично,
постоянно.
2.0. Профессиональные знания и умения
Елена КАНДАУРОВА,
преподаватель физической культуры
Москва |