Спартакиада начинается с учителя
Ольга Егоровна Левочкина – директор
Республиканской специализированной
детско-юношеской спортивной школы олимпийского
резерва. Сейчас эту школу называют по-другому
(Федеральная специализированная
детско-юношеская школа олимпийского резерва), но
новый устав еще не принят, а от перемены мест
слагаемых (от изменения названия), как известно,
сумма (то есть суть школы) не меняется. Эта школа
курирует и координирует работу детских
спортивных школ в Российской Федерации.
В силу занимаемой должности Ольга Егоровна
входит в организационный комитет Всероссийской
Спартакиады школьников, которая после долгого
перерыва была возрождена в 2003 году.
– Ольга Егоровна, скажите, почему в
2004 году Спартакиада не проводилась?
– Это было спланировано специально,
чтобы Спартакиада школьников не совпадала со
Спартакиадой молодежи и с Олимпийскими играми.
– Ольга Егоровна, согласны ли Вы с
утверждением, что школьные учителя физкультуры
создают основу для массового спорта?
– Конечно, с этим никто не спорит.
Если не они, то кто же?
– Однако нашей газете хочется
понять, насколько это понимают в министерстве.
– И министерство, и агентство по
спорту, безусловно, заинтересованы в том, чтобы
Спартакиада начиналась со школ, проходила во
всех районах, областях. На первом и втором этапах
предполагается провести Спартакиаду в школах
России. Какие там будут проводиться
соревнования, зависит только от школ: это могут
быть, например, в рамках зимней Спартакиады игры
в снежки или снежные городки, а если рядом со
школой есть каток – чемпионат школы по хоккею.
Все это зависит только от учителей, организующих
соревнования. Главное, чтобы дети участвовали в
массовых мероприятиях, приобщались к спорту. На
первенстве городов будут проводиться более
серьезные соревнования, но в них тоже примут
участие только школы. И только дальше, начиная с
областного уровня в состязания вступят и
спортивные школы, возникнут сборные команды,
которые будут отстаивать честь своего региона на
соревнованиях высшего ранга. В 2003 году в
Спартакиаде приняли участие около трех
миллионов школьников.
– А как государство поддерживает
школьных учителей? Ведь понятно, что проведение
массовых соревнований требует огромных затрат
времени и сил.
– На первом и втором этапах
финансирование идет через местные управления
образования. Нам сдают промежуточные отчеты, в
которых указывается, сколько денег было
затрачено на их проведение.
– А на зарплату учителям, на премии,
поощрения?
– Я думаю, что не так много. В
основном выделяются средства на приобретение
спортивного оборудования, что, конечно,
немаловажно для каждой школы, для каждого
учителя. Оплачивается работа судей, а учителей и
тренеров (часто в проведение Спартакиад на
городском и районном уровней включаются ДЮСШ) –
нет. Скорее всего, они финансируются при этом по
своей обычной тарификационной сетке: как кружки,
спортивные секции. Потому что у тренеров
ненормированный рабочий день. А учителя и
тренеры заинтересованы не в своей личной
зарплате, а в том, чтобы построили хорошую
спортивную площадку, чтобы завезли инвентарь.
– А можно будет хотя бы попытаться
отследить, поддерживают ли финансово учителей, в
каких регионах, к чему это приводит?
– Это сложно сделать, но, думаю,
вполне реально – через промежуточные отчеты.
– Можно ли нашей газете
подключиться к промежуточному анализу
результатов, опубликовать его данные?
– Да, конечно.
– Ольга Егоровна, расскажите,
пожалуйста, какие еще всероссийские спортивные
мероприятия проводятся регулярно?
– Ежегодно мы проводим Президентские
фестивали школьников. В них участвуют лучшие
команды школ России. Мы создали положение об этом
фестивале (в 2004 году он проводился уже в шестой
раз). Согласно этому положению, никто заранее не
знает, учащиеся какого возраста будут
участвовать в соревнованиях, чтобы нельзя было
подготовить один класс и забыть о других. В этом
году в Президентских играх участвовали 8-е
классы. Сначала проводились первенства в
областях, определялись лучшие классы. Итоговый
фестиваль в этом году проводился в октябре в
Сочи. Это праздник для лучших спортивных классов
в России.
– А как награждаются учителя, чьи
классы становятся победителями?
– С классом приезжает учитель
физкультуры. Они награждаются грамотами,
свидетельствами. А материально, я надеюсь,
поддерживаются на местах. Мы же оплачиваем
поездку, проживание, полную спортивную форму.
Это, естественно, дает возможность для
автоматического получения высшей
квалификационной категории.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА |