Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2004

СПОРТЗАЛ

 

Большие задачи маленького спортзала

У каждого учителя свой стиль, свои методы работы, которые определяются индивидуальностью, знаниями, опытом педагога. Однако работа каждого преподавателя часто зависит и от материально-технической базы. Что делать, если, например, спортивный зал очень маленький? Как эффективнее организовать подвижные игры, когда выстроенный в колонну класс занимает почти ползала? Как даже в таком ограниченном пространстве удержать и развить интерес к спортивным играм, занятиям физкультурой? Об этом и был наш разговор с учителем физкультуры начальных классов средней школы № 1130 Мариной Владимировной Радаевой.

Пятерка? Легко!

– Пять лет назад, придя в эту школу после окончания института, я поняла, что программу уроков – разминку, подвижные игры, задания – придется приспосабливать под данные условия, – рассказывает Марина Владимировна. Класс, например, выстраивается не в две колонны, а в четыре, т. е. в играх всегда четыре команды. На площадке в зале одновременно работают не более двух человек. Важно, чтобы они быстро сделали свое задание и уступили место следующей паре. Я стараюсь поощрять у ребят именно желание заниматься и не заострять внимание на том, что у них не получается или получается не очень хорошо. «Троек» и тем более других плохих отметок не ставлю: если ребенок активен на уроке, он обязательно получит «пятерку».

Игры маленького зала

Небольшое здание начальной школы находится довольно далеко от основного комплекса. Марина Владимировна ведет урок у первоклассников. Ребята выполняют упражнения с мячом, на внимание, затем играют в «веревочку». Эта простая игра достаточно азартна, требует определенной ловкости и очень удобна для маленького зала: дети становятся в круг, в центре которого ведущий раскручивает вокруг себя веревочку или легкие прыгалки таким образом, чтобы их другой конец проходил по окружности, на которой стоят игроки. Каждый должен перепрыгнуть через веревочку. Задевший покидает игровое поле. «Веревочку» можно включить в начало урока во время разминки или, как в данном случае, закончить ею комплекс упражнений. Игру сменяет беговая эстафета. Ребята переживают за свою команду, шумят, возмущаются, но все равно слышат достаточно тихий голос учителя и с неохотой строятся, чтобы уйти из спортзала на перемену.

Для первоклассников на первых уроках обязательно проводится игра: каждому отводится свое место в зале, затем ребята могут прыгать, бегать, ходить по залу, но, услышав свисток, должны как можно скорее занять исходную позицию. Эта игра учит экономить время при построении и лучше ориентироваться в пространстве.

Соревнования в маленьком зале

Большинство упражнений, связанных с ходьбой, бегом, прыжками, выполняются в соревновательной форме, поэтому так важна организация подвижных игр. При этом необходимо координировать выполнение каждого задания, последовательно отдавать команды, чтобы дети не мешали друг другу, – это позволяет предупредить травмы.

В маленьком спортзале беговые эстафеты всегда чередуются с играми на внимание и запоминание.

Например, ведущий (им может стать любой ученик) предлагает шесть-семь упражнений: потопать, похлопать, присесть, подпрыгнуть, и. т. д. Он проговаривает команды только один раз, затем молча делает весь комплекс. После этого начинается игра: ведущий показывает, допустим, только первое, второе и седьмое упражнения, а ребята должны сделать весь комплекс, вспомнив недостающие звенья. При этом, безусловно, ведущий должен изначально задать четкий темп выполнения упражнений, например, используя счет. Только в этом случае его одноклассники смогут выполнить весь комплекс одновременно и ведущий сумеет заметить, кто ни разу не сбился. После пяти-шести повторений комплекс меняется. Тот, кто был самым внимательным, становится новым ведущим. Таким образом, решается несколько задач: тренируется память, исключается монотонность занятий, ребята учатся слушать друг друга, идет отработка «командного голоса» у ведущих игр (отдавать команды – тоже нужное умение и может понадобиться в жизни).

Кто придумывает игры и соревнования?

«Для каждого класса можно переделать игру, исходя из особенностей и возможностей ребят, – говорит Марина Владимировна. – Хорошо еще привлекать самих ребят к придумыванию игр, ведь фантазии и находчивости им не занимать».

Наверное, такой подход к проведению урока, когда ученики становятся не только исполнителями, но и авторами идей, ведущими разминок, и поддерживает интерес к уроку физкультуры. Конечно, просторный спортивный зал открывает совсем иные перспективы для творчества. Но и малое пространство, как считает Марина Владимировна, для нее и учеников – хороший организатор, стимулирующий творчество. И главное – от поиска этого нового, интересного не отказываться.

Наталья ИСАКОВА

Рейтинг@Mail.ru