Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2005
Главное – возможность выбора

НОВОСТИ СВЕРХУ
 

Главное – возможность выбора

Тогда спорт и физкультуру будут любить, а не ненавидеть

На одной из последних пресс-конференций Вячеслав Фетисов сказал, что Федеральное агентство по физической культуре и спорту выступает с предложением радикально реформировать систему преподавания физкультуры в общеобразовательной школе. В ответ на вопрос корреспондента газеты «Спорт в школе», будут ли при этом социально защищены учителя физической культуры, он почему-то стал говорить о поддержке тренеров.
– Вячеслав Александрович, газету «Спорт в школе» интересует положение школьных учителей.
– Учителя физкультуры пройдут переквалификацию и станут тренерами. У каждого спортсмена будет свой первый, школьный тренер.
Такая позиция, безусловно, взволновала педагогов. За разъяснениями о планируемой реорганизации преподавания физической культуры мы обратились к начальнику Управления научно-методического, медицинского и антидопингового обеспечения Федерального агентства по физической культуре и спорту, доктору педагогических наук, профессору Наталье Владимировне Паршиковой и попросили подробнее рассказать об этом проекте, объяснить, на каком этапе эксперимент находится в настоящее время, когда и при каких условиях возможно его внедрение в России.

Хочу сразу успокоить всех учителей физической культуры: необходимости в отказе от такой профессии, как «учитель физкультуры», нет. Нет такой политики ни в стенах нашего Федерального агентства, ни в Министерстве образования и науки. А теперь перейдем к главному – к тому проекту, который разрабатывает наше агентство.

Модернизация преподавания той или иной школьной дисциплины может проводиться двумя путями: за счет изменения содержания образовательного стандарта или путем внедрения новых форм и технологий преподавания. Содержание предмета «физическая культура» долгие годы не в полной мере способствовало выполнению тех задач, которые можно (и нужно!) перед ним ставить. В результате чуть больше тридцати процентов детей считаются практически здоровыми. Абсолютно ясно: предмет «физическая культура» при использовании существующих сегодня в школе форм и технологий преподавания не достигает своих образовательных и оздоровительных целей.

Главная задача предмета «физическая культура» – это формирование двигательных умений и навыков, представлений и на их базе формирование здорового образа жизни детей. В таком ключе были сделаны изменения при разработке нового стандарта по предмету «физическая культура». Содержание образовательного стандарта находится в компетенции Министерства образования и науки, а роль нашего Федерального агентства по физкультуре и спорту состоит в том, чтобы дать людям возможность заниматься физической культурой и привлечь к этим занятиям максимальное количество детей. Для этого мы предложили Министерству образования и науки внедрить инновационные технологии и формы преподавания этого предмета, изменить подходы к его организации, пересмотреть принципы организации преподавания физической культуры.

Руководитель нашего агентства Вячеслав Александрович Фетисов уже неоднократно (и в прессе, и на телевидении) высказывал идею о том, что учителя физической культуры должны быть тренерами для своих учеников. Это вовсе не означает, что одна профессия автоматически будет заменена другой. Главное в предлагаемом нами проекте – проводить занятия физической культурой по спортивно-игровым интересам. Ведь спортивные секции именно на интересе детей и организуются.

Если посмотреть предыдущие программы по физкультуре, можно заметить разделение предмета на четыре части (по четвертям), которые и преподавались в течение учебного года. Фактически «программа» складывалась из нескольких кусочков отдельных видов спорта, изучение которых было для всех обязательным.

Сегодня предлагается принцип индивидуальности использовать и в преподавании физической культуры. При организации занятий по интересам возникает положительная мотивация на занятия спортом в целом, у детей вырабатываются умения, необходимые для совершенствования своего физического состояния. Чтобы это стало возможным, необходимо и достаточно сменить форму организации преподавания предмета, например, разрешить ученикам на уроках физкультуры заниматься теми видами спорта, которые им интересны. То есть тренироваться в спортивных секциях, организованных в рамках предмета «Физическая культура». Предлагаемые технологии уже внедрены.

В течение нескольких лет мы опробовали различные варианты предлагаемой сегодня системы (на базе школ Самарской области), и результаты были положительными.

Вместе с тем, переход на систему выбора спортивных интересов обычно пугает учителей. Их беспокоит, как будет происходить начисление заработной платы (по учебным часам или по наполняемости групп); они понимают, что обеспечить потребности (интересы) каждого ученика, особенно в современных условиях, невозможно: вдруг кто-то «выберет» конный спорт, что должен делать учитель, один на всю школу?!

Способы оплаты сегодня отрабатываются. Скажу только, что никто не позволит ущемить права учителей, на которых, безусловно, ложится основная нагрузка этого проекта.

Никто не говорит и о том, что все известные виды спорта должны преподаваться в школе. Для этого существует сеть дополнительного образования. Школа же дает на выбор те виды спорта, виды занятий, которые может обеспечить для своих учеников при использовании имеющейся материально-технической базы.

Так, сегодня самарский регион живет по спортивно-ориентированным технологиям преподавания предмета «физическая культура». Созданы разные модели использования этих технологий: есть школы, которые не отказываются от урочной системы и выносят спортивные секции за сетку общего расписания. Существуют школы с тремя спортивными залами, есть – с одним залом; с открытыми спортивными площадками и без них.

К этому эксперименту присоединилась Тюменская, Пермская, Московская области, Татарстан, Чувашия. Кроме признания этого опыта на уровне субъектов РФ, в нем участвуют и отдельные школы, что очень ценно: значит, этот опыт действительно интересен и важен для учителей, ведь так они реализуют право образовательного учреждения на выбор способа организации образовательного процесса.

Какие варианты апробируются? Можно, например, построить все преподавание на базе двух-трех игровых видов спорта, и вокруг спортивно-игрового интереса соберется очень большое количество детей. Важно, чтобы каждый ребенок заинтересовался спортом, понял его прелесть. И неважно, каким спортом он займется в школьные годы: навыки, полученные на тренировках, он сможет использовать в течение всей жизни. На базе этого выпускники школ сумеют самостоятельно научиться и другим видам спорта, например, играть в теннис, если, конечно, появится время и желание.

Школа должна дать детям хорошее физкультурно-спортивное начало и привить любовь к занятиям спортом, к физической нагрузке.

У многих учителей возникает и такой вопрос: не станут ли дети развиваться однобоко, если будут заниматься только играми или одним видом спорта? Но спросите любого тренера, например, по игровым видам спорта, использует ли он во время тренировок упражнения из легкой атлетики или из гимнастики. И он скажет, что использует, безусловно, только с определенной направленностью, осмысленностью. Когда ребята приходят в школу и их вдруг, в первой четверти, заставляют бегать, они понять не могут: зачем? Почему именно бегать, именно сейчас?! Потом – прыгать, метать мячи... Все это сменяется гимнастикой, которая так же внезапно (и совершенно непонятно и необоснованно, с точки зрения ребят) сменяется лыжами. И так далее. Вместо этого мы предлагаем базироваться в работе с детьми на их спортивно-игровом интересе. Тогда, предложив (во время тренировки) потренироваться в беге, легко можно будет объяснить, зачем это нужно ученикам: например, баскетболистам без таких тренировок не обойтись, да и другим тоже – иначе всегда будут проигрывать соперникам.

Учителя часто волнуются о недостатке собственной квалификации как тренеров, ведь учили-то их быть учителями физкультуры. И здесь не стоит переживать, потому что никто не заставляет их становиться тренерами детских спортивных школ. Разговор идет о работе тренера оздоровительно-спортивных групп, фактически это тот же учитель физкультуры, только который учит ребят тому, что интересно именно им. Любой учитель с высшим образованием по предмету «физическая культура» или прошедший переквалификацию по этому предмету владеет всеми методиками в том или ином виде спорта. Потому что в любой стандарт по специальности в педагогических и физкультурных вузах входят различные виды спорта в достаточно большом объеме. Труднее будет тем, кто не имеет профессионального образования вообще. Но для этих людей на всех территориях созданы системы повышения квалификации.

И последнее. Вся работа, о которой идет речь, – это эксперимент, который никто не собирается вводить в школу в один момент. Потому что в системе образования, как известно, быстрые и плохо продуманные эксперименты часто заканчиваются плачевно.

На сегодняшний день мы апробируем различные модели. Нам дали официальное согласие руководители Чувашской Республики, Республики Татарстан, губернатор Московской области. Именно в этих трех субъектах РФ мы будем изучать и отношение учителей к этой проблеме, и возможности существующей материально-технической базы. Планируется отдельная работа с институтами повышения квалификации учителей, чтобы выяснить, могут ли они организовать необходимые курсы переподготовки преподавателей, вступающих в наш эксперимент. Планируем работать как с отдельными школами, так и с городами, с департаментами образования, с органами исполнительной власти. Закончить эту работу мы предполагаем к 2007 г.

Только тогда можно будет составить необходимый пакет предложений для Министерства образования. И только тогда пойдет речь о регламенте (и возможности) перехода на новую форму организации преподавания физической культуры.

Записала Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru