Тема: Физкультура: в поисках
содержания образования
«Дискуссионный клуб» – новая рубрика в нашей
газете. В ней мы будем обсуждать вопросы, не
имеющие однозначного решения, затрагивающие
каждого учителя физической культуры. Таких
вопросов много, а к некоторым из них мы будем
возвращаться снова и снова. Мы будем ждать ваших
писем, откликов на выступления коллег,
опубликованные в этой рубрике. Дискуссионный
клуб будет открыт для каждого мнения, в нем не
будет «правильных» и «неправильных» идей. В
дискуссии все идеи хороши, если авторы могут их
аргументировать.
Тема, с которой мы начинаем дискуссию, –
«Физкультура: в поисках содержания
образования» – была выбрана не случайно. Она
волнует каждого педагога, но… про нее очень
часто забывают, обсуждая лишь то, как учить, не
задумываясь над тем, чему мы учим.
Итак, разговор начинается. Присоединяйтесь!
В основе обучения – программа
Думаю, что если нет ориентировки на
результат, то теряется смысл всей учебы.
Образовательная задача, на мой взгляд,
выполняется, если ученику вольно или невольно
приходится изучать себя, определять, например,
какие группы мышц нужно тренировать, как это
лучше сделать, чтобы стать более сильным, гибким,
выносливым. Выполняя программу, каждый учится
оценивать и степень нагрузки, чтобы после
занятий физкультурой оставаться
работоспособным.
Выпускник школы должен знать и уметь выполнять
то, что заложено в программе. Правда, программа
достаточно объемная, и необходимость ее
изменения назрела давно. Учителя физкультуры
нашей школы, как и многих других, вносят в ее
содержание свои коррективы, прежде всего с целью
найти новые средства повышения мотивации в
занятиях физической культурой. И здесь просто
необходимо сотрудничество учителей,
физкультурных работников округов, методистов.
За основу своей работы беру квалификационные
нормативы. Сначала я сам прорабатываю материал,
затем, с моей помощью, ученики. В процессе работы
достигается понимание того, за счет каких
тренировок и развития каких навыков можно
добиться желаемого.
Владислав КОНЮХОВ,
учитель физкультуры школы № 20
Нужно понять, зачем мы учим…
Содержание – это материал, который
может бесконечно видоизменяться в зависимости
от того, чего мы собираемся достичь. Поэтому мне
кажется, что нужно говорить не о содержании, а о
цели образования. Если решаются задачи
психофизической культуры, то лучше использовать
не средства спорта, а, например, пластический
театр или психотерапию. Если же цель только в том,
чтобы передать детям некоторые спортивные
навыки, то содержание образования будет другим,
без применения и использования чисто спортивных
технологий тут не обойтись.
Можно выделить уровни каких-то базовых
результатов, связанных с заказчиком и
определяемых в зависимости от критериев,
выработанных учителем и учеником. Например,
результаты, показывающие развитие физических
способностей, умение произвольно оценивать
собственное продвижение к намеченной цели,
умение диагностировать, корректировать или
изменять свое психофизическое состояние, умение
противостоять стрессам и предупреждать само
возникновение негативного состояния. Я думаю,
что нужно разрабатывать новое содержание
образования, ведущее именно к этим результатам.
Дмитрий СОРОКОВ,
кандидат психологических наук
Содержание образования меняется
постоянно!
На мой взгляд, содержание образования
является следствием материально-технической
базы школы, уровня профессиональной подготовки
кадров и традиций данного учебного заведения.
Оно в каждой школе, у каждого учителя разное и
меняется постоянно, особенно если учитель
сохраняет желание учиться, понимает
необходимость использования новых средств для
повышения интереса ребят к его урокам.
Например, в нашей школе очень важной составной
частью содержания образования на физкультуре
является аэробика. Ею занимаются как девочки, так
и мальчики. Но аэробика – это не только
содержание, но и средство, позволяющее расширять,
улучшать содержание уроков. Содержанием
образования можно считать и то, что мы учим ребят
самостоятельно организовывать спортивные клубы,
проводить соревнования, быть судьями,
осуществлять самоуправление. При этом мы,
учителя, – помощники, наблюдатели, направляющие,
а не командиры и контролеры своих учеников.
Марина АНИСИМОВА,
учитель физкультуры, методист
Дети должны радоваться движению!
Содержание образования? Это – цель,
ради которой ты работаешь. Я уверена, что такая
цель может быть только одна: чтобы у ребенка была
радость от того, что он делает. Учитель должен
сделать все, чтобы сохранить эту радость. Если
дети радуются движению, отдыхают в игре, умеют
восстанавливать себя после учебной нагрузки,
вести себя раскрепощенно – это и есть то ценное,
ради которого мы работаем. И именно это нельзя
терять.
По результатам разработанного в нашей школе
экзамена (см. «Спорт в школе», № 20/2004 г.) ученик, не
имеющий высоких показателей по достижению
нормативов, может получить «пятерку» по
физкультуре, потому что владеет теми умениями,
которые помогают ему сегодня и будут необходимы
после школы: чтобы поддерживать свое здоровье,
здоровье своих детей, родственников. Такие
умения и есть содержание образования.
Ольга БАКУН,
учитель физкультуры НПО
«Школа самоопределения»
Моя цель достигнута, когда дети
говорят после урока: «Спасибо!»
Когда ученик, выходя из зала, говорит
«спасибо», для меня это – результат. Если ученик
отдохнул на уроке, несмотря на то, что загружал
мышцы и мысли тем, что я ему предлагал, это –
результат. Если он научился тому, что я старался
ему передать, – результат.
Я работаю, прежде всего, для того, чтобы после
моих уроков ребята захотели заниматься
физкультурой и во внеурочное время, пользуясь
моими рекомендациями. И чтобы могли правильно
среагировать на полученный результат,
проанализировав его в дневнике, который мы в
школе разработали для занятий физкультурой.
Виктор ВЕРХЛИН,
учитель физкультуры
Учитель должен постоянно учиться
Конкурс «Учитель года» показал, что
накоплен богатейший опыт, в том числе и по
содержанию образования по физической культуре.
По сравнению с этим конкурсом курсы повышения
квалификации настолько устарели, что не вызывают
никакого интереса. А ведь учителю, как и ученику,
должно быть интересно учиться.
У нас в школе нет освобожденных. Дети занимаются
с удовольствием, стараются ничего не пропустить,
чтобы потом другим помочь, других научить. Многие
ребята занимаются во внеурочное время. Родители
спокойны за своих детей, некоторые и сами
приходят к нам в секции, потому что аэробика
универсальна. По-моему, это очень важно в
содержании нашего предмета: сделать так, чтобы
каждый ребенок был занят полезным делом, умел
правильно распределить свое время, искал пути к
самосовершенствованию через занятия физической
культурой.
Лариса ИВАНОВА,
учитель физкультуры, ведущий специалист
Виды спорта могут быть только
материалом для понимания себя
Физкультурное образование должно
исходить из того, что каждый человек – открытая
биологическая система. Живая, подвижная, но
главное – открытая, способная живо и
эмоционально реагировать на все происходящее
вокруг.
Мне совершенно непонятно, почему до сих пор урок
физкультуры и программы по этому предмету
составляются из усеченных кусочков различных
видов спорта. Если ребенок – это открытый,
развивающийся живой мир, стремящийся к гармонии
единый целостный организм, то любой из видов
спорта в школьной программе имеет право быть
только в качестве исходного материала, на
котором ученик может познать себя, научиться
выстраивать деятельность и вступать во
взаимодействие с другими людьми. При чем здесь
легкая атлетика, баскетбол, волейбол или лыжные
гонки?!
Мы, учителя, обязаны обеспечить детей некими
«инструментами», способами работы с собой, чтобы
они могли заниматься своей культурой физической
независимо от того, есть ли рядом стадион, зал или
бассейн.
Для меня содержание образования предмета
«Физическая культура» – это комплекс
организационно-педагогических условий, которые
создает учитель и школа для того, чтобы развивать
у детей эти умения.
Лариса БЫЧКОВА,
зав. кафедрой физкультуры НПО
«Школа самоопределения» |