Уроки без прикрас
В 19-м и 20-м
номерах за 2004 г. были опубликованы «Записки
учителя, или Уроки без прикрас» Владимира
Шленкина: выдержки из дневника преподавателя
физической культуры. Об учениках, которые далеко
не всегда бывают идеальными, о коллегах и
руководстве. О том, что удалось придумать, чтобы
не ударить в грязь лицом перед теми, кто пришел к
тебе учиться. О неудачах, которые учитель
переживает и обдумывает вновь и вновь.
В ответ на эту публикацию стали приходить письма.
Правда, учителя вместо того, чтобы обсуждать эту
статью, стали присылать… свои дневники. Пожалуй,
так и должно было быть. Чужой дневник заставляет
вспомнить и проанализировать свою работу. А если
учителю хочется поделиться своими размышлениями
с коллегами, значит чужие мысли «задели за
живое», оказались созвучными с переживаниями
автора.
Так появилась новая рубрика, которую мы
открываем с первого номера 2005 г.: «Записки
учителя». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию
размышления еще одного учителя. О чем они
заставят задуматься его коллег?
Присылайте ваши размышления! Может быть, вот так,
не претендуя на статус научного анализа, нам
вместе с вами удастся описать ту педагогику,
которая обычно остается в тени
научно-методических разработок. Рассказать о том
опыте, который и делает из выпускника
педагогического института настоящего учителя.
Из дневника
До этого я не работала в школе. Но так
случилось, что меня позвали вторым
«физкультурником». Без педагогического
образования, с баскетбольной спортшколой за
плечами, да с любовью к спорту.
Сентябрь: знакомство
Классы – с седьмого по одиннадцатый.
Проводя первые уроки, я с ужасом думала о том, что
никогда не запомню имена и фамилии более двухсот
человек. Да и такой однородности одежды не
предполагала: джинсы, отсутствие сменной
спортивной обуви, изобилие верхнего трикотажа –
от футболок до свитеров. Я сказала, что
спортивная форма – это отношение к предмету
«физическая культура». И это отношение –
составляющая оценки.
Первыми форму надели мальчишки из 7
«А». Я вошла в зал и увидела «всех звезд» мирового
футбола в форме своих клубов. Предпочтения были
налицо. Задолго до звонка они уже сидели у
спортзала со своим собственным мячом и каждый
раз спрашивали: «Мы сегодня одни?» и, если одни,
кричали: «Ура!». Мысленно с ними «ура!» кричала и
я, потому что остаться классу одному в зале было
редкой удачей. Как правило, урок одновременно
идет в двух классах разных параллелей; каждый –
на своей половине зала, разделенного посредине,
как стеной, сеткой. Но, как оказалось, это еще
хороший вариант.
...Девятые больше интересовало, как я
буду ставить оценки: по нормативам или... Я
ответила, что по работе. Именно так и старалась
делать, потому что убеждена: по нормативам можно
оценивать только тех, кто функционально готов на
них выйти, и тогда, когда есть хоть какая-то
систематическая подготовка. Количество же
справок и записок от родителей о длительном и
разовом освобождении говорило о полном ее
отсутствии.
...Одиннадцатый – выпускной.
«Прекрасная половина» вплыла в зал с тетрадками,
что-то доедая, и всем своим видом говорила: «Не
трогайте нас, пожалуйста». Этот недостаток
энергии с лихвой компенсировали мальчишки,
которые «сколько надо» любых упражнений на
оценку могли сделать.
...В конце года по всем показателям
мониторинга я со своими классами не вышла на
положенный процент подготовленности. Даже самым
слабым и «неспортивным» я не могла поставить
«тройку» за год, потому что они работали:
некоторые научились делать шпагаты или стойки на
голове; другие прыгали через «козла» и в высоту,
осваивали прыгалки, многие впервые пробежали
кросс. И разве ни о чем не говорит тот факт, что
освобожденные по врачебным показаниям от
физкультуры в течение нескольких лет (!) просят
разрешить им заниматься? Движение – жизнь,
доказывать не надо. Но что же тогда физкультура,
если не движение? И как можно навсегда освободить
от нее?
10 «Б»: «взрослые дети»
У учителей не должно быть любимчиков.
Но они есть всегда... в виде исключения. Для
меня – 10 «Б», теперь он одиннадцатый. Мы
приняли друг друга сразу. Открытые, добрые лица.
Так, как они, смеяться над собой после
какого-нибудь кувырка или прыжка в других
классах не умеют.
На физкультуре для них главное –
научиться чему-то новому и поиграть. И самое
замечательное, что неважно, какой, например, мяч
оказывается под рукой. Баскетбольный –
начинается баскетбол, футбольный – с таким же
успехом футбол. И это при том, что и здесь по
статистике мальчишек – мало... Во все игры я
играла вместе с ними. О правилах и ошибках – по
ходу. Кто играл хуже – не стеснялись: не помню,
чтобы кого-то за это упрекнули или унизили.
Однажды мы «свою» половину
перегородили старой волейбольной сеткой,
закрепив ее на металлических решетках окон. Так и
повелось: захотелось в волейбол – со звонком все
было готово. И пусть площадка в несколько раз
меньше, а сетка ниже, главное – игроков больше,
чем положено.
...Во второй четверти – гимнастика.
Отжимания, «пресс», кувырки, «березка», растяжка
– все это идет в качестве разминки перед
прыжками через «козла». Помню, как в их возрасте я
решила перепрыгнуть его, согнув ноги в коленях,
этот прыжок и сегодня обязательный только для
мальчиков. Не знаю, как получилось, что
преподаватель не страховал, но я не допрыгнула,
зацепилась носками и полетела на руки вниз
головой. До сих пор помню ту ужасную боль в
позвоночнике.
...Я построила класс и показала, как
страхуются подобные прыжки. Ребята начали
прыгать, освобожденные – тоже, поочередно
вставая на страховку вместе со мной. А потом
кто-то из них сказал: «Валентина Васильевна, а
Вы... Конечно, я старалась поддерживать неплохую
спортивную форму, но не думала, что буду прыгать
через «козла» через тридцать лет после окончания
школы. Я прыгнула. Но не потому, что не могла
ударить в грязь лицом, а просто потому, что была
готова. (Первое полугодие, чтобы войти в форму, я
разминалась со всеми классами.) Они хлопали.
Постепенно «козла» «усмирили» все, и к концу
урока осталась одна Валюшка Леонова, высокая,
тоненькая, которая, всякий раз отталкиваясь от
мостика, опять приземлялась на него...
И я вспомнила свой страх, который долго
не отпускал меня после падения. А поскольку на
страх срок давности не распространяется, значит,
время тут не помощник. Нужно что-то другое.
...Ребята поддерживали: «Давай, Валюш,
не бойся!» Сказать легко. Мы подошли к снаряду:
она встала на мостик, я – напротив, «козел» между
нами. «Максимально выбрасываешь ноги в стороны и
пять раз подряд садишься на него». На шестой раз
она перепрыгнула «козла» с места, потом – с
разбега. Все хлопали, кричали «ура!» и были
счастливы. Потому что, оставаясь детьми, они были
уже взрослыми.
Солнце, воздух и решение проблем
Одно всем портило карты: кросс или
беговая разминка на определенное количество
кругов. Но так само собой получилось, что это было
разрешением на игру в футбол, а, кроме того,
«великие» мои футболисты могли оценить свою
выносливость по достоинству.
Не открою Америки, если скажу, что в
школьном возрасте бег как таковой не доставляет
удовольствия. Но с элементом соревнования –
всегда другое дело.
Седьмому «А» нравились эстафеты. Они
сами разбивались на команды, распределялись по
этапам. Это еще период того возрастного
максимализма, когда ради победы ты забываешь о
нехватке сил и умения. Кому-то не находилось в
командах места, потому что они были еще в том
возрасте, когда кто-то с кем-то не дружил и быть в
команде не хотел. Приходилось подключаться.
Однажды начался дождь, а они все бегали и бегали.
Заканчивали мальчики, бежали девочки, а в конце
все команды одновременно. Маленький праздник
бега. И никто не заметил, что каждый из них
пробежал за урок около километра, да еще на
полной скорости. При этом удалось также
поработать над стартом и над передачей
эстафетной палочки, которая с каждым кругом
держалась в руках все увереннее.
Этот класс можно было «зажечь». Они
охотно принимали помощь. Достаточно им показать
что-то новое, и они готовы дерзать.
...Начиная урок, например, где
предстояло прыгать в высоту, разучивать
волейбольный пас или знакомиться еще с каким-то
упражнением, я никогда не спрашивала, умеют ли
они это делать. Главное, чтобы не было скучно.
На прыжки в высоту все классы
набрасывались с горящими глазами. И пусть до
«четверки» допрыгивала меньшая часть, а до
«пятерки» – вообще единицы, такого настроения и
азарта, как здесь, не было, пожалуй, ни в каком
другом виде легкой атлетики.
Для меня «высота» тоже всегда была
любимой. А кроме прыжка «ножницами», какой
изучают в школе, у меня в запасе был еще
«перекидной». Я и решила его им показать.
– Валентина Васильевна, Вы будете
прыгать?! – в 7 «А», кажется, у всех открылись
рты.
– Попробую. Уверена, что и вы сможете.
Через минуту, словно они до этого вообще не
прыгали, мои семиклассники ринулись в бой. На
таких уроках звонок всегда почему-то торопится.
...А с «перекладным» во всех классах
получился настоящий бум. Все разъяснилось очень
просто: «...Нам вообще никогда ничего не
показывали, – сказали мне в 10 «Б», – а тут прыжки,
да еще в высоту!»
На все случаи жизни
Я училась в семидесятых и не помню,
чтобы хоть раз нам какой-то предмет, если заболел
учитель, заменили физкультурой. Понятно, было
другое время, государство относилось к школе
иначе, а уж чтобы дети оставались без какого-то
предмета, просто сомнительно. Учителей
сравнивать не берусь: хороший учитель, как и врач
или кто угодно, таковым остается в любое время.
...Когда ты приходишь на урок, а у тебя
не один класс, а два, а то еще и третий небольшой
впридачу и полплощадки спортивного зала, потому
что на улице холодно и сыро, то мысль только о том,
как развести по углам эту армию. Что лучше –
выдать мяч с бадминтоном или усадить всех на маты
и найти тему для разговора? А какую?
Бьешься, бьешься, например, за
спортивную форму на уроке и объяснениями, и
оценками, и собственным примером, но приходят в
зал тридцать человек на замену урока без сменной
спортивной обуви, и все идет прахом. А ведь ничем
не отличается урок физкультуры по расписанию от
любого другого занятия в зале: принято решение
без спортивной обуви в зал не входить – давайте
выполнять его не когда удобно, а всегда.
...Попробуйте пройти в спортивный зал
любой спортшколы без сменной обуви или в верхней
одежде! Не пройдете. И правильно.
Каждый дом, в том числе и спортивный,
требует уважения. С этого и надо начинать.
Эти разные... родители
В третьей четверти, начиная со второго
класса, лыжная подготовка. У меня не было первых
уроков, и так получалось, что, когда я приходила в
школу, малышня Ольги Евгеньевны нарезала круги
по школьному стадиону. Одни шли уверенно, на
лыжах с ботинками. У других были простые, но
надежные крепления, третьи – то и дело
соскальзывали ботинками в снег, потому что
крепления не держали.
Достаточно было побывать на уроке,
чтобы ответить, как родители относятся к
физкультуре. И дело совсем не в том, что не все
могут купить, например, лыжный инвентарь. Во 2–4-х
классах лыжи выдавались. Символическая плата 100
рублей за сезон никаким образом не могла покрыть
сломанных на уроках лыж, палок, креплений. Но всю
зиму дети могли пользоваться лыжами. Но не помню,
чтобы кто-то из родителей попросил эти лыжи
домой, чтобы подобрать к ним, возможно, более
удобную обувь, лучше подогнать крепления. Чаще
случалось обратное: ребенку из дома давали лыжи,
которые приходилось ремонтировать
преподавателю.
...Увеличивался возраст, уменьшалось
количество лыж. К концу средней школы можно уже
было говорить о числе учащихся на одну пару лыж. В
двух моих старших классах лыж не было ни у кого.
Заменить лыжную подготовку ничем невозможно. У
каждого вида спорта – своя замечательная роль.
Можно делать что-то другое, но что, особенно, если
зима удалась? И неужели лыжи сегодня для детей –
только память детства?
Из моих классов самый большой отряд
лыжников был в седьмом. Пока те, кто без лыж,
бегали, играли в снежки и в футбол на снегу, мы
учились ходить то одним шагом, то другим,
съезжать с небольшой горки и тормозить, делать
повороты и падать. Трудно поверить, но не только в
этом классе, а даже и в девятых находились такие,
кто встал на лыжи впервые.
...Мне было очень интересно посмотреть
на родителей. Я посетила родительские собрания
во всех своих классах. Как же наши дети похожи на
нас!
С родителями 10 «Б» – словно на уроке с
их детьми: полное понимание, общие интересы. В
глухую стену 9 «Б», за которой и ученики, и их
родители, стучаться было бесполезно. В 9 «В» – о
замене лыжной программы на «что-нибудь, потому
что на два года покупать лыжи никто не будет».
Почему на два? И чем можно заменить двухчасовую
лыжную прогулку? Глядя на малышей, самозабвенно
шагающих на лыжах, я никогда бы этого не делала.
Наоборот: ввела бы по лыжам зачетную
систему, чтобы детей своих в будущем могли
научить. И очень захотелось, чтобы мои ученики и
их родители хоть однажды, пусть даже без лыж,
добрались бы до «Лыжни России», чтобы посмотреть
и честно себе ответить: можно ли это чем-то
заменить?
Валентина РЕПИНА |