Опыт регионов
Газета «Спорт в школе» в 2005 году
планирует серию публикаций, посвященных
особенностям организации преподавания
физической культуры в различных регионах и
областях России.
Идея эта появилась не случайно.
Пожалуй, именно в сегодняшней политической и
экономической обстановке она стала наиболее
актуальной.
От чего зависит преподавание
физической культуры? Только ли от преподавателя
и направленных сверху программ? Нет, конечно, –
это ясно каждому. В отличие от других учебных
предметов, для которых наличие (или отсутствие)
материальной базы не столь актуально и может
быть компенсировано, в той или иной степени, за
счет родителей, оборудование спортивного зала
резко корректирует любую программу. Нет
оборудования, нет спортзала – о какой культуре
физической может идти речь?
Как известно, теперь финансирование
школ (как муниципальных учебных заведений)
практически полностью ложится на местные власти.
Сложная задача. Но… дети, для образования
которых будут выделяться средства, именно для
местной власти являются реальными, живыми
детьми, бегающими вот тут, рядом, а не «детьми»
вообще, о которых можно и забыть в суете будней.
Итак, первый посыл начать публичный
анализ особенностей преподавания физической
культуры в регионах России –
финансово-экономические различия, которые
теперь будут становиться все заметнее.
Но, конечно, не только деньги решают,
как будет работать учитель. Есть еще один фактор,
очень важный для каждой школы, для каждого
педагога. Это – свобода творческого поиска.
Учитель, который не имеет такой свободы, вряд ли
сможет вырастить свободных (и умеющих отвечать
за свою свободу) людей.
В чем состоит свобода педагога? Кто
дает ее, кто может отобрать?
Нельзя требовать хороших результатов
обучения от учителя, выполняющего чужие
инструкции и постоянно находящегося под прессом
контролирующих его работу чиновников. Потому что
он несвободный, подневольный человек.
Учитель, ищущий свой путь, всегда
работает не так, как другие, всегда в поиске.
Свобода педагога, наверное, начинается
с его школы. Если директор понимает ценность
творчества, он сделает все, чтобы работающие в
его школе учителя не чувствовали себя
подневольными людьми.
Но… Границы полномочий директора
определяются его прямым начальством. Районным и
областным департаментами образования.
Путешествия на редакционном автобусе
«Первого сентября» показали, что в одних
областях плотность творческих учителей на
квадратный километр вдруг оказывается гораздо
выше, чем в соседних. Может быть, там просто
сложился «культ» творчества и оно
приветствуется и поощряется?
Задача газеты – найти людей, создающих
новую педагогику, и рассказать о них. Как это
лучше сделать? Наверное, обратившись именно к тем
людям, которые руководят системой образования в
регионах. Кто знает лучше, чем они, о новациях,
интересных и полезных для всех учителей?
Свои письма с предложением описать опыт работы
преподавателей физической культуры мы разослали
по всем областям и республикам Российской
Федерации. И стали ждать. Сегодня нам пришли
ответы из 17 регионов. С согласием предоставить
всю нужную информацию, с предложением
сотрудничества. Расчет оказался верным: накоплен
богатый опыт, которым люди готовы поделиться.
Для тех, до кого наши письма (по каким-то, не
зависящим от нас причинам) не дошли, мы приведем
вопросы, которые поставила в них редакция.
1. Сколько школ входит в область
(край, регион, республику)?
2. Есть ли авторские программы по
физической культуре, утвержденные в области
(крае, регионе, республике)? Если есть, мы с
удовольствием их опубликовали бы. В предисловии
к каждой авторской программе следует указать не
только ее автора, но и в каких школах (в какой
школе) эта программа используется? Как она
создавалась? Почему возникла необходимость в ее
создании?
3. Существуют ли в области (крае,
регионе, республике) школы, в которых есть
несколько спортивных залов? Школы, в которых есть
бассейны? Как удалось так хорошо их оснастить?
Чем отличается преподавание физической культуры
в этих школах?
4. Существуют ли школы, не оснащенные
спортивным залом? Сколько их? Если можно, было бы
интересно узнать, как, по каким программам
работают учителя физкультуры в этих школах.
Интересны статьи с описанием работы учителей в
этих школах: как они решают проблемы, с которыми
сталкиваются. Интересно и важно мнение отдела
образования: почему не удается построить в этих
школах спортивные залы, от кого это зависит, как
идет аттестация работающих там учителей.
5. Для наиболее полного освещения
особенностей организации преподавания
физической культуры в вашей области
корреспондент газеты «Спорт в школе» мог бы
приехать в порекомендованную Департаментом
образования школу, описать работу ее учителей
(совместно с ними). Возможна организация
«круглого стола» для педагогов на тему
«Преподавание физической культуры. Проблемы,
решения и перспективы».
6. Просим сообщить имена и адреса
людей, с которыми редакция газеты могла бы
непосредственно контактировать при
планировании и подготовке номера о преподавании
физической культуры в вашей области (крае,
регионе, республике).
Мы благодарим всех, кто откликнулся на
наше предложение. И сегодня, в первом номере
нового года, ответим на те вопросы, с которыми к
нам обратились некоторые департаменты
образования после получения нашего письма.
Если приедет корреспондент газеты,
то за чей счет?
– Конечно, за счет редакции. При
создании тематического номера корреспондент
газеты приедет, если информации, которая
прислана, будет недостаточно для описания
особенностей преподавания физической культуры в
данной области, крае, регионе или республике.
Однако те адреса (учителя, школы), которые
указываются как наиболее интересные, вносятся в
базу данных, и, по мере возможности, мы будем
знакомить читателей «Спорта в школе» с самыми
интересными учителями физической культуры в
России.
А что может считаться «достаточной»
информацией?
– Ответы на вопросы, поставленные
редакцией, и разработки авторских программ и
методик. Тексты нужно присылать на электронный
адрес редакции в формате документа Word–05 или
Word–06. Наиболее интересные, оригинальные
программы будут опубликованы полностью,
отдельно от тематического номера, их авторам
будут выплачены гонорары.
Кто будет считаться автором
тематического номера, посвященного отдельной
области (краю, региону, республике)?
Корреспондент, который будет работать
с присланным из региона материалом. Но для того,
чтобы обработка материала наиболее точно
соответствовала действительности,
корреспондент будет работать совместно с
представителем Департамента образования
описываемой области, получать информацию от
учителей, работающих там. Без согласования
материал опубликован не будет, именно поэтому мы
и просим сообщить координаты контактных лиц.
– Если точки зрения учителей и
органов управления образования будут
расходиться, чью сторону займет газета?
– Газета опубликует все имеющиеся
точки зрения, если их авторы будут согласны на
публикацию. Учителя могут нам писать и вне
органов Управления образования, что, по нашему
мнению, поможет отразить особенности их работы
наиболее полно.
– Когда присылать материалы?
– Для того чтобы публикация об области
(крае, регионе, республике) вышла в этом, 2005 году,
материалы должны быть присланы не позднее 30
марта. Их обработка и согласование требуют
времени. Выпуск первых тематических номеров мы
планируем в апреле этого года.
С уважением,
главный редактор газеты «Спорт в школе»
Ольга Милославовна ЛЕОНТЬЕВА
e-mail: olgaleon@1september.ru
Мы ждем ваших писем, уважаемые
коллеги! Писем от тех, кто руководит
образованием, и от тех, кто работает учителями
физической культуры. Мы уверены: письма будут и о
победах, и о проблемах, с которыми мы
сталкиваемся сегодня. И опыт одних людей поможет
преодолеть похожие проблемы их коллегам в других
уголках России. А может быть, чьи-то идеи помогут
и вам?
|