Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2005
Физическое воспитание психического «Я»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 

Физическое воспитание психического «Я»

Физкультура должна помогать развитию самопознания. Именно это в дальнейшем способствует успешному развитию личности ребенка, его социальной адаптации.

Известно, что современная школа во многом ущербно влияет на состояние физического и психического здоровья учащихся. Единые требования к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек, что отражается на их нервно-психическом здоровье. Мониторинг физического развития школьников Москвы в 90-е годы выявил негативные изменения в физическом статусе детей, в том числе из наиболее социально благополучных семей, обучающихся в гимназиях, лицеях и др. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушения зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.

Еще педологи 20-х годов прошлого века видели в качестве одной из причин ухудшения здоровья учащихся сам уклад школьной жизни: «Если принять во внимание, что обмен веществ происходит преимущественно в мышцах, то станет понятным, что одну из серьезных причин отмеченного явления нужно искать в пассивном школьном обучении, принуждающем учащихся несоответственно большую часть дня проводить в сидячем положении и нарушающем обмен веществ, имеющий у детей более энергичный характер и требующий интенсивных движений», – писал профессор И. Арямов в 1928 году.

Вместе с тем, до сих пор, спустя 80 лет, занятия физкультурой в образовательных учреждениях по-прежнему не обеспечивают необходимого объема двигательной активности детей. Для детей от 6 до 15 лет занятия физическими упражнениями должны занимать 8–12 часов в неделю, то есть 1–2 часа в день. Двух и даже трех занятий физкультурой в неделю явно не хватит для удовлетворения биологической потребности в движении. В Японии, например, в рамках школьной недели проводится 3–4 урока физкультуры, а в Великобритании – 5.

Двух и даже трех занятий физкультурой в неделю явно не хватит для удовлетворения биологической потребности в движении.

Собственно говоря, отечественная система физического воспитания детей в образовательных учреждениях по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала справедливо считается одной из лучших в мире. Однако на протяжении всего периода ее реализации она страдала тремя существенными недостатками:

  1. В заданном виде программа физической культуры в образовательных учреждениях никогда полностью не реализовывалась, т. к. для этого не имелось объективных возможностей (кадры, материально-техническая база, отношение общества к «физкультуре» и «физкультурникам»).
  2. Начиная с конца XIX в. отечественная школа физической культуры формировалась на базе так называемой «сокольской» (Германия) гимнастики с ее гипертрофированным отношением к формальным упражнениям и элементам строевой подготовки. До сего времени в программах по физической культуре гимнастика явно превалирует над таким универсальным средством воздействия на организм и психику ребенка, как игры. Между прочим, в американской школе, например, игры традиционно занимают ведущее положение. Справедливости ради следует добавить, что американцы обычно не учитывают психофункционального воздействия игр; в западноевропейской школе акцент на психологический аспект воздействия физических упражнений на ребенка, наоборот, часто чрезмерно преувеличен. В отечественной же школе отставание видно как в недооценке роли игр, так и в игнорировании психологических закономерностей двигательной деятельности ребенка.
  3. На протяжении советского периода занятия по физической культуре были идеологизированы и подчинялись идеям «классовой борьбы». Физическое воспитание сводилось к разучиванию ограниченного количества двигательных действий и к подготовке различных зрелищных политических мероприятий. Даже в названии основного комплекса, по которому оценивалась физическая подготовленность детей, была заложена определенная «военизированная» идея: «Готов к труду и обороне». Из-за этого в число «запретных» были включены такие многоцелевые оздоровительные школы, как хатха-йога, у-шу, западноевропейские системы «Физическое Я – Психическое Я».

В настоящее время ситуация изменилась. Появились реальные возможности для разработки и внедрения новых программ. Однако хочется, чтобы эти программы не увеличивали механически количество часов по физкультуре без изменения содержания. Исходя из того, что количество занятий по физической культуре крайне ограниченно, их ценность для ребенка чрезвычайно возрастает.

Автор вместе со своими коллегами пытался подойти к проблеме сохранения и развития физического и психического здоровья школьников на основе так называемого «психофизического сопряжения». Этот метод можно использовать при любых формах организованной двигательной активности детей, в том числе проводимых психологом. Когда мы ведем речь о дошкольниках и младших школьниках, надо учитывать, что у них обучение двигательным действиям и развитие психики тесно связаны между собой.

Суть психофизического сопряжения заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития.

Приведем несколько примеров психофизических занятий с детьми 6–7 лет.

Начинается сопряженная психофизическая работа с детьми с обучения их умениям владеть своим телом и создавать при этом различное настроение (бодрый/унылый, активный/утомленный, уверенный/смущенный). Дети должны научиться понимать свое Я как совокупность различных функциональных систем.

В короткой беседе объясняется, как можно создать у себя хорошее настроение с помощью мимики («Сделай злое лицо, теперь – доброе, что ты чувствуешь?»). Затем даются простейшие упражнения, например, ходьба (следить за осанкой, «бодростью» шага), легкий бег (сохранять осанку как при ходьбе, голову держать высоко, «какой я гордый»), имитационные упражнения: потягивание («Я спросонья»), поднимание плеч вверх («Я удивлен») с одновременным поднятием бровей, повороты туловища в стороны и наклоны («Я ищу что-то»). Далее дети по выбору ведущего или собственному желанию выполняют упражнения: статичные (поза, мимика, взгляд, вид бодрого человека, усталого, злого, веселого); динамичные (строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту); ролевые (кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку).

Появились реальные возможности для разработки и внедрения новых программ. Однако хочется, чтобы эти программы не увеличивали механически количество часов по физкультуре без изменения содержания.

Основная направленность занятий по развитию быстроты мышления – применение таких упражнений, которые способствуют направленному развитию как физических, так и психических качеств. В данном случае подбираются упражнения, формирующие базовые физические качества (сила, быстрота, ловкость) и психические качества (быстрота оценки ситуации и принятия решения, наблюдательность, внимательность, объем памяти), обеспечивающие активную жизнедеятельность человека.

Во время вводной беседы говорится о том, как важно не только быстро делать, но и быстро думать. Например, два водителя быстро среагировали на внезапно появившееся препятствие (пешеход перебегает дорогу в неразрешенном месте). В игре «Пятнашки» можно стараться быстро бегать, а можно при этом быстро думать, применять финты, обманывая догоняющего.

Выполняются такие упражнения, как ходьба по кругу. По хлопку необходимо сразу остановиться, по двум хлопкам – повернуться и двигаться в противоположном направлении. Эти же задания выполняются во время бега. Полезны такие упражнения в парах. Стоя лицом друг к другу, на счет 1 – правая рука в сторону, на счет 2 – левая рука в сторону, на счет 3 – правая рука вверх, на счет 4 – левая рука вверх, на счет 5–7 – хлопки ладонями о ладони партнера, 8 – руки опустить. То же, но на счет 1–2 руки поочередно сгибаются в локтях. Затем учащимся в парах присваиваются номера «первый», «второй». На счет 1–4 «первый» выполняет движения, как в первом упражнении, а «второй» – как во втором. В следующем упражнении учащиеся меняются номерами.

Средства и методы двигательной активности позволяют развивать коммуникативные навыки, навыки поведения в сложных и опасных ситуациях. Однако самое главное видится в том, что физкультура должна способствовать развитию самопознания. Именно это в дальнейшем способствует успешному развитию личности ребенка, его социальной адаптации. Также важно то, что уже в сравнительно раннем возрасте с помощью физического воспитания формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденция к отказу от агрессивного поведения и готовность избежать агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я учащегося, формируется чувство уверенности в себе. Кроме того, регулярные занятия физическими упражнениями ведут к развитию чувства уверенности, психической устойчивости.

Вадим РОДИОНОВ, доктор педагогических наук

 

Рейтинг@Mail.ru