Как научить любить лыжи
Лыжи не терпят шума и суеты, они созданы для работы, иногда веселой и стремительной, а иногда трудной и напряженной. Но это не самоцель.
У каждого –
свое везение
Наша школа расположена в трех минутах ходьбы от леса, и это бесспорная удача: трудно переоценить значение леса для уроков физкультуры по лыжной подготовке. С ребятами, которым посчастливилось выходить в лес на первых утренних уроках, мы непременно встречаем восход солнца. Он каждый раз разный. Солнце выползает медленно, раскрашивая золотом стволы застывших берез. Мы уже успели прокатиться на лыжах, и теперь у нас есть эта минута волшебства, тишины и восторга. Может, ради этих мгновений и нужны уроки по лыжной подготовке?
А еще мы замечали, как опускается на землю снег – медленный, пушистый. И если он сегодня таков, то работа предстоит над нашей выносливостью и терпением: снег будет прилипать к деревяшкам и не даст скользить пластику. Но стоит ли горевать о скольжении, когда вокруг сказочный лес?!
Лыжные уроки – самые тихие уроки из всей физкультуры. Лыжи не терпят шума и суеты, они созданы для работы, иногда веселой и стремительной, а иногда трудной и напряженной. Но это не самоцель.
Лыжи –
это не только техника
Я считаю урок успешным, если мне удается переместить ацент с задач по лыжной подготовке на восприятие гармонии и красоты. И ни при чем здесь «умение переходить с попеременного двухшажного хода на одновременный одношажный и одновременный бесшажный».
Лыжи – это далеко не только техника ходов. Например, техника подъема «лесенкой» и «елочкой» может быть сплошным мучением – лыжи не слушаются, и ребенок чаще всего предпочитает преодолевать подъем ползком или сняв лыжи. А если не настаивать на отработке техники, а просто переместить внимание с рук и ног на рассматривание ближайшей березки?..
– Вы видели, как растут березки на склонах? Посмотрите. Они вытянулись верхушками вверх, прямо в небо, независимо от крутизны склона…
Предложите ребенку взобраться на горку, сохраняя прямую спину, как березка на склоне, и поверьте, полдела уже сделано, ноги сами пойдут, а руки помогут. Попробуйте взбежать «елочкой» или проскакать «лесенкой» на глазах у детей с легкостью и улыбкой. Уверяю вас, редкий ребенок не захочет поскакать рядом с вами. Они уже смеются и счастливы, даже падая и сползая, не одолев горки. Умение придет само собой, как только малыш окрепнет и поймет, как это – забираться на горку. Всему свое время. Не торопите его, случится это как-то вдруг, а не по программе и плану урока.
Никто не спорит, что нужно показывать, как удобнее переносить лыжи, как тормозить на спуске и чем отличается один лыжный ход от другого. Только это, на мой взгляд, не должно быть основной задачей урока. Скорее всего, ненавязчивые советы и подсказки, увлекательные показы и пробы – не что иное, как моменты общения и приобретения двигательного опыта.
Бегом
от нормативов
Наших любимых «салочек» и «колдунчиков» на лыжах в программе никогда не было и, наверно, еще долго не будет. Кто-то за нас решил, что в игры на лыжах должны включаться только хорошо освоенные движения. А если пойти от обратного? Эмоциональный подъем, азарт таков, что ребенок готов забыть все свои страхи. Он интуитивно показывает чудеса сноровки, равновесия, скорости, владения лыжами.
Если с горки разрешается скатываться, когда все внизу разойдутся, значит, ребенок может простоять полурока в ожидании. Неужели мы действительно этого хотим? К счастью, чаще всего дети никого не ждут, нарушая все правила и инструкции. Вопреки запретам, повинуясь здравому смыслу, они объезжают упавших и зазевавшихся, катятся на лыжах, приседая и подпрыгивая, едут то на одной, то на другой ноге, съезжают спиной вперед. А разве удастся (и надо ли?) удерживать мальчишек и девчонок от всевозможных запрещенных трамплинчиков? Вместо запретов лучше быть рядом с ними, подбадривать, советовать, вместе искать причину неудачного спуска, пытаться корректировать опасные движения, наконец, просто радоваться вместе их новым победам, открытиям и приобретаемому опыту.
Опасностей и риска предостаточно. Но в этой ситуации нельзя приказать, заставить или запретить, очень важно для учителя дать ребенку прожить этот опыт, не помешать познать свои возможности и включиться только тогда, когда есть реальная угроза здоровью или жизни ученика.
Работая «на нормативы»,
не только убьешь всю романтику лыж, но и еще, чего доброго, воспитаешь стойкую неприязнь
к ним.
Что же тогда может быть задачами урока?
Давайте создавать ситуации, когда задачами для ученика станут:
сохранение равновесия и поддержание собственного баланса (например, при очень скользкой лыжне и даже при ее отсутствии);
преодоление отдачи лыж за счет своих усилий.
При этом будут развиваться и умения:
- соизмерять возможности и желания с собственными ресурсами;
- регламентировать собственные действия;
- договариваться или убеждать кого-то в важном для себя вопросе;
- контролировать себя.
Разве этого мало? И так ли уж нужно нашим ученикам общеобразовательных школ тщательное изучение техники лыжных ходов? Зачем и кому нужно бесконечное нудное нарезание кругов для отработки этой самой техники? Неужели для всех детей необходимо устраивать сдачу контрольных нормативов, заставляя бежать на лыжах 3 км, а то и 5 км, да еще и с требованием уложиться во временной норматив? Может быть, кто-то ответит, зачем это нужно ребенку, хочет ли он этого, какой результат мы получим? И еще, давно ли авторы нормативов работали в обычных школах, непосредственно с детьми, или «дети» у них – понятие абстрактное?!
Работая «на нормативы», не только убьешь всю романтику лыж, но и еще, чего доброго, воспитаешь стойкую неприязнь к ним.
Для души
и для здоровья
Имея опыт тренерской работы по биатлону и лыжным гонкам, я очень хорошо понимаю, зачем ребятам из спортшколы, тренирующимся 5–6 раз в неделю, оттачивать технику на тренировочных кругах. Кстати, эта работа относится к разделу специальной подготовки лыжника-гонщика.
Нашим же ученикам общеобразовательных школ надо попытаться показать всю прелесть лыж, дать почувствовать красоту и сказку зимнего пейзажа, не спеша постоять, подставляя лицо солнышку, уловить прохладную влагу от растаявшей снежинки. Полюбоваться прыжками белки, покормить лесных птиц... Одним словом, помочь ребятам полюбить лыжи за неповторимые мгновения зимы, возможность общения с природой. Дать почувствовать восторг от скорости спуска, от скольжения, от незабываемого чувства полета. И тогда основы техники перестанут быть в тягость школьнику.
Не забудем и о том, что изумительный, отфильтрованный пушистым снегом, чистый зимний воздух – не что иное, как самый настоящий природный кислородный коктейль.
Все наши падения, мокрая одежда, замерзшие руки, казалось бы, безумная усталость вовсе не так уж и страшны. Мы со временем будем меньше падать, высушим одежду и обувь, отогреем озябшие пальчики, отдохнем и... оставим в сердце сказочный образ незабываемого зимнего леса, ощутим приятное чувство гордости: «Я это сделал, я смог!»
Играйте,
и фантазируйте!
Не секрет, что даже обычная лыжная прогулка уже несет достаточно большую физическую нагрузку.
Если в основе уроков будет больше игр и зимних забав, километры накрутятся сами собой, появятся и техника, и уверенность, пропадет страх и обязательно возникнет интерес.
Давайте устроим для малышей биатлон со свободным бегом на лыжах и метанием снежков. Или не будем измерять нудные круги, а подсчитаем путь, пройденный всем классом сообща, где нам окажутся важны результаты каждого, независимо от их значения. Выложим потом полученное расстояние на карту и определим, как далеко нам удалось уйти от школы и куда мы сегодня смогли добраться на лыжах. Может, до Сокольников или до Таганки. Будет случай поговорить, что это за места такие в Москве, чем примечательны и чем дороги москвичам. Это получится каждый раз, с каждым классом по-разному – вариантов всегда множество, а всего-то покатались в лесу на лыжах.
И тогда, «двадцать лет спустя»...
Изменим сегодня подход к урокам по лыжной подготовке, и возможно, будущим детям наших сегодняшних учеников не придется слышать: «Что ты привязался ко мне со своими лыжами? Где я тебе их возьму?»
А, кстати, где можно взять лыжи?
Конечно, можно купить, разнообразие выбора огромно – на любой вкус. Можно попросить у сестры или брата, позвонить друзьям и знакомым. Можно договориться с ребятами из параллельного класса, а то и приобрести один комплект лыжного инвентаря на двоих. Появится желание иметь лыжи, обязательно отыщется и возможность.
А от родителей ведь нужно так немного: просто подобрать вместе с ребенком ботинки, лыжи, палки, курточку и вместо слов: «Как ты мне надоел со своими лыжами» – сказать: «Как я тебе завидую, как давно мы не были в лесу вместе, какой ты счастливый, что у тебя есть лыжи!»
И тогда утверждение «Лыжи – это здорово!» будет не только названием очередного школьного конкурса, но и станет собственным счастливым опытом как от уроков физической культуры по лыжной подготовке, так и от самостоятельных лыжных прогулок.
Лариса БЫЧКОВА
|