Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2005
Спартианское движение

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКА
 

Спартианское движение

В настоящее время во всех странах в организации массовой физкультурно-спортивной работы все более важное значение придается деятельности спортивных клубов.

Спортклуб является для детей и молодежи прекрасной школой обучения общению друг с другом, жизни в обществе с соблюдением принципов демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма объединения детей и молодежи позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом, вести консультационную работу среди них, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность.

Наиболее эффективной показала себя модель такого детско-юношеского спортклуба, в котором:

  • членом клуба может стать каждый, независимо от способностей, пола, возраста и т.д.;
  • руководство клубом осуществляет Совет, избираемый демократическим путем;
  • члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, создают инфраструктуру клуба, готовят спортивную экипировку, атрибутику и т.д.;
  • помимо занятий спортом, организуются разнообразные формы социально-культурной деятельности;
  • имеется штат квалифицированных кадров;
  • родители и школа информируются по всем вопросам деятельности клуба.

Практика деятельности спортклубов показала нецелесообразность такого подхода, при котором функции руководства клубом берут на себя учителя, методисты, инструкторы, а органы детского клубного самоуправления осуществляют только исполнительные функции.

Наиболее рациональным является такой подход, при котором общие направления деятельности клуба определяются инструкторами, а более конкретные вопросы выносятся на обсуждение Совета клуба и его членов.

Одной из таких форм являются клубы Добрыни Никитича. Идея этого клуба состоит в том, что мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны:

  1. быть честными, справедливыми и преданными Отечеству;
  2. выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены.

И.И. Должиков – один из авторов данной идеи – разработал зачетные требования клуба Добрыни Никитича, которые включают в себя определенные нормативы по рукопашному бою, в упражнениях на силу, в беге на скорость, в беге на выносливость и в прыжковых упражнениях. Предлагаются и другие варианты нормативов. Зачет имеет два варианта: по обязательным нормативам и по очковой системе.

Те, кто выполнил установленные нормативы, становятся членами клуба и получают звание кавалера знака Добрыни Никитича. Устанавливаются три уровня требований для этого знака: III степени, II степени и I степени. Организационные принципы клуба просты, демократичны, предполагают разные варианты работы в зависимости от местных условий.

Участие в клубе – дело добровольное. Клуб создается инициативной группой в школе, ПТУ, колледже, техникуме и т. д. В группу могут входить не только ребята, но также учителя и представители администрации учебного заведения. Очень важно участие в этой группе учителя физкультуры. Инициативная группа разрабатывает Устав клуба.

В рамках спартианского движения, развивающегося в нашей стране с 1991 года, все более широкое распространение получают самодеятельные Спартианские клубы, программа которых разработана автором концепции этого движения В.И. Столяровым.

Спартианский клуб – добровольное объединение отдельных лиц, семей, коллективов (спортивных, художественных и т. д.) с целью совместного активного отдыха, общения, развития и проявления способностей в различных видах творческой деятельности на основе организации Спартианских и других игр (включая народные и национальные игры, забавы, развлечения), соревнований, объединяющих спорт с искусством, а также подготовки к ним. Клуб может быть создан на базе общеобразовательной или специализированной школы (ДЮСШ, ДЮК ФП), музыкального училища, школы-интерната, ПУ, ПЛ, дворца творчества детей и молодежи, его также можно организовать по месту жительства и т. д. Членами клуба могут быть лица разного возраста, разных увлечений, разной физической подготовки и физического состояния, в том числе инвалиды.

В начале работы клуба обычно используются уже известные, традиционные игры, соревнования, разработанные ранее программы Спартианских игр и т. д. Однако в последующем ставится задача придумать новые игры и соревнования, программы Спартианских игр и т. д. Для этого в клубе проводится спартианский конкурс изобретателей. Участники конкурса предлагают на суд жюри свое «изобретение»: соревнование (игру) или техническое приспособление для соревнования (игры), требующие от участников физической подготовленности, спортивного мастерства. Это могут быть совершенно новые, уникальные соревнования (игры, приспособления) или модификации известных соревнований (игр, приспособлений). Модификация соревнования или игры может затрагивать их правила, используемый инвентарь и т. д. Предложенная модификация соревнований (игр, приспособлений) должна делать их более интересными, эстетичными, гуманными и демократичными (доступными для всех, включая инвалидов). Особо поощряется изобретение «спартианских» соревнований и игр, в программе которых спорт объединяется с искусством. Организуется также конкурс наиболее интересных народных и национальных игр, забав, развлечений. На основе этого в клубе создается своя, клубная спартианская игротека.

Важное направление деятельности клуба – оказание помощи членам клуба в подготовке к Спартианским играм, в спартианском образовании, необходимом для успешного выступления на этих играх. Их программа предполагает наличие разносторонних знаний и умений, которые связаны со спортивной, туристской, художественной деятельностью, техническим творчеством, другими видами творческой деятельности, знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, национальными видами спорта и искусства, народными играми и т. д. В целях оказания помощи членам клуба в их спартианском образовании, разностороннем физическом, психическом и духовном совершенствовании в клубе создается Спартианская школа.

В заключение предлагаем вашему вниманию разработку проведенного внеклассного мероприятия.

Воспитательная направленность нашей деятельности строилась с учетом того, что нынешняя молодежь не знакома с историей русского государства, традициями, обычаями, забавами, играми, которые воспитывают, с одной стороны, уважение, достоинство, почитание, доблесть, с другой – силу, быстроту мышления и движений, ловкость и т. д.

Варианты конкурсов, игр и эстафет мы предлагаем отдельно.

Сценарии практического занятия зонального этапа VI Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по внеурочным формам физкультурно-спортивной работы»

Продолжительность – 1 час 20 мин. (в конкурсном варианте – 40 мин.).

Участвуют: юноши в возрасте 16–17 лет. В каждой из двух участвующих команд – не менее 8 человек.

Задачи:

– воспитание у участников интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой;

– развитие интереса к самобытной физической и военной подготовке воинов Древней Руси и знакомство с ней;

– проверка участников в освоении навыков, умении выполнять игровые упражнения и участвовать в состязаниях.

1. Построение и приветствие участников команд.

 

Рейтинг@Mail.ru