– Быстро утих шквал спортивных страстей, отгремели победы, и... все как-то так же быстро забылось, – вздыхает Андрей Голованов. – Вот, к примеру, если сейчас сюда зайдут Дмитрий Саутин и какой-нибудь певец из «Фабрики звезд». Кого, на ваш взгляд, быстрее узнает наша молодежь? То-то и оно. К сожалению, далеко не тех героев раскручивают масс-медиа. Завоевали медаль для страны, побились в кровь – ну, молодцы, напомнили всему миру музыку российского гимна. И все. До следующей Олимпиады...
Мы хотим изменить эту ситуацию. Мы изначально ставили перед собой задачу запечатлеть наших настоящих спортивных героев на века, для будущих поколений. Русских фотографов на Афинской Олимпиаде было ничтожно мало – 12 человек. Для сравнения, в немецкую делегацию входило 60! Кроме всего прочего, никого из нас не пустили в так называемый олимпийский пул – самые близкие и удобные места для съемки. Плюс ко всему мы поехали за свой счет, и по грустной российской традиции работали за «идею», на голом энтузиазме. К сожалению, на наш взгляд, особенно удачных, редких кадров у нас не появилось. Вышли хорошие, добротные фотографии, которыми мы вправе гордиться, но чтобы что-то особенное – нет, такого не получилось.
– А для меня фотография – это вообще не искусство, это ремесло с элементами творчества, – отрезает Киврин. – В хорошей фотографии должны удачно совмещаться свет, тени, эмоции объектов, интересный ракурс и настроение автора. Спортивная фотография очень специфична – как, например, объяснить начинающему фотографу, что снять гол не так уж важно. Важно донести до зрителя твое личное мнение, а не номинально зафиксировать событие. Снимать нужно так, чтобы без подписи хотелось долго смотреть на снимок. Безусловно, нужно и немного разбираться в том, что снимаешь: правила игры, программу выступления, наиболее сложные и необычные элементы. Например, снимая гимнастику, нужно заранее прийти на тренировку, увидеть последовательность упражнений и в зависимости от этого знать, горизонтально или вертикально ставить камеру, чтобы случайно не «обрезать» спортсмену ноги при прыжке.
Сергей и Андрей работают вместе уже более 20 лет. По их словам, они уже срослись настолько, что и свои фотоработы не делят на кивринские и головановские.
– Мы постоянно учимся друг у друга. И чем больше узнаем, тем больше понимаем, что ничегошеньки еще не знаем, – говорят фотографы. – Орем, бывало, ругаемся, но потом как-то все срастается, и съемка от этого только выигрывает. Мы всегда стараемся встать для удачного кадра в разных точках. И знаете, Андрею постоянно фартит: я часами сижу «в засаде», жду своего часа, а он ходит спокойненько, пьет кофе, а потом забежит на пару минут – сфотографирует и… сразу в точку. Знаете, у него такая определенная «формула успеха» – удачный выход на объект.
Спортивная фотография – игра без правил. Именно люди, идущие вразрез с правилами, и создают шедевры. Тут нужно постоянно импровизировать, искать новые ходы, необычную компоновку.
– На сегодняшний день у меня «фишка» – необычные тени, отбрасываемые объектами, – говорит Сергей. – Фотограф должен уметь видеть необычное в обычном, трансформировать пространство. Ведь любопытно, что, например, даже с одной и той же точки фотографы видят абсолютно разные вещи: один – удачный гол, другой – рваные трусы футболиста. Здесь важно прочувствовать ситуацию, понять, что в данном случае интереснее. А этому, друзья мои, не научишь, это уже от Бога.
Пожалуй, нигде, кроме как на Олимпиаде, эмоции не выглядят так красиво и благородно, а сражение, даже самое ожесточенное, по сути своей мирное и праздничное. Настоящие герои, поднимающие статус нашей страны, должны быть знамениты и узнаваемы. Они много отдали ради победы, и создатели «фото Олимпиады» Сергей Киврин и Андрей Голованов сделали для этого все от них зависящее.
Анна БОРОДИНА
Фото Л. ЛАРИОНОВОЙ