Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКА

 

Баскетбол для малышей

ЧАСТЬ 1
Начало

Почему мы решили сделать этот проект?

Костя: Я очень люблю баскетбол и каждую свободную минуту пытаюсь проводить с мячом в руках. Поэтому, когда Лариса Юрьевна предложила нам сделать из приятного полезное, я согласился. Я предложил Руслану, и он присоединился.

Руслан: Я неплохо играю в баскетбол. Кроме того, я очень люблю детей, и у меня уже была педагогическая практика. Мне хотелось научить тому, что я умею, ребят из младших классов. Возможно, это даст им дополнительный толчок для занятий баскетболом. И мы с Костей подумали, что это, правда, может быть нашим проектом.

Лариса Юрьевна Бычкова: Я давно заметила, что ребятам из младших классов очень нравится баскетбол. Но мне трудно было их учить, так как на это требуется много времени. Тогда я обратилась к Руслану и Косте, и мы решили организовать секцию для младших классов.

Задачи, которые поставили перед собой участники проекта:

1) организовать детскую секцию по баскетболу;
2) научить детей азам баскетбольной игры;
3) попытаться получить тренерский опыт;
4) полноценно тренировать.

Действия:

1) проконсультироваться с преподавателем физкультуры;
2) составить график занятий;
3) составить план тренировки;
4) объявить в младших классах о существовании секции;
5) набрать группу;
6) проводить тренировки;
7) отслеживать продвижение каждого ученика;
8) защитить проект.

Результаты:

1) в школе создана баскетбольная секция для малышей;
2) у учеников начальной школы появилась возможность заниматься баскетболом;
3) нами получен опыт педагогической деятельности;
4) защищена проектная работа.

План работы

Начало работы: ноябрь 2003 г.
Начало тренировок: ноябрь 2003 г.
Дни тренировок: пятница (кроме праздников).
Время: начало тренировки 14:05; окончание тренировки 15:05.
Окончание тренировок: март 2004 г.
Подготовка проекта март 2004 г.
Завершение проекта: апрель 2004 г.
Тренеры (проектанты): Руслан Яловенко, Константин Сафаров.
Консультант: Л.Ю. Бычкова (заведующая кафедрой физвоспитания).

ЧАСТЬ 2
Тренировки

1. Знакомство

Нам хотелось стать им друзьями, чтобы им с нами понравилось общаться. Сначала мы постарались познакомиться поближе с каждым ребенком, чтобы потом было легче искать к нему подход во время тренировки.

Необходимо узнать:
– его имя;
– чем он интересуется;
– кто его друзья;
– играл ли он раньше в баскетбол.

Необходимо рассказать:
– как нас зовут;
– чем будем вместе заниматься;
– по каким дням мы будем проводить тренировки.

2. Правила игры

Мы постарались не судить их по всем баскетбольным уровням, чтобы им было проще научиться играть, а уже потом, когда они освоятся, будем вводить все новые ограничения. Некоторые считают, что это неправильно, нужно с самого детства учить по-настоящему, но у нас другая методика занятий. Мы считали, что детям трудно сразу освоить все правила игры, поэтому для начала мы облегчили их.

Итак:
вбрасывание (начало игры – самое основное);
аут (чтобы они почувствовали границы площадки);
пробежка (чтобы они привыкли к владению мячом);
фол при броске (чтобы с самого начала учились уважать партнера и соперника);
двойное ведение мяча (чтобы они привыкли к ведению мяча);
фол при ведении мяча (чтобы с самого начала учились уважать партнера и соперника);
зона, спорный мяч (чтобы они почувствовали границы площадки, для того, чтобы не дрались за мяч, а знали, что есть судья, который их рассудит).

Естественно, правила трех и пяти секунд нами не упоминались.

3. Физическая подготовка

Конечно, нужно было подготовить ребят к игре в мяч физическом плане, чтобы они хотя бы добрасывали до кольца. Поэтому мы решили включить в план тренировок следующие упражнения.

Бег:
– бег обычный (трусцой);
– спиной вперед;
– приставной шаг;
– с рывками;
– челночный.

Все это развивает координацию и помогает правильно передвигаться по площадке. Ведь им придется играть друг с другом.

Прыжки:
– на месте;
– в длину;
– в высоту (до сетки кольца).

Уметь прыгать в баскетболе на месте важнее, чем бросать мяч. Ведь чем выше ты прыгаешь на месте, тем ближе ты к кольцу и тем легче тебе в него забить мяч. Мы уделили этому много времени.

А также игра без мяча...

Игра без мяча дает детям первоначальное чувство команды, ощущение партнеров, чтобы, когда они возьмут мяч, уже могли сыграть вместе.

4. Основы игры

1) Ведение мяча – основной элемент, без которого невозможно играть. Ведь в баскетболе с мячом в руках можно сделать лишь два шага, а остальное расстояние игрок должен двигаться с ведением. Они должны к этому привыкнуть и чувствовать себя с мячом так же, как без мяча. Мы решили отработать его с помощью следующих упражнений:

– ведение мяча на месте;
– ведение мяча шагом;
– ведение мяча бегом;
– ведение мяча, сидя на полу;
– ведение мяча между ног.

2) Ребенок сразу должен понять, что в одиночку игру не выиграть и что пас – важная часть любой командной игры. Нельзя играть одному, нужно отдавать передачи игрокам. Но делать это надо правильно. Надо выработать у детей технику передачи, чтобы они не просто выкидывали мяч в сторону партнера: партнер должен поймать мяч и сделать передачу. Мы воспользовались следующими упражнениями:

– передача мяча, стоя спиной друг к другу;
– передача мяча стоя (на расстоянии 5 метров);
– передача мяча сидя;
– передача мяча об пол;
– передача мяча самому себе с помощью стенки.

3) Бросок в кольцо – цель игры. Для этого нужно правильно и технично бросать мяч. Кроме объяснений и показательных бросков, мы прибегали к следующим упражнениям:

– бросок мяча над собой;
– бросок мяча о щит, бросок без мяча (только кисть руки и толчок);
– бросок мяча непосредственно в корзину.

Ребята должны были научиться бросать как можно быстрее. Ведь игра без забитых очков очень скучна, тем более, что в баскетболе ничьих не бывает. У них довольно быстро стало получаться, и мы скоро стали приступать к игре.

5. Простейшие игровые комбинации

Баскетбол – эта командная игра, и в ней нельзя играть одному. Нужно взаимодействие всех игроков. Поэтому мы решили показать ребятам пару простых комбинаций, чтобы они не просто носились по площадке, а пытались продумать, как им завершить атаку результативно.

1. Передачи мяча в движении. Двое встают около противоположных боковых линий. Один владеет мячом. Одновременно они начинают бежать вдоль площадки к противоположному кольцу, при этом быстро передавая мяч друг другу. Как только они добегают до противоположного щита, один из них атакует из-под кольца. Второй подбирает и начинает движение обратно. Как только добегают обратно, атакует тот, кто еще не бросил, и т. д.

2. Передача мяча через центрального. Двое встают так же, как в предыдущем упражнении, только третий становится посередине. Они начинают движение. Только на этот раз игрок, бегущий сбоку, отдает передачу центральному, а он, в свою очередь, отдает тому, и тот бежит на другую сторону. В конце площадки кто-то из стоящих напротив атакует кольцо и становится в центр, тот же, кто был в центре, встает на освободившийся край, и начинается движение обратно, и т. д.

3. Передача на ход. Один из игроков становится под кольцом, другой – на центр площадки. С центра площадки игрок начинает движение к кольцу. Как только он входит в трехсекундную зону, тот, кто стоит под кольцом, отдает ему передачу. Игрок атакует кольцо. Они меняются местами и т. д.

Схемы:
– игрок;
– передача;
– движение игрока;
– атака кольца.

План тренировки

Вариант 1 (физическая подготовка)

  1. Разминка – 5 мин.
  2. Беговые упражнения – 10 мин.
  3. Прыжковые упражнения – 10 мин.
  4. Игра без мяча – 10 мин.
  5. Игра – 20 мин.

Вариант 2 (игровая подготовка)

  1. Разминка – 5 мин.
  2. Упражнения на дриблинг – 10 мин.
  3. Упражнения на пас – 10 мин.
  4. Упражнения на бросок – 10 мин.
  5. Игра без мяча – 10 мин.
  6. Игра – 10 мин.

Вариант 3 (тактика)

  1. Разминка – 5 мин.
  2. Отработка комбинации 1 – 10 мин.
  3. Отработка комбинации 2 – 10 мин.
  4. Отработка комбинации 3 – 10 мин.
  5. Игра с использованием комбинаций 1, 2, 3 – 20 мин.

Вариант 4 (игровое занятие)

  1. Игра – сколько хотят.

ЧАСТЬ 3

1. Мы – тренеры

От баскетбольного тренера, как и от любого другого, требуется сделать из спортсменов, которые пришли к нему на тренировку, команду.

От нас, конечно, не требовалось создать команду для победы на соревнованиях, нам просто нужно их научить азам баскетбольной игры. Но, несмотря на это, нам пригодились те качества, которые требуются любому хорошему тренеру. Мы решили составить памятку начинающему тренеру.

Умения, необходимые любому тренеру:

  • умение поддерживать дисциплину;
  • умение находить подход к каждому игроку;
  • умение заинтересовать команду;
  • умение заставить команду верить в победу;
  • умение заставить команду работать;
  • умение грамотно составить тренировку (чтобы игроки не переутомлялись).

Качества, необходимые любому тренеру:

  • жесткость;
  • целеустремленность;
  • общительность;
  • упорство;
  • командный дух;
  • дух лидера.

2. Мы – педагоги

Всем известно, что для работы с детьми, особенно с маленькими, нужно обладать навыками педагогической деятельности. У нас этих навыков не было, поэтому мы надеялись приобрести их в процессе работы. Мы думаем, что у нас получилось стать для ребят друзьями, с которыми они хотели встречаться чаще и играть в баскетбол. А это значит, что все-таки мы смогли справиться с задачей и стать не только тренерами, но и педагогами. Если вы соберетесь повторить наш успех, то помните:

– не кричите на детей (можно повысить голос, чтобы привлечь их внимание, но ни в коем случае не ругаться);
– не позволяйте им делать все, что им вздумается, иначе они станут неуправляемыми;
– постарайтесь заинтересовать их, а не заставлять делать то, что они не хотят;
– общайтесь с ними не только на тренировках – они быстрее с вами поладят.

3. Мы – проектировщики

Мы уже не в первый раз сталкиваемся с проектированием. Нас этому учили в мастерской в 8 классе. Но нам кажется, что это очень непростое дело, и, чтобы достичь в нем совершенства, нужно составить и осуществить не один десяток проектов. Поэтому наш проект, конечно, далек от совершенства, но, тем не менее, он гораздо лучше и содержательнее того, что мы делали до этого. Мы сформулировали некоторые выводы и вот что вам советуем:

– отнеситесь к проектированию ответственно;
– не откладывайте все на последний день;
– постарайтесь проконсультироваться как можно с большим количеством знающих людей;
– не рассчитывайте на поблажки;
– сделайте все возможное, чтобы выполнить проект раньше назначенного срока, и стремитесь как можно лучше проверить и дополнить его.

Заключение

В заключение мы хотим, прежде всего, сказать спасибо всем, кто помогал нам осуществлять этот проект. Также хотим поблагодарить ребят, которых мы тренировали, – без них у нас ничего бы не получилось. Надеемся, что им тоже понравилось тренироваться под нашим руководством. Нам самим очень понравилось делать этот проект. Это был интересный опыт, который, мы не сомневаемся, пригодится нам в дальнейшей жизни. И вообще, проектировать надо уметь. Когда ты умеешь проектировать, ты можешь осуществить не только отдельный проект, но и свою жизнь. Это гораздо труднее, но и эффективнее. Мы рады, что в нашей школе существует возможность научиться умению проектировать. Получилось у нас или нет, решать вам. Даже если не очень, то у нас еще будет возможность усовершенствовать свое умение. Ведь вся наша жизнь – это один большой проект...

Руслан ЯЛОВЕНКО,
Константин САФАРОВ
Фото авторов

Рейтинг@Mail.ru