О чем пишут в журнале "Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка"?
Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах
Кандидат биологических наук, доцент Ф.Р. Зотова в своей статье (№ 4, 2004) отмечает, что гипокинезия является фактором риска многих заболеваний, снижения функциональных возможностей организма учащихся инновационных школ, поэтому возникает необходимость оптимизации двигательной активности, повышения эффективности уроков физической культуры как условий сохранения здоровья, нормализации физического развития и физической подготовленности, снижения психоэмоционального напряжения гимназистов.
Серией предварительных исследований в физико-математической гимназии и гимназии с углубленным изучением английского языка был проведен анализ уроков физической культуры. Было установлено, что моторная плотность урока составляет 50–55%, а уровень частоты пульса равнялся 100–110 уд./мин.
Автором была разработана программа по физическому воспитанию учащихся гуманитарной гимназии. По этой программе в двух шестых классах был добавлен третий «тренировочный» урок физической культуры. Программа этого урока предполагала последовательное акцентированное воздействие на развитие физических способностей методом круговой тренировки. Комплекс круговой тренировки состоял из 6–8 упражнений и проводился по методу экстенсивной интервальной работы. Направленность комплекса круговой тренировки (КТ) менялась через шесть недель. Повышения физической нагрузки в КТ добивались увеличением применяемого внешнего отягощения (набивные мячи, гантели и т.д.), изменением исходного положения и сокращением интервалов отдыха между станциями. Помимо комплекса КТ в основную часть включались подвижные игры, направленные преимущественно на воспитание координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей. В заключительной части «тренировочного» урока учащиеся экспериментальных классов обучались приемам психорегуляции своего состояния. Для этого применялись специально подобранные упражнения: дыхательные и игровые, для напряжения и расслабления мышц.
К исследованию были привлечены учащиеся четырех классов, из них два – экспериментальные. Количество исследуемых составило 100 человек, из них 56 мальчиков.
Методом хронометрирования определяли моторную плотность занятия. Программа тестирования включала семь тестов: сгибание и разгибание рук в упоре лежа; перепрыгивание через скамейку высотой 25 см; упражнение «сесть – лечь» из исходного положения лежа, руки за головой; приседание; перешагивание через гимнастическую палку; бег на месте (частота движения ног; перенос ног через скамейку в упоре сидя сзади). Методом шагометрии установили объем двигательной активности гимназистов на уроке физкультуры.
Педагогический анализ «тренировочных» уроков показал, что моторная плотность уроков составляет 75–80%, средняя пульсовая стоимость находилась в пределах 140–150 уд./мин. Двигательная активность на дополнительных уроках физкультуры равнялась 2200–3320 шагам.
Экспериментальная программа тренировочных уроков способствовала более выраженному положительному приросту показателей физической подготовленности, приобретению элементарных умений и навыков, регуляции психического состояния, что актуально для детей и подростков гимназической формы обучения.
Ирина БОГДАНОВА
|