О мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни
и массовых занятий физической культурой и спортом
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной.
По данным Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2003 году среди детей в возрасте от 0 до 18 лет, лишь 32,1% детей признаны здоровыми, 51,7% имеют функциональные отклонения, 16,2% – хронические заболевания. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние десять лет возросла на 42,5% и увеличилась практически по всем классам болезней.
Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей и молодежи.
Многие из выявленных патологий можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях.
Однако различным ступеням дошкольного, общего и профессионального образования присущи негативные процессы, сдерживающие функционирование системы и не обеспечивающие достаточный уровень физического развития и физической подготовленности школьников и учащейся молодежи.
Так, на ступени дошкольного образования большая часть детей по разным причинам не посещает детские сады и тем самым не вовлечена в организованные занятия физическими упражнениями. Не приобретая первоначальных двигательных навыков, дошкольники отстают в своем физическом развитии, что, в определенной степени, сдерживает их интеллектуальное развитие.
На ступени среднего полного общего образования ограничение применяемых форм и средств физического воспитания не удовлетворяет весь спектр интересов и потребностей старших школьников и, как правило, ведет к снижению посещаемости уроков физической культуры, что особенно проявляется у учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам.
На ступени начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности физического воспитания, использование в ней прикладных видов спорта. Неоправданно сокращен (с четырех до двух часов) недельный объем обязательных учебных часов, отводимых на физическую культуру в модели и примерных учебных планах начального профессионального образования, разрушена клубная деятельность учебных заведений, ранее финансировавшаяся отраслевыми профсоюзами.
На ступени высшего профессионального образования слабо организована работа по формированию у студентов методико-практических навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни, резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вузов.
В современных условиях проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, формирования физической культуры личности требуют разработки новых подходов к построению процесса физического воспитания.
Прежде всего Минобрнауки России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта; рекомендовало вузам сохранить, где имелись, или создать вновь кафедры здоровья, занимающиеся подготовкой студентов к работе по формированию культуры здоровья обучающихся, воспитанников, студентов. Учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования включают в учебные планы блок дисциплин, обеспечивающих подготовку учителей к работе по формированию, сохранению и развитию здоровья обучающихся, воспитанников, студентов.
В качестве других позитивных моментов организации мер, направленных на сохранение здоровья в современной школе, можно отметить:
- внедрение в практику современной школы научных основ ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья, санитарно-гигиенических основ профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков и современных способов противостояния недугам;
- оснащение учреждений образования современным медицинским оборудованием и создание условий для профилактики и предупреждения развития болезни на ранних стадиях (фитобары, оздоровительные кабинеты, массажные, стоматологические и пр.).
23 мая 2002 года состоялось совместное заседание коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования по вопросу «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Коллегия отметила роль физической культуры в образовательном учреждении как важного условия обеспечения необходимого уровня гармоничного развития обучающихся, формирования таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей и молодежи.
Определены приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе:
- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;
- объективизация оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи;
- создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;
- профилактика асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- оснащение образовательных учреждений учебно-спортивным оборудованием и инвентарем.
По итогам заседания коллегий издан соответствующий совместный приказ, предусматривающий комплекс мер по совершенствованию процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.
Во исполнение данного приказа Министерством в 2002 г. направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендации о введении в 1–11-х классах общеобразовательных учреждений, а также в учреждениях начального профессионального образования дополнительных часов физической культуры.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:
- осуществлять постоянный контроль за соблюдением в образовательных учреждениях действующего законодательства в части организации процесса физического воспитания обучающихся и врачебно-педагогического контроля за ним;
- принять меры по созданию в образовательных учреждениях детско-юношеских и студенческих спортивно-оздоровительных клубов;
- предусмотреть в региональных программах развития физической культуры, спорта и туризма реконструкцию и строительство учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым спортивным оборудованием и инвентарем;
- оказывать содействие и помощь региональным отделениям всероссийских физкультурно-спортивных организаций в проведении внеучебной физкультурно-спортивной работы и организации спортивных мероприятий среди учащейся и студенческой молодежи;
- содействовать сохранению и развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;
- обеспечить доступ детям и подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и вечернее время (до 22.00).
Одно из приоритетных направлений в физическом воспитании –формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации.
Однако открытие свободного доступа в спортивные залы учебных заведений для массовых занятий физической культурой и спортом жителей ближайших микрорайонов является проблемным, как с позиций санитарно-эпидемиологического обеспечения деятельности учреждений, так и соблюдения режима безопасности. Кроме того, по данным государственной статистики, в 2003/04 учебном году в 28% общеобразовательных учреждений занятия проводились в 2–3 смены. Фонд оплаты труда для организации дополнительных занятий в 45 тыс. учреждений общего образования составит не менее 260 млн. рублей.
В 2003 и 2004 гг. осуществлены меры по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений (из федерального бюджета на указанные цели выделено по 300 млн. руб. ежегодно). В рамках Федеральной программы развития образования спортивным оборудованием обеспечены все образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» медицинские кабинеты образовательных учреждений, входящих в Ассоциацию школ, содействующих здоровью, оснащены комплектами оздоровительного оборудования.
В целях пропаганды культуры здоровья, ценностей здорового образа жизни Минобразованием России совместно с Госкомспортом России, Минздравом России в 2003 г. органам управления образованием, педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано ежегодно проводить 7 апреля Всероссийский день здоровья детей. В 2003–2004 гг. в рамках Дня здоровья проводились различные мероприятия, направленные на создание условий для формирования у обучающихся и педагогов полезных навыков здорового образа жизни, в том числе – телемарафон «Мое отношение к здоровью», в котором приняли участие все регионы России, урок «Культура здоровья».
В системе образования функционирует более 180 тыс. объединений дополнительного образования детей спортивной направленности, в которых занимается около 3 млн. детей и подростков. Более чем в 30 тыс. туристских объединений спортивной подготовкой охвачены около полумиллиона детей.
В большинстве учреждений дополнительного образования детей осуществляется спортивно-массовая и оздоровительная работа. Общая численность учреждений системы образования составляет около 9 тысяч.
Касаясь вопросов детско-юношеского спорта, необходимо отметить, что в системе образования России функционируют 2900 детско-юношеских спортивных школ, что составляет 62% от общего количества спортшкол различных ведомств.
Дополнительное образование детей спортивной направленности в структуре образования в настоящее время представляет целостную, завершенную систему, обеспечивающую возможность детям проходить в зависимости от повышения своего спортивного мастерства ряд этапов подготовки: спортивная секция, клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР). Деятельность СДЮШОР направлена как на спортивно-оздоровительную работу, включая консультационную, методическую помощь педагогическим коллективам в организации спортивно-массовой работы, реализацию региональной системы спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, позволяющими наиболее полно реализовать свои возможности каждому ребенку, формирование региональных сборных команд для участия во всероссийских и зональных соревнованиях, так и на подготовку спортсменов высокой квалификации.
Сформировавшаяся в течение длительного исторического периода система отбора и повышения спортивного мастерства детей и подростков оправдала себя, подтверждением этого являются результаты XXVIII Олимпийских игр в Афинах, чемпионами и призерами которых стали 44 воспитанника спортивных школ органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Основополагающим документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов и учреждений системы образования в данном направлении, стала разработанная Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки от 6 октября 2004 г.).
В целях привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их физической подготовленности и спортивного мастерства, пропаганды здорового образа жизни Минобрнауки России осуществляет плановые мероприятия по выполнению «Комплекса межведомственных мероприятий по реализации Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2005 года».
В Правительство Российской Федерации внесен доработанный проект постановления «О государственном физкультурно-оздоровительном комплексе «Физическое совершенство», введение которого поможет возродить практику массового спортивного движения.
Ежегодно 7 апреля проводится Всероссийский «День здоровья», рекомендации по проведению аналогичных акций направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
В июне 2004 года в г. Владикавказе состоялось расширенное заседание всероссийского Совета директоров государственных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (далее – Совет).
В ходе работы Совета на опыте Министерства общего и профессионального образования Республики Северная Осетия–Алания рассматривались общие вопросы межведомственного сотрудничества по развитию детско-юношеского спорта, совершенствования деятельности государственных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Участниками совещания отмечен комплексный подход в решении проблемы сохранения здоровья детей через принятие правительственных постановлений, направленных на совершенствование физкультурно-массовой и туристской работы.
Рекомендовано обеспечить доступ детям и подросткам в спортивные залы всех
В рекомендациях по итогам совещания, направленных в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, выделены в качестве первоочередных мер для органов управления образованием:
- Совершенствование законодательной базы в области физической культуры и спорта.
- Подготовка и переподготовка тренерско-преподавательских кадров, развитие экспериментальной работы, разработка новых методик обучения физической культуре, подготовке спортивного резерва.
- Внедрение достижений спортивной медицины в практику подготовки юных спортсменов.
- Разработка и реализация на уровне субъектов Российской Федерации программ строительства спортивных площадок по месту жительства, создание на их базе клубов по интересам.
В целях развития системы дополнительного образования детей спортивной направленности в 2004 году проведен Всероссийский семинар-совещание директоров, заместителей директоров государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по вопросам межведомственного сотрудничества по развитию детско-юношеского спорта, совершенствования деятельности государственных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и подготовке спортивного резерва в преддверии Олимпийских игр.
Руководствуясь совместными приказами федеральных органов исполнительной власти в области образования, физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведены:
- I зимняя Спартакиада учащихся России, в которой приняли участие свыше 3 млн. детей и подростков;
- I летняя Спартакиада учащихся России, которая позволила привлечь свыше 5 млн. участников.
Открытие свободного доступа в спортивные залы учебных заведений для массовых занятий физической культурой и спортом жителей ближайших микрорайонов является проблемным, как с позиций санитарно-эпидемиологического обеспечения деятельности учреждений, так и соблюдения режима безопасности.
В рамках I летней Спартакиады учащихся в субъектах Российской Федерации проведены массовые акции «Спорт – против наркотиков и допинга».
Более 6 лет проводится Всероссийский спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания», последний из которых состоялся в период с 27 сентября по 6 октября 2004 г. в Краснодарском крае и собрал 1020 детей из 50 регионов Российской Федерации.
Ежегодно в финальных Всероссийских соревнованиях по 28 видам спорта участвуют свыше 25 тыс. детей и подростков различных регионов страны, традиционно проводятся спортивные состязания российских студентов под эгидой Российского спортивного студенческого союза.
В октябре 2004 года в рамках II Всероссийского студенческого форума, в котором приняли участие более 800 делегатов-студентов, была организована секция «Формирование здорового образа жизни». В резолюции Форума было обращено внимание на проблемы здоровья студентов и принято обращение к федеральным органам власти разработать и представить Правительству РФ ведомственную программу «Охрана и укрепление здоровья студентов», содействовать созданию и сохранению межвузовских больниц и поликлиник, студенческих санаториев-профилакториев, обеспечить полноценным медицинским обслуживанием иногородних студентов.
Важнейшим направлением популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является повышение эффективности воспитательной работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений. Особую роль в реализации данного направления сыграла Программа развития воспитания в системе образования России. На сегодняшний день реализация Программы позволила обеспечить координацию деятельности различных уровней образования по повышению статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов, привлечение к проблеме воспитания широкой педагогической, научной и родительской общественности; создание условий для разработки и внедрения современных воспитательных методик и технологий. В субъектах федерации создаются эффективные модели воспитательных систем, учитывающие специфику конкретного региона.
Вовлечение детей в занятия спортом и физической культурой является эффективным средством профилактики наркомании подрастающего поколения. Ежегодно в системе образования проводится свыше 200 соревнований различного уровня.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи и 1750 подростковых и молодежных клубов, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям, охватывающих своей деятельностью более пяти млн. человек в возрасте от 14 до 25 лет. В их число входят центры и клубы по месту жительства, осуществляющие свою деятельность по развитию наиболее распространенных видов спорта.
Специфика работы этих учреждений делает доступными для подростков и молодежи занятия физической культурой и спортом в свободное от учебы время. Важно подчеркнуть удобство расположения клубов по месту жительства, они максимально приближены к дому, создают равные «стартовые» возможности каждому подростку, быстро реагируя на меняющиеся потребности детей и молодежи.
Характеризуя современное информационное поле, необходимо отметить, что практически исчезли источники информации, помогавшие позитивному выбору ребенка. Изменилось не только содержание информационного воздействия, которое через все доступные каналы прямо и опосредованно культивирует далекий от здорового образ жизни со всеми известными его атрибутами, но, что еще более важно, – резко изменились формы этого воздействия. Информация не отстранена от зрителя, не нейтральна по отношению к нему, – для нее характерна агрессивность, навязывание определенных стереотипов и, что самое главное, – требование конкретных действий, безальтернативность их выбора – иначе ты не будешь соответствовать навязываемому стандарту образа жизни.
К этому следует добавить использование сексуальной «окраски» в большинстве рекламных роликов, позиционируемых для подростков и молодежи, помогающих формированию «сексуальной расторможенности».
В докладе рабочей группы президиума Государственного Совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» 30 января 2002 года было отмечено, что «в представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они слабо совместимы между собой».
Для противодействия негативному влиянию деструктивных информативных потоков и в целях популяризации здорового образа жизни создан информационный портал «Здоровье и образование», в рамках портала осуществляется интеграция образовательных, научных, методических Интернет-ресурсов в области здоровьесберегающего образования в единую информационно-образовательную среду, а также для пропаганды передового опыта работы по обеспечению охраны здоровья детей и молодежи в образовательной среде, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Журналы «Внешкольник», «Вестник туризма», «Воспитание школьников», «Народное образование» осуществляют информационно-методическое сопровождение, изучают и публикуют на своих страницах интересный опыт образовательных учреждений России в области физической культуры и детско-юношеского спорта.
В 2004 году продюсерский центр «Содружество» на конкурсной основе подготовил цикл телевизионных передач «Веселые старты». На основе этой популярной передачи проводятся всероссийские детские спортивные игры, финал которых состоится в зимние каникулы 2005 года.
Реализация потребности детей и молодых людей в культурном досуге в настоящее время ограничена всеобщей коммерциализацией этой сферы общественной жизни. Отсутствие средств лишает большинство молодых людей содержательного культурного досуга, возможности заниматься физической культурой и спортом. Охват детей, подростков и молодежи лагерями массового отдыха, спортивными лагерями, лагерями труда и отдыха, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, действующими на бесплатной либо доступной платной основе, недостаточен.
В средствах массовой информации недостаточно освещаются темы, пропагандирующие здоровый образ жизни, физкультуру и спорт. К пропаганде развития спорта слабо привлекаются известные, популярные в России спортсмены, артисты и другие значимые для детей и молодежи лица. (В качестве положительного примера такой деятельности можно отметить подготовленную Госкомспортом России, МПТР России и Фондом «Спорт против наркотиков» серию специальных роликов «Альтернатива» с участием звезд российского спорта под девизом «Я выбираю спорт»).
Деструктивную роль в этом отношении сыграла реклама алкогольной и табачной продукции. Наиболее яркий пример – реклама пива «Клинское», фактически пропагандирующая не просто употребление определенного сорта пива, но неразрывно связанный с употреблением пива образ жизни, обращающаяся непосредственно к подросткам и молодежи и активно использующая образы молодых людей.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо:
- обеспечить контроль за реализацией законодательства в части ограничения и (или) запрещения оборота, пропаганды и рекламы наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и табачных изделий; установить реально действующий порядок применения мер ответственности к юридическим лицам за нарушение законодательства в данной области; обеспечить экспертную оценку печатной, кино-, аудио- и видеопродукции, а также продукции, распространяемой в Интернет-сети;
- реализовать одобренные в 2003 году рабочей группой по пропаганде здорового образа жизни при Совете при Президенте Российской Федерации концептуальные подходы к разработке информационно-образовательных программ пропаганды здорового образа жизни.
Основными направлениями реализации данного проекта являются:
- создание наряду с единым образовательным пространством и единым информационным пространством – единого оздоровительного пространства, включающего систему образовательных учреждений (с тремя уроками физической культуры и системой внеурочных занятий в общеобразовательной школе, разветвленной и общедоступной сетью ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП), учреждений здравоохранения, молодежных и подростковых клубов по месту жительства, спортивных организаций и учреждений; а также учреждений (организаций) отдыха и оздоровления детей (детских оздоровительных лагерей, спортивно-оздоровительных лагерей и т.п.), санаторно-курортных организаций, реабилитационных учреждений, учреждений социального обслуживания, а также всероссийских и региональных детских, молодежных и спортивных общественных организаций (СПО – ФДО, Российский союз молодежи, ДСО «Спортивная Россия»; общественная организация «ДРОЗД», Российский спортивный студенческий союз, ДИМСИ, Детский орден милосердия и т.д.) с соответствующим квалифицированным кадровым потенциалом (педагогами, психологами, тренерами-преподавателями, медицинскими работниками и т.д.);
- учет того, что проблема формирования здорового образа жизни ребенка и подростка – это проблема воспитания личности, ее гармонизации в соответствии с определением понятия «здоровья», закрепленного в Уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»;
- использование потенциала системы дополнительного образования детей различной ведомственной подчиненности, а также взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования с учреждениями дополнительного образования детей для проведения внеурочной и внеучебной работы по формированию здорового образа жизни, созданию клубной системы работы с детьми по «продвижению их к здоровью»;
- включение СМИ в качестве «соучастника» массовых общероссийских или региональных оздоровительных и спортивных мероприятий;
- информационная поддержка общероссийских проектов и акций (фестиваль «Президентские состязания», Всемирный день здоровья, Спартакиады учащихся и т. п.);
- «педагогизация» и «оздоровление» аудиовизуального и виртуального (в сети Интернет) пространства, максимальное использование в образовательной и просветительской работе лучших видеопрограмм – художественных, анимационных, образовательных, а также веб-сайтов, создание электронных учебных изданий в целях пропаганды здорового образа жизни как среди детей, так и среди родителей.
Кроме того, представляется необходимым реализовать ряд дополнительных мер по популяризации здорового образа жизни среди несовершеннолетних и молодежи, в том числе:
на федеральном уровне:
- обеспечить дальнейшее финансирование мероприятий федеральных целевых программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи: «Дети России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Молодежь России», с включением с 2007 года в ФЦП «Дети России» подпрограммы «Отдых и оздоровление детей»;
- продолжить финансирование мероприятий по обеспечению образовательных учреждений необходимым спортивным оборудованием и инвентарем за счет средств федерального бюджета на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации;
- продолжить реализацию комплекса мер по научно-методическому и информационному обеспечению антинаркотической деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними и молодежью, предусматривающих в том числе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в системе высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; развитие научных исследований;
- обеспечение органов и учреждений, осуществляющих профилактическую работу, методическими материалами по проблемам профилактики наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, защиты их прав;
- разработать программу совместных мер по формированию здорового образа жизни в молодежной среде (в том числе среди студентов и работающей молодежи), спортивного студенческого календаря с общероссийскими общественными объединениями (ВДО «Спортивная Россия», «Российский студенческий спортивный союз» и др.);
на региональном и муниципальном уровнях:
- обеспечить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних;
- принять меры:
- по развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга, оздоровления и занятости несовершеннолетних, обратив особое внимание на:
- совершенствование физического воспитания, введение дополнительных часов на физкультурно-оздоровительную деятельность в учебное и внеучебное время во всех образовательных учреждениях;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; создание условий для проведения внеурочной работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях во второй половине дня, совершенствования досуговой деятельности по месту жительства; обеспечение доступа детям и подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и вечернее время;
- создание в образовательных учреждениях, учреждениях сферы по делам молодежи условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической культуры и спорта; активизировать проведение спортивных олимпиад, спартакиад, конкурсов, других детских, молодежных, а также семейных соревнований муниципального, регионального, федерального уровня в образовательных учреждениях и по месту жительства;
- сохранение и увеличение количества спортивных школ, клубов и секций для детей и подростков, в том числе действующих на бесплатной основе;
- продолжить разработку и внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных учебных программ профилактической направленности, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного пространства (детей, родителей, педагогических работников), обучение детей навыкам безопасного поведения, формирование у них здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
- предусматривать при проведении аттестации образовательных учреждений (общего и профессионального образования) в качестве критериев результатов их деятельности показатели состояния работы по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников;
- принять дополнительные меры по организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей, в том числе посредством организации «родительского всеобуча», семейного консультирования, формирования «групп родительской поддержки»;
- разработать и реализовать систему целенаправленной информационно-просветительской работы с населением по утверждению в обществе принципов здорового и культурно-нравственного образа жизни;
- обеспечить реализацию мер по усилению в СМИ прямой и косвенной антинаркотической пропаганды путем создания и распространения роликов прямой социальной рекламы; увеличения в сетке телерадиовещания объема регулярных тематических информационно-образовательных программ спортивно-оздоровительной, воспитательной, профилактической направленности, специализированных программ для детей и молодежи с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий.
Сергей АПАТЕНКО, директор Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей
|