Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2005

НОВОСТИ СВЕРХУ

 

Рекомендации участников "круглого стола" на тему "О совершенствовании законодательства Российской Федерации в освещении средствами массовой информации вопросов физической культуры и здорового образа жизни"

г. Москва, 20 декабря 2004 года

Популяризация спорта в начале XXI века, все большее влияние, оказываемое спортом на личность и общество, выдвинули на повестку дня широкий круг вопросов, касающихся его взаимоотношений со средствами массовой информации. Они пропагандируют спорт как составную часть здорового образа жизни, нравственного воспитания, а также через спортивные передачи и публикации способствуют лучшему пониманию гражданами этих проблем.

Одно из главных мест в решении указанных вопросов занимает законодательное обеспечение освещения средствами массовой информации вопросов физической культуры и здорового образа жизни.

За последние годы в Государственной Думе разработан целый ряд законопроектов, направленных на охрану здоровья населения, на формирование здорового образа жизни. Проведены парламентские слушания, «круглые столы», на которых рассмотрены актуальные проблемы формирования здорового образа жизни, роли физической культуры и спорта в оздоровлении населения, роли средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта. Недавно Государственная Дума обратилась к Президенту Российской Федерации В.В. Путину об объявлении 2005 года Годом спорта и здорового образа жизни.

В то же время, ситуация, которая сложилась в сфере нормативного правового обеспечения освещения средствами массовой информации вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни, остается не совсем благополучной.

Вопросы контроля телеканалами видеопродукции, содержащей сцены насилия и жестокости, выходят за рамки пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта и поэтому требуют отдельного нормативного правового регулирования. В связи с этим в Государственной Думе в настоящее время рассматриваются поправки в закон «О средствах массовой информации», ограничивающие демонстрацию сцен насилия и жестокости по телевидению.

Необходимо подчеркнуть, что не выполняются нормы Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятого в 1999 году, в части предписания государственным теле- и радиокомпаниям обеспечивать в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а теле- и радиокомпаниям иных форм собственности – за счет собственных средств.

В настоящее время передача прав на телевизионный показ спортивных соревнований не регламентируется антимонопольным законодательством. В результате телеканалы, владеющие этими правами, проводят жесткую монопольную политику и применяют собственные многочисленные запреты на использование видеоинформации о спортивных событиях. Следствием этого является интенсивное вымывание тематических спортивных программ из эфира.

Участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

  1. Правительству Российской Федерации:
    • поручить государственным телеканалам до 1 апреля 2005 года разработать согласованную между собой концепцию пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, включающую трансляции наиболее популярных у российских зрителей спортивных мероприятий и соревнований, их информационное обеспечение, подготовку спортивных обзорных цикловых передач, видеопрограмм, рассказывающих о выдающихся российских спортсменах и тренерах, предусмотрев увеличение спорта в сетке вещания до 10 %, согласно общепринятой мировой практике для телеканалов общенационального характера;
    • рассмотреть возможность привлечения СМИ к пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни на условиях социального заказа и внедрения грантовых программ для СМИ всех форм собственности на основе проведения общероссийских и региональных конкурсов;
    • при подготовке проекта федерального закона «О Федеральном бюджете на 2006 год» предусмотреть отдельную статью расходов в Федеральном бюджете на финансирование популяризации в Российской Федерации здорового образа жизни;
    • до начала весенней сессии 2005 года представить в Государственную Думу предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства с целью создания условий для широкой популяризации здорового образа жизни;
    • в средствах массовой информации, в том числе через механизмы государственного регулирования деятельности СМИ;
    • средствами наружной рекламы, в том числе через изменения законодательства в области рекламы;
    • рассмотреть вопрос о разработке и принятии специальной государственной программы, направленной на оздоровление общества, на формирование у граждан устойчивого стремления быть здоровыми, активизировать работу над разработкой федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта.
  2. Министерству здравоохранения и социального развития, Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по физической культуре и спорту:
    • подготовить проекты нормативных правовых актов, способствующих улучшению пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, выполнению норм статьи 22 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», регулирующих вопросы пропаганды физической культуры и спорта по каналам теле- и радиовещания, а также посредством печатных и Интернет-изданий и представить их для рассмотрения в Правительство Российской Федерации;
    • подготовить нормативные правовые акты, направленные на экономическое поощрение неправительственных общественных организаций, работающих в области пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни и имеющих свои печатные, Интернет-издания и иные СМИ на условиях внедрения социального заказа и грантового финансирования программ на основе проведения общероссийских и региональных конкурсов.
  3. Министерству образования и науки Российской Федерации:
    • совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры по организации во внеурочное время в спортивных залах и сооружениях образовательных учреждений физкультурно-оздоровительных занятий для жителей близлежащих микрорайонов.
  4. Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации:
    • разработать дополнения в федеральное антимонопольное законодательство, учитывающие, что владельцы прав на телевизионный показ тех или иных спортивных событий при передаче их третьим лицам обязаны передавать их на условии обязательной последующей аккредитации представителей СМИ, не являющихся правообладателями, и обязательной организации мест видеосъемки спортивного события с правом последующего использования данной видеоинформации по своему усмотрению в объеме не более трех минут (собственно спортивного события) за выход в эфир, а мораторий на размещение отснятых материалов при этом не должен превышать двух часов.
  5. Федеральному агентству по физической культуре и спорту:
    • до 1 марта 2005 года разработать проекты нормативных правовых актов, способствующих выполнению статей 21 и 22 Федерального закона «О физической культуре и спорте» в части участия федеральных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных объединений и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта и внести их в Правительство Российской Федерации;
    • подготовить и до 1 февраля 2005 года внести в Правительство Российской Федерации предложения по разработке федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта с учетом включения в программу отдельного раздела по пропаганде здорового образа жизни.
  6. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:
    • принять меры, направленные на увеличение в 2005 году числа телевизионных программ, способствующих популяризации в Российской Федерации здорового образа жизни, производство которых поддерживается за счет средств федерального бюджета.
  7. Комитету Государственной Думы по физической культуре и спорту:
    • принять участие в разработке изменений и дополнений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части, касающейся пропаганды физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни по каналам теле- и радиовещания, в печатных и Интернет-изданиях, вовлечь в эти мероприятия членов экспертного совета Комитета.
  8. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    • проанализировать объемы транслируемых по региональным телеканалам спортивных передач, соотнести их с объемом проводимых спортивных мероприятий и установить обязательное их освещение в СМИ путем анализа имеющейся законодательной базы и принятия нормативных правовых актов, регулирующих освещение пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни, а также принять иные меры по улучшению ситуации в данной сфере;
    • создать общественные советы с привлечением всех заинтересованных сторон – средств массовой информации, неправительственных организаций, специалистов в области пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни для координации и дальнейшей разработки региональной политики в области пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
  9. Олимпийскому комитету России, федерациям по видам спорта и иным спортивным организациям России:
    • в целях привлечения массового телевизионного зрителя к спортивным телетрансляциям постоянно обеспечивать высокий уровень проведения соревнований и выступлений российских спортсменов, создавать надлежащие условия в пресс-центрах для эффективной работы представителей средств массовой информации;
    • организовать выпуск серии книг об известных и популярных в России спортсменах – участниках и победителях Олимпийских, Паралимпийских, Сурдолимпийских игр, чемпионах мира и Европы и других выдающихся спортсменах, а также тренерах, осуществляющих подготовку спортсменов высшей квалификации.
  10. Теле- и радиовещательным компаниям, печатным и Интернет-изданиям:
    • разработать до 1 апреля 2005 года концепцию освещения физической культуры и спорта, пересмотрев существующую систему взаимоотношений с общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
    • увеличить в теле- и радиопередачах объем трансляций физической культуры и спорта, отдав приоритет в этих трансляциях освещению российского спорта и пропаганде здорового образа жизни.
    • пересмотреть сетку трансляций спорта, уделив наибольшее внимание спортивным передачам в удобное для зрителей время, а также в субботние и воскресные дни;
    • организовать специальные тематические образовательные передачи, публикацию серий материалов, посвященных детско-юношескому спорту;
    • обеспечить реализацию мер по усилению в СМИ прямой и косвенной антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганды путем создания и распространения роликов прямой социальной рекламы, увеличения в сетке телерадиовещания объема регулярных тематических информационно-образовательных программ спортивно-оздоровительной, воспитательной, профилактической направленности, специализированных программ для детей и молодежи, организации тематических публикаций с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий.

Владимир ГОРЮНОВ,
Председатель Комитета осударственной Думы о физической культуре и спорту

Рейтинг@Mail.ru