Сотвори свою игру
Казалось, все будет просто: пройду по классам, наберу человек двадцать ребят (девочки или мальчики, особого значения не имеет) с небольшой разницей в возрасте, организуем баскетбольную секцию и будем тренироваться так, как когда-то я сама начинала в шестом классе. И самое удивительное – именно в этом зале работала наша секция целый год, прежде чем нас подключили к основному составу детско-юношеской спортивной школы.
Число желающих оказалось примерно таким, на которое я настраивалась, причем девочек и мальчиков было примерно поровну. Начинала я очень строго, следуя правилам именно тренировки. И хотя в первый месяц работы нагрузка исходя из возраста занимающихся не была очень большой, ребята уставали. Да и понятно: до этого никто из них не занимался баскетболом два раза в неделю без малого по два часа. Но выбор баскетбола здесь оказался делом случая; будь другой игровой вид спорта – на первых порах пришлось бы так же нелегко.
Строгие правила спортивной секции гласят, что все начинается с разминки. Этому правилу в течение всего периода занятий мы не изменяли. Пятнадцать минут общих физических упражнений, связанных с разогреванием мышц, разминанием голеностопных суставов, кистей рук, сменялись упражнениями, которые относятся к категории специальных и включают в себя движения, характерные для баскетбола. Главным образом это шаговые и беговые упражнения, связанные с изменением направления и скорости движения, имитирующие владение мячом, обыгрывание соперников. Даже пятнадцать минут специальной разминки, если занимающийся отрабатывает их в полную силу, в течение месяца-двух (в зависимости от физической готовности каждого) дают значительную нагрузку на организм. И если мои ученики приобретали какой-то тренировочный опыт, то я, без сомнения, получала опыт тренерский и, прежде всего, тот, который нужен при секционной работе именно в обычной школе, а не в спортивной. Плановость занятий все больше нарушалась: в тренировочный ритм спортивной команды школьный баскетбол не вписывался. Сначала меня раздражало, если, например, при выполнении беговых упражнений кто-то садился на лавочку, пропуская один-два раза свою очередь. Потом увидела, что небольшие передышки мои подопечные берут, чтобы в новое упражнение войти отдохнувшими. Это они сами придумали, и при условии, что физическая подготовленность ребят находилась на разном уровне, это было целесообразно. Кроме баскетбола, мы еще дважды в неделю встречались на уроках физкультуры, а поэтому понять, какую нагрузку для себя выбирает каждый, и определить ее эффективность было несложно. А главное, что чередование работы и отдыха исключало занятие на пределе сил и в конечном итоге приносило удовольствие.
В основной части занятия – работе с мячом – индивидуальной, в парах, в тройках, очевидна необходимость быстрой сменяемости одного упражнения другим для поддержания игрового азарта и интереса. Простые и сложные задания чередуются, но в любом случае важен правильный показ любого элемента. Если бы состав секции был постоянный, то делать это из тренировки в тренировку не имело бы смысла. Но каждый раз выходило, что приходил кто-то новенький, да еще, по общему мнению, «неспортивный». Постоянная сменяемость, увеличение на тренировках числа начинающих баскетболистов не могли не радовать: колец хватало на всех, а помогать кому-то учиться – дело благодарное. Но, с другой стороны, «неспортивное» пополнение неожиданно оказалось под оскорбительными насмешками старожилов, возомнивших себя мастерами. Свои собственные ошибки можно было теперь списать на чужой счет. А поскольку новички всегда оказывались несколько младше, то на первых порах просто терялись, портя игру «звездам». Два Сергея задавали в этой работе тон: один открыто, другой – когда не слышат. И вот после очередного: «Толстый, лови!» – мальчик, в адрес которого это прозвучало, вышел из зала. Он не мог ответить на оскорбление, так как понимал, что слабее; не мог остаться в зале, потому что готов был заплакать, а вот этого-то он никак себе позволить не должен. Иногда развязка бывает самой неожиданной. «А тебе не хочется выйти?» – спросили Сергея одноклассницы и посмотрели на него так, как будто оскорбили их родного брата. Сергей и Владик вернулись вместе, а «дедовщина» в секции на этом закончилась. Но шутки остались, только теперь претензий к ним ни у кого не было. После этого случая и на упражнения, например, в парах смотрели иначе: в одну пару могли встать и опытный игрок, и новичок, причем сильный теперь уже не считал зазорным подстроиться под слабого. А уж как тогда старались новички!
Один из основных элементов баскетбола – ведение мяча – упражнение, тренирующее координацию, интуицию, мышление. Одинаково работать мячом и правой и левой рукой могут только большие мастера, но попробовать – интересно всем. Например, контроль мяча на месте с закрытыми глазами, ведение мяча с поднятой к потолку головой и сменой рук, с переводом мяча за спиной и поворотом на 360°, переводом мяча с одной руки на другую. Все это нравилось, хотя и превышали скорость, ущемляя технику. С бросками по кольцу фантазировать можно бесконечно. А поскольку забивать самому хочется всем, броскам – с точек, штрафным, с остановкой в прыжке – уделялось много времени и внимания.
Второй час занятий начинался 10-минутным перерывом: можно было отдохнуть с мячом, а можно – и сидя на матах. Заключительная часть была любимая – игра, при этом больше любимая – в нападении. Если все время заставлять работать в защите, то наверняка ребята устанут и ничего не сумеют сделать под кольцом противника. По себе знаю: в любой игре, самой рядовой, если нет результата, наступает разочарование. А они пришли поиграть, получить положительные эмоции. Кому по силам – отрабатывал в защите; уставших, если и упрекали, то с улыбкой. Постигать красоту движений через силу, через боль – противоестественно, и мы об этом много говорили. Если кто-то пропускал, например, неделю занятий, то, возвращаясь к тренировкам, уже умел самостоятельно контролировать нагрузку. Теория шла параллельно с практикой. Правила знали все и могли вести игру в качестве судей.
А главное правило, которое я вывела для себя к концу нашей годичной работы, заключается в следующем: неважно, сколько человек в секции, какого возраста, групп здоровья. Если коллектив сам для себя вырабатывает закон, позволяющий жить и работать с радостью, взаимным уважением, в таком коллективе никогда никто не проиграет, независимо от результатов игр.
Валентина РЕПИНА
|