Лечебный баскетбол
Статистика красноречива: около 44% российских школьников страдают от различных хронических заболеваний, 20% старшеклассников имеют повышенное артериальное давление, более 60% – нарушения осанки. Во многих регионах России зафиксировано ухудшение здоровья детей и подростков, в том числе и в нашей Астраханской области. Начиная свою работу три года назад, я завела индивидуальную карту спортсмена-баскетболиста и получила следующие результаты: при наборе учащихся в секцию «Баскетбол» детей первой группы здоровья оказалось 60%, второй и третьей – 15%. К первой группе относятся те учащиеся, которые имеют высокий уровень работоспособности и физического развития, отличаются высокой сопротивляемостью организма внешним факторам, имеют социальную удовлетворенность и благополучие в семье. Если эти признаки отсутствуют, то учащийся заболевает, и чаще болезнь приобретает хронический характер. А лечению болезней помогают не только врачи, но и регулярные занятия физической культурой и спортом, в частности, в секции «Баскетбол». Для привлечения как можно большего числа ребят в секцию я в начале учебного года на День здоровья составила сценарий спортивного праздника для начальной школы № 31, включив в него упражнения из игровых видов спорта. Помог мне в этом и опыт других учителей физкультуры, которым они делились, например, на страницах журнала «Физическая культура в школе».
Побеседовав с врачом школы и родителями, просмотрев карточки учащихся в поликлинике, я составила карту оздоровления каждого обучающегося, имеющего вторую или третью группу здоровья, с учетом возрастных особенностей развития ведущих психических процессов и основных физических качеств.
Не выделив следующие возрастные периоды: младший (до 9–10 лет), средний (до 14–15 лет), старший (до 17–18 лет), трудно и бесполезно планировать работу, направленную на улучшение показателей здоровья. Нельзя игнорировать и отдельные особенности развития детей на разных возрастных этапах. Память, например, существенно улучшается в младшем школьном возрасте, в 10–12 лет немного ухудшается, затем быстро развивается до 14–15 лет. Младшие школьники могут поддерживать устойчивое внимание 10–25 мин., поэтому на уроках с ними я чаще использую соревновательно-игровой метод. Дети 11–14 лет могут поддерживать внимание до 40–45 мин., а учащиеся старшего школьного возраста – до 60 мин. и более. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, в среднем – осуществляется переход к словесно-логическому, в старшем возрасте словесно-логическое мышление совершенствуется. Более активно способность выполнять упражнения за счет мышечных усилий проявляется от 9–10 до 11–12 лет, от 14–15 до 17–18 лет. Развитие скорости – обязательная составляющая любого игрового вида. В баскетболе – свои особенности: здесь очень важно научить ребенка менять направление скорости в минимальный отрезок времени. И здесь надо иметь в виду, что самое высокое развития скоростных данных приходится на периоды: 7–8 лет, 10–13 лет, от 15 до 17–18 лет. Примерно в те же периоды повышается уровень работоспособности мышц, позволяющий тренировать выносливость (от 8–9 до 10–11 лет в младшем и от 15–16 до 17–18 лет в старшем возрасте). Допуская детей к занятиям баскетболом, я должна была учитывать даже эту небольшую возрастную разницу, планируя занятия в группе.
Мои тренировочные уроки – по два часа три раза в неделю – по структуре таковы:
- а) вводная часть – организационный момент, постановка задач, объявление темы, цели урока; общая разминка и специальная индивидуальная разминка, где каждый обучающийся работает над комплексом индивидуально подобранных упражнений – 17–20 мин.;
- б) основная часть – отработка старого материала, 15–17 мин.; мини-баскетбол – 10–25 мин. или игры, спортивные эстафеты – 12–15 мин.; подводящие упражнения и изучение нового материала – 12–15 мин.;
- в) заключительная часть – 7–10 мин. – упражнения на расслабление, итоги занятия, домашнее задание.
Я уже упомянула, что занятия посещали не только дети первой группы здоровья. Поэтому контролировать физическое состояние ослабленных детей с учетом их заболеваний мне помогали врачи школы и поликлиники. Среди самых распространенных заболеваний значился сколиоз (от греческого слова, обозначающего «кривой, согнутый») – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Если эти изменения прогрессируют, у больного может сформироваться вначале реберное выпячивание, а в дальнейшем – реберный горб-гиббус. Сколиоз ухудшает функцию органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу. У двоих занимающихся сколиотическая болезнь первой степени (когда удается полностью устранить искривление) сопровождалась диагнозом «рецидивирующий бронхит». Но главное, что во всех тематических публикациях указано, что больным сколиозом спорт противопоказан. Я с этим категорически не согласна и считаю, что, пока рост позвонков и формирование позвоночника в целом еще не завершены, регулярные занятия баскетболом с комплексом правильно подобранных упражнений исправляют сколиоз первой степени.
При подборе упражнений моими задачами являлись:
- 1) создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);
- 2) стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях – исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;
- 3) формирование и закрепление навыка правильной осанки;
- 4) нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.;
- 5) повышение неспецифических защитных сил организма.
Для решения этих задач я использовала упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положении разгрузки позвоночного столба. Это не только позволяет увеличивать силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях, но и закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении. Также очень важна для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела тренировка пояснично-повздошных мышц и мышц ягодичной области.
В комплекс были включены два вида упражнений: симметричные и асимметричные упражнения. К первым относятся такие, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги. Асимметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебные действия на данном участке позвоночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза меняется положение таза, и дуга уменьшается. При поднятой руке со стороны вогнутости дуги она уплощается за счет изменения положения пояса верхних конечностей.
При игре в баскетбол мяч ведется попеременно обеими руками, при броске в кольцо участвуют мышцы спины и груди, что тоже эффективно сказывается на излечении сколиоза.
Через год занятий в секции двое ребят после консультации с врачом-ортопедом и педиатром школы были сняты с учета с диагнозом «сколиоз первой степени», однако оба имели сопутствующий диагноз: «рецидивирующий бронхит», т. е. воспаление слизистой оболочки бронхов.
Между дыхательной системой, куда входят и бронхи, и аппаратом движения существует тесная физиологическая и функциональная связь. Занятия специальными дыхательными упражнениями во время разминки в моей секции, тонизируя центральную нервную систему, способствуют улучшению нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействия коры и подкорки. Повышая интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме, в том числе вентиляции и газообмена, физические упражнения оказывают общеоздоровительное и лечебное действие при рецидивирующем бронхите. Создается оптимальный фон для использования других механизмов лечебного действия, и активизируются защитные силы организма. Я включила упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения в дренажных исходных положениях для создания условий отхождения мокроты. Под влиянием систематически выполняемых физических упражнений улучшается крово- и лимфообращение в бронхах и легочной ткани. Активизация обменных процессов способствует более полной дезинтоксикации организма и обратному развитию атрофических и дегенеративных изменений. При тесном контакте с участковым педиатром, проходя контрольные анализы один раз в три месяца, при полной ремиссии в течение одного года, диагноз «рецидивирующий бронхит» у обоих ребят был снят. Из третьей группы здоровья они были переведены во вторую.
В нашей секции занимается учащийся с диагнозом «гипокинетическая дискинезия желчевыводящих путей» (ДЖВП). Для него были подобраны упражнения, которые стимулируют углеводную, белковую и пигментную функцию печени, а также повышают тоническую активность мускулатуры желчного пузыря. Наилучшие условия для кровообращения в печени, образования и выделения желчи создаются в положении лежа. Исходное положение – лежа на правом боку – является наилучшим для обеспечения свободного перемещения желчи в желчном пузыре к его шейке и по пузырному протоку. Исходные положения: упор, стоя на коленях, а также коленно-локтевое, способствуя расслаблению мышц брюшного пресса и разгрузке позвоночного столба, позволяют выполнять упражнения с подниманием и опусканием ног без резких изменений внутрибрюшного давления. По данным статистики, выполнение дыхательных упражнений с замедлением дыхания на вдохе и выдохе способствует уменьшению или даже ликвидации болевого синдрома и диспепсического явления.
В комплекс упражнений я включила упражнения для брюшного пресса, ходьбу, а затем и бег с высоким подниманием бедра. Все они воздействуют на нервно-психическую сферу и нейрогуморальную регуляцию желчевыводящих путей, улучшают крово- и лимфообращение в брюшной полости, укрепляют мускулатуру брюшного пресса, спины, малого таза, улучшают трофическую функцию центральной нервной системы, а, следовательно, укрепляют и оздоравливают организм. Учащийся, четыре года состоявший на диспансерном учете (из них последние два он занимался в моей секции), после положительных контрольных анализов и дуоденального зондирования с диагноза «ДЖВП». был снят, и сейчас у него вторая группа здоровья.
Для всех учеников систематическое участие в тренировочном процессе в период полной ремиссии является обязательным. Занятия в моей секции положительно сказываются и на здоровье занимающихся, а если они еще и регулярные, то развитие и улучшение физиологических характеристик организма наступает обязательно.
В заключение хочу сказать, что на занятиях в моей секции по баскетболу школьники учатся:
- осмысленно и грамотно работать со своим телом;
- грамотно в физиологическом плане относиться к себе (самому оздоровить себя), строить отношения с товарищами по команде, помогать более слабым ученикам;
- предупреждать свои заболевания (повысилась посещаемость занятий в школе);
- контролировать свое физическое состояние при различных нагрузках ( измерять пульс);
- находить интересное в занятиях на других предметах (повысился интерес к школе).
Кроме того, мои ребята стали сплоченнее, им интересно выступать на соревнованиях своей командой. В составе сборных 31-й школы они становились победителями районных и городских состязаний. Я считаю, что моя методика оздоровления приносит высокие результаты, а соревновательно-игровой метод наиболее эффективен в работе со всеми группами учащихся.
В.В. ЗЕМЦОВА
Астраханская область
|