Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 

Не ставьте мне отметку.

Лучше цените меня!

Cуществующая в школе система оценивания не дает возможности для формирования у учеников оценочной самостоятельности.

Отметки по физической культуре вызывают у детей, страдающих серьезными хроническими заболеваниями, не только стойкое нежелание заниматься физическими упражнениями, но отвращение к урокам физкультуры.

Отметка «5» у учеников вызывает положительные эмоции, это – факт, с ним не поспоришь. А отметки «4» и ниже огорчают почти всех. Получая их, многие ученики теряют веру в свои силы и возможности.

Дело в том, что отметки ниже «4» приводят к снижению учебной мотивации, а интенсификация учебного процесса часто не позволяет учащимся, получившим нежелательную отметку, обсудить ее с учителем. Ребята перестают даже надеяться на понимание и поддержку учителей, начинают бояться и реакции товарищей. Это повышает их тревожность.

Кроме того, существующая в школе система оценивания (называемая пятибалльной, но, на самом деле, четырехбалльная) не дает возможности для формирования у учеников оценочной самостоятельности – «краеугольного камня» в организации и проведении самостоятельных занятий, как на уроке физической культуры, так и во внеурочное время. Отметка не предполагает оценки учеником собственных двигательных действий. «Пятерка», например, за выполнение ведения баскетбольного мяча вызывает удовлетворение, а «четверка» или «тройка» – разочарование, а понять ошибки, за которые учитель снизил отметку, дети не могут. Мало того, низкая отметка вызывает у них неуверенность, сомнение в том, что они смогут справиться с данным двигательным действием в следующий раз.

То же происходит и при обучении основам метания мяча. Дети с ранним физическим развитием легко усваивают элементы техники броска «из-за головы» или «из-за головы через плечо», а ребята с задержанным физическим развитием – трудно. И сколько бы мы ни говорили о том, что метать следует сильно, к отметке «5» это не приводит, и, как следствие, у детей с задержанным физическим развитием снижается мотивация к занятиям, еще больше тормозится активность.

Во время обучения прыжкам в длину с разбега учащиеся обычно допускают много неправильных движений. Наше же «давление» на них приводит к тому, что их неловкое выполнение вызывает смех у сверстников. А дети очень ранимы, они остро реагируют на неудачу, насмешку и начинают испытывать чувство неуверенности, неполноценности и даже отчаяния.

Самые обычные примеры

Девочка с хорошо развитой выносливостью и ловкостью показывает отменные результаты на лыжах, а вот ее одноклассница сходит с лыжной дистанции, буквально падая от усталости. Но это не значит, что ей надо поставить «2», унизить в глазах других, показать, что она слаба, физически плохо развита. Наоборот, доброе слово учителя ее ободрит, вселит надежду, что в другой раз она пройдет дистанцию лучше.

* * *

Кувырок вперед достаточно сложное гимнастическое упражнение. И сколько бы мы ни говорили ученику: «Группируйся», – эффективнее от этого обучение не становится. Каждая новая попытка только травмирует психику ребенка, а невысокий балл закладывает ложную основу самооценки.

* * *

Слава выше своих сверстников, к тому же еще и полный. Неудивительно, что он показывает невысокие результаты по многим двигательным действиям. Наша раздражительность по отношению к нему в большей степени свидетельствует о состоянии учителя, чем о разумном желании помочь ему. Влад – стройный, невысокий, с нормальным весом и поэтому без особых усилий демонстрирует результаты намного выше, чем Слава. Как же в этих случаях отметка затрудняет индивидуализацию обучения! Даже если мы и склонны к оценке индивидуального результата Славы («Для тебя два раза подтянуться на высокой перекладине – это хорошо, ты – молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такой результат нужно ставить «три») сводит на нет все наши старания.

* * *

Еще сложнее с выставлением отметок детям, страдающим серьезными хроническими заболеваниями. Отметки по физической культуре вызывают у них не только стойкое нежелание заниматься физическими упражнениями, но отвращение к урокам физкультуры.

Выводы каждый делает сам

Приведенные примеры, а также специфика предмета «Физическая культура», рекомендации психологов, медиков, нейрофизиологов и фактическое состояние социопсихосоматических факторов говорят о том, что отметка по физической культуре часто травмирует ребенка, беспокоит родителей и приводит к ухудшению отношений ученика с учителем и, главное, с самим собой. Все это заставляет серьезно задуматься о необходимости поиска новых путей.

Одним из таких путей и является введение в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в нашей начальной школе зачетной системы.

А имеем ли мы право на зачетную систему обучения?

Имеем! И здесь следует опираться на Письмо Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561-14-158. В данном документе образовательным учреждениям рекомендуется заменить выставление отметки по физической культуре зачетной системой.

По нашему мнению, одной из целей зачетного обучения в общеобразовательной области «Физическая культура» является приобщение всех учащихся, начиная с младшего школьного возраста, к занятиям физкультурой в школе, а также к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время. Зачетная система обучения способствует оптимальной психологической раскованности, приобщению их к здоровому образу жизни. Введение этой системы позволяет повысить эмоциональный настрой каждого ученика, помочь ему избавиться от состояния боязни и страха.

Программу нужно делать для детей

Как создать на каждом уроке атмосферу подъема, взаимопомощи и доверия? Для большего эмоционального настроя мы ищем различные методы и способы, например, меняем тематическое планирование. Обучение метанию проводим зимой, во время «липкого» снега. Учащиеся с удовольствием метают снежки по деревьям и восторгаются, видя осыпающийся с веток снег, внимательно слушают объяснения учителя об основных приемах метания и стремятся последовательно выполнить все действия.

Учитель стремится организовать любой урок так, чтобы он был цельным и законченным. Например, подбирает подводящие и подготовительные упражнения для быстрого усвоения физического упражнения. В этом случае обучение даже сложному упражнению, например, кувырку, не будет рассматриваться как тяжелый и невыполнимый труд.

Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий позволяет ученику выполнять во вводной части урока доступные для него физические упражнения в удобном для него месте. В основной части урока он будет выполнять подготовительные и подводящие упражнения, что поможет ему избавиться от чувства страха. Ученик начинает верить в свои силы и по мере возможности перейдет от обучения к самообучению. Таким образом, обучение выходит за рамки урока и позволяет самостоятельно использовать неисчерпаемые возможности для занятий физическими упражнениями.

Организация занятий на уроке по круговой форме способствует увеличению его плотности. Группы учащихся распределяются в зависимости от физической подготовки или психологической совместимости. Такой подход позволяет каждому ученику заниматься на уроке без каких-либо вредных последствий для своего физического развития. Учебный процесс постепенно переходит в процесс самообучения, значительно повышая мотивацию и гармоничное физическое развитие ребенка. Почувствовав уверенность в себе, учащиеся начинают выполнять эти же упражнения и во внеурочное время.

Чаще поддерживайте своих учеников!

Учительская деятельность будет успешнее в том случае, если педагог по ходу выполнения физического упражнения спросит ученика: «Как считаешь, ты справился с заданием?». И если наше определение совпадает с мнением ученика: успех есть, – то какой восторг можно увидеть в его глазах! А если вы оба поняли, что ученик испытывает определенные трудности в выполнении физического упражнения, то посоветуйте ему дома несколько раз выполнять подводящие и подготовительные упражнения, но никогда не допускайте реплику: «Ты совсем плохой ученик». И когда ученик все же справится с физическим упражнением, то подбодрите его: «Вот видишь! Ты молодец, достиг хороших результатов. Главное, никогда не бойся!». Чаще хвалите своих учеников, это большая психологическая поддержка для них.

Стремитесь быть очень внимательными. На уроке не делайте резких замечаний ученику, чтобы не обидеть его, не оскорбить, не вызвать смех класса, а каждый раз находите различные формы поощрения, которые дают понять, что ничего невыполнимого нет и каждый так же, как и все, отлично справится с заданием.

Как же мы оцениваем при безотметочном обучении? Ведь сказать ребенку о его неудаче можно по-разному.

Например, вместо «Ты сегодня бросила мяч не очень далеко» говорим: «Давайте найдем ошибку, из-за чего у тебя так недалеко летит мяч»; вместо: «У тебя сегодня опять ничего не получается с основой прыжка в длину с разбега», подсказываем: «Отталкивайся вверх, повыше, и тогда твой прыжок окажется дальше»; вместо «Ты какой-то неуклюжий, неповоротливый» предлагаем выполнять перекаты вперед-назад в группировке и хвалим, если ученик справляется с этим гимнастическим упражнением; вместо: «Иди со всеми на лыжах и не отставай», ставим только конкретную задачу: «На прошлом уроке ты хорошо прошла 400 м, сегодня постарайся пройти не меньше 600»; от кого-то не требуем четкого выполнения физического упражнения, а предлагаем усваивать его по частям и т. д.

Что оцениваем?

Например, ученикам, страдающим хроническими заболеваниями, нельзя ставить несколько обучающих задач. Если вы сегодня поставили задачу ознакомить с дыханием во время нахождения в воде, то прощайте неритмичное движение, например, рук и т. д. В основе данного подхода к оцениванию лежит еще один из ключевых вопросов: что оценивать, а что оценивать не следует.

Что мы учитываем при безотметочном обучении?

Мы оцениваем старания учащегося во время выполнения того или иного физического упражнения, его работоспособность, а при оценке знаний о физической культуре наблюдаем за ответами учеников, замечаниями, дополнениями, устойчивостью внимания, активным участием в уроке.

Главное в индивидуальном подходе к оценке – поддержка с помощью оценочных суждений малейшего успеха ученика. Нужно дать понять любому ученику, даже сталкивающемуся во время выполнения упражнения с определенными трудностями, что он сможет справиться с физическим упражнением, что он способный ребенок.

Таких подходов мы придерживаемся как на каждом уроке, так и при тематическом контроле, прекрасно понимая, что текущий и тематический контроль являются необходимыми компонентами учебно-воспитательного процесса.

Как проводится итоговая аттестация учащихся?

Итоговая проверка и оценка знаний о физической культуре, умений и навыков за каждую четверть и за учебный год определяется «зачетом». Задача «зачета» – дать оценку достигнутым успехам ученика в соответствии с его физическим развитием и физической подготовленностью.

Мы предлагаем ученикам вести дневник по физической культуре, который сами разработали. Он изготовлен типографским способом, поэтому заполнение его таблиц не требует пространных записей. Графы дневника позволяют фиксировать контрольно-учетные данные. Ученик закрашивает фигуры напротив того или иного физкультурно-оздоровительного занятия.

В дневнике предусматривается учет довольно широкого круга показателей.

На первой странице ученик пишет о своих физкультурно-оздоровительных увлечениях, о своих любимых видах спорта, каким видом спорта он занимается.

На следующей странице врач школы проставляет его показатели физического развития, как в сентябре, так и в мае.

Результаты тестирования физической подготовленности проставляет учитель физической культуры.

В разделе «Мои индивидуальные спортивные результаты» представлены виды физкультурно-оздоровительных занятий. Результаты проставляются учеником в начале прохождения цикла занятия («стартовые показатели»). Цель – оценка начального уровня ходьбы, беговой, прыжковой, лыжной и др. подготовки ученика. В дальнейшем сравнение стартового результата с результатом в конце прохождения раздела программы или обучения тому или иному двигательному действию помогает нам зафиксировать прирост в умениях и навыках каждого учащегося. В конце цикла занятий по обучению физическому упражнению мы проводим либо спортивный конкурс, либо спортивное соревнование, либо спортивный праздник.

На этой же странице, ниже, показана таблица оценки результатов тестирования и определения уровня физических способностей девочек и мальчиков. В левой стороне ученик фиксирует начальные показатели в сентябре, в правой – показатели в мае. По количеству очков ученик и родители могут судить о результативности занятий физическими упражнениями. («Планирование уроков физической культуры», 1998 г.)

В дневнике ученики еженедельно отмечают свое отношение к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время и свое самочувствие после занятия, обводя пунктирную линию в «мордочке». Строго говоря, указанные в качестве примера самонаблюдения за самочувствием далеко не безупречны. И все же использование их при самоконтроле не лишено смысла, поскольку иным путем нам пока не удается обучить детей младшего школьного возраста отслеживанию свого самочувствия во время занятия.

Ученик проставляет результаты индивидуальных спортивных успехов, заполняет таблицы совместно с учителем и под его контролем.

На следующей странице представлены контрольные упражнения с уровнями физической подготовленности (материал Примерной программы по физической культуре 1999 г.). В течение учебного года мы отслеживаем промежуточные результаты по уровню физической подготовленности в конце каждой четверти.

Ведение учеником дневника по физической культуре играет важную роль в самовоспитании и приобщении к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время.

В связи с переходом на зачетную систему обучения возникает вопрос: что же должно определять успеваемость ученика и работу учителя физической культуры?

Для того чтобы зачетное обучение по физической культуре выполнило свою роль, мы на основании ст. 15 п. 3 Закона «Об образовании», гласящей: «Школа самостоятельна в выборе аттестации школьников», на совещании у директора, в котором принимают участие завуч начальной школы, медицинский работник, психолог и учителя физической культуры, определяем, что подлежит контролю по физической культуре, и намечаем критерии оценки.

Одним их основных показателей контроля являются требования Примерной программы по физической культуре (1999 г.).

1. Знать и иметь представление: о работе систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений; о физических способностях, общих и индивидуальных основах личной гигиены; правилах использования закаливающих процедур; профилактике осанки и поддержании достойного внешнего вида; о причинах травматизма и правилах его предупреждения.

2. Уметь: составлять и правильно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики и упражнения на формирование правильной осанки; контролировать режим нагрузок по внешним признакам, самочувствию.

3. Демонстрировать упражнения: бег 30 м, кроссовый бег 800 м; челночный бег 3ґ10 м; сгибание рук в висе лежа; передвижение на лыжах 1500 м; плавание произвольным стилем 25 м; жонглирование двумя малыми мячами; удержание в равновесии тела на гимнастической скамейке в позе «ласточка».

4. Показатели тестирования учащихся: бег 1000 м; подтягивание на перекладине – мальчики, в висе – девочки; подъем туловища за 30 сек.; прыжок в длину с места; наклоны вперед из положения сидя.

Оценке подлежат показатели:

1. Посещение уроков физической культуры и активное участие ученика в выполнении физических упражнений.

2. Процент уроков, пропущенных по болезни: а) учеником; б) классом.

3. Процент учеников, приступивших к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время (не менее 6–7 видов).

4. Участие ученика во внеклассных и внеурочных спортивно-массовых мероприятиях.

Результаты работы

Данные показатели еще не дают широкого представления об уровне сформированности основ знаний о физкультурной деятельности и умений и навыков, но в то же время у нас есть все основания заявить, что зачетное обучение, проводимое в нашей школе уже много лет, способствует повышению мотивации и развитию у учеников нового отношения к урокам физической культуры и к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время. Налаживается конструктивное сотрудничество ученика и учителя. Это представляет огромный интерес для сегодняшней практики преподавания физической культуры в начальной школе.

Особо радует то, что к концу 4-го класса многие ученики, имевшие определенные трудности при выполнении физических упражнений, демонстрируют результаты на уровне требований Примерной программы по физической культуре и показывают хороший уровень сформированности основ знаний о физкультурной деятельности. Значит, зачетная система действительно способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности.

Г.А. ВЕРХЛИНА,
В.Н. ВЕРХЛИН

 

Рейтинг@Mail.ru