Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКА
 

Бадминтон в школе полного дня,
или Игра без начала и конца

Организуя секцию бадминтона в школе, мы исходили из того, что каждому ребенку свойственна естественная потребность в игре. И поэтому мы не стали регламентировать посещение секции, сделали ее открытой для всех учеников школы. Туда можно приходить как регулярно, так и время от времени, по желанию. Постоянного состава группы не существует, хотя, конечно, очень быстро появились дети, которым бадминтон особенно нравится, и они стали постоянными членами секции бадминтона. Правило одно: продолжительность игры для каждого может быть любой, от 15 минут до бесконечности, время ограничивается лишь вашими объективными возможностями и расписанием – временем, в течение которого спортзал открыт для бадминтона.

К примеру, расписание:
вторник – с 15.00 до 17.00
четверг – с 15.00 до 17.00

«говорит» лишь о том, что именно в эти дни и часы можно приходить и играть. Я сознательно ухожу от слова «тренировка» или «занятие» и хочу сконцентрировать ваше внимание на слове «игра».

Как же создать пространство для игры в бадминтон?

Имея опыт работы с группами бадминтона в спортивной школе, я допустила много ошибок, пытаясь развивать бадминтон в общеобразовательной школе по привычной схеме тренировок в спортивной школе. Но теперь, надеюсь, путь найден. Делать, оказывается, все нужно с точностью до наоборот. Не стоит оттачивать технику подачи, ударов и передвижений, а только после этого выходить на площадку: выходите и играйте, остальное – потом. При желании развивать бадминтон в школе может любой учитель физкультуры. Даже если вы не бадминтонист, начните и учитесь вместе с детьми.

Бадминтон – игра, но все серьезно!

Для начала откажитесь от «пляжного» бадминтона, лучше осваивать бадминтон на площадке по правилам.

Разминайтесь с ракетками. У вас же бадминтон! Разучите с детьми 5–6 упражнений с ракетками и воланом. Запомнив их, дети смогут самостоятельно разминаться, когда бы ни пришли в зал, и обучать этим упражнениям новичков, что обычно они делают с радостью.

Подвижные игры и соревновательные упражнения с воланом и ракеткой можно провести после разминки для всей группы или параллельно с игрой в бадминтон на площадке (для пары или небольшой группы детей, в свободных зонах зала).

В одной из зон зала разместите бадминтонный тренажер. Он не займет много места, а учиться бить по волану с его помощью – большое удовольствие.

Организуйте игру на бадминтонной площадке таким образом, чтобы за время пребывания в зале каждый желающий мог поиграть на счет.

Если детей много:
играйте короткие партии до 5 или 7 очков;
играйте на половине площадки.

Не забывайте: мотивация на игру у детей может быть разная. Одни приходят за компанию или от нечего делать. Другие – отдохнуть и получить удовольствие. Третьи хотят совершенствоваться и соревноваться.

В нашем, школьном, «бадминтонном пространстве» все имеет право на существование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первые шаги на пути к увлекательной игре

(Выдержки из правил)

Бадминтон – это игра мячом с перьями (волан). В игре могут участвовать двое (одиночная игра) или четверо (парная игра). Местом для игры служит ровная площадка, закрытая от ветра.

Сущность игры

Начинается игра с подачи ударом снизу и с правого поля, подача в правое поле подачи соперника. Если принимающий совершил ошибку, подающий переходит в левое поле подачи и т.д.

В начале игры или при четном количестве очков подача выполняется только из правого поля подачи, при нечетном – только из левого.

При ошибке подающего подача переходит сопернику. Выиграть очко можно только на своей подаче.

Игроки, занимающие противоположные стороны площадки, выполняют поочередно удары по волану с помощью ракетки, стремясь послать его через сетку на сторону противника так, чтобы там он коснулся поверхности площадки.

Игра проводится из трех партий. При встрече мужчин партия длится до счета 15. При встрече женщин, юношей и девушек – до счета 11.

Ошибки

При подаче:
– Отрыв ноги от пола (шаг).
– Попадание волана в сетку, либо касание сетки.
– Заступ за поле подачи.
– Подача в аут.

В игре:
– Касание сетки ракеткой либо частью тела.
– Заступ на поле соперника.
– Удар волана в потолок.
– Удар в аут.

Разминка с ракеткой и воланом

Правильный хват ракетки.

Держать ручку ракетки надо так, чтобы четыре пальца лежали справа, большой – слева, а обод ракетки «смотрел» на вас ребром, край ручки немного выступает. Держите ракетку, как птичку, чтобы не «задушить», но чтобы и не «улетела». По отношению к руке ракетка должна быть приблизительно под углом 100°.

Выполняя упражнения с ракеткой, сохраняйте правильный хват!

Упражнение 1. И.п.: ракетка перед собой на прямой нена­пряженной руке, махи ракеткой. Движение в лучезапястном суставе.

Упражнение 2.

И.п.: то же. Описывайте ракеткой восьмерку. Движение в лучезапястном суставе.

Упражнение 3.

И.п.: рука с ракеткой вверху. Выполняйте удары, сгибая и выпрямляя руку в локтевом и лучезапястном суставе, удерживайте руку рядом с головой.

Выполняйте эти упражнения как правой, так и левой рукой.

Упражнение 4. И.п.: возьмите ракетку за верхний край обода и конец ручки. Выполняйте провороты в плечевых суставах.

Упражнение 5.

Жонглирование. Выполняйте удары открытой и закрытой стороной ракетки на уровне плеча, сохраняйте руку прямой, основное движение за счет кисти, ноги всегда подвижны (выполняйте высокие и низкие удары, жонглируйте в паре).

Упражнение 6.

Метание волана. Метание идентично высоко-далекому удару. Отпускайте волан в высшей точке, метайте по направлению вверх-вперед. Делайте шаг вперед правой ногой.

Подвижные игры и соревновательные упражнения с воланом и ракеткой

Жонглирование с выбыванием.

Игрок, уронивший волан, выбывает. Побеждает игрок, уронивший волан последним. Игру можно проводить в несколько туров, с разными способами подсчета очков.

«Салки воланом». Вариантов игры может быть множество, единственным постоянным условием является осаливание летящим воланом.

Эстафетное упражнение. Соблюдая правильный хват ракетки, пронести на ней волан, не уронив.

«Метание в тыл». Игра в паре одним воланом. Игроки встают друг напротив друга в двух метрах от средней линии. По договоренности один из игроков начинает выполнять метание на сторону «противника», второй игрок метает волан с места, где волан коснулся пола и т. д. Побеждает игрок, метнувший волан в «тыл» (за лицевую линию баскетбольной или волейбольной площадки).

Переноска волана. Игра в паре. 5–7–9 воланов выставляются на среднюю линию. Игроки встают на противоположные стороны друг напротив друга (за задними линиями бадминтонной площадки). Задача – перенести воланы по одному за задние линии бадминтонной площадки. Побеждает игрок, перенесший больше воланов. (Воланы нельзя бросать, обязательно класть.)

Перестрелка через сетку. В игре принимают участие две команды. Игроки располагаются на противоположных сторонах площадки, которая разделена бадминтонной сеткой, у каждого в руке волан. Побеждает команда, первая выбившая соперников. Либо игра ведется по времени – 3 минуты без выбывания игроков. Тогда итог подводится по количеству результативных попаданий.

Бадминтонный тренажер

Для создания тренажера вам понадобится веревка длиной в ширину вашего зала, воланы – 4 шт., 4 тонких веревки длиной 40 см.

  1. 1. Закрепите волан по центру веревки (40 см), концы веревки свяжите, получится волан на петле.
  2. 2. В петли с воланами проденьте длинную веревку. Натяните веревку через зал. Высота определяется ростом детей. Оптимально, если волан касается центра ракетки при поднятой вверх руке. Регулировать высоту подвешивания волана можно и за счет длины петли.
  3. 3. Распределите воланы на веревке на расстоянии не менее двух метров друг от друга.

Ольга БАКУН, учитель физкультуры

 

Рейтинг@Mail.ru