Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2005

УЧИТЕЛЮ
 

Спорт и здоровье девочек

Предлагаемая ниже статья может послужить исходным материалом для работы преподавателя физической культуры с родителями. Несмотря на необходимость популяризации спорта, иным родителям не лишним будет узнать о некоторых рисках, связанных с неправильно выбранным видом спорта для дочери.

Как прекрасна невеста на троне
В парчовой одежде, в алмазной короне.
Б. Пургалин

Строчки из старой песенки приходят на память, когда смотришь на наших девушек-теннисисток, победительниц суперсоревнований. Великолепные спортсменки, «просто красавицы», и, к тому же, не одна, не две – вон их сколько! А какие деньги-то им платят! Даже с вычетом налогов... Нет, судьбу малолетней дочери следует связывать только с теннисом!

Разное время, разные кумиры. Кто-то видит в своей дочери или внучке будущую Плисецкую или Роднину, кому-то не дают покоя лавры Ванессы Мэй. Мы хотим – как лучше, получается – как всегда. И дело не в том, что за внешней легкостью и красотой стоят сотни и тысячи часов тренировок, а в 30 лет подчас приходится начинать карьеру с начала и не всегда – успешно. Есть и другие факторы, о которых частенько забывают родители.

Во-первых, травмы. Одно дело – получить растяжение, другое – с размаху удариться головой об лед. А вот еще – почувствуйте разницу: для ликвидации последствий травмы достаточно смазать йодом ссадину на колене, или – приходится оперировать это самое колено ежегодно на протяжении ряда лет, рискуя при этом остаться инвалидом.

Во-вторых, спорт, в отличие от физической культуры, может приносить не только пользу... Для женского организма очень даже не полезны такие виды спорта, как тяжелая атлетика, метание, практически все виды единоборств (исключая формы ката) и ряд других.

В-третьих, профессиональные деформации, которые за­трагивают не только внешний вид: широкие плечи, накачанные «неженские» мышцы или стайерская сухость, внешне воспринимаемая едва ли как не дистрофия. Деформируется и психика. Мы учим выигрывать: «Настройся на победу! Ты можешь! Ты сделаешь это! Ты лучше всех!». При этом никто не учит проигрывать, в большом спорте это – табу. А если «большой спортсмен» одновременно еще и маленький ребенок?

Рано погасшие спортивные «звездочки» – кто оценит те переживания, тот стресс, которые они пережили и с которым им, возможно, предстоит жить. Помните спившегося футболиста из фильма «Москва слезам не верит»? Очень реалистичный типаж.

Родителям не лишне помнить, что занятия спортом оказывают достаточно сильное влияние на личность ребенка. Но нельзя сказать, что это влияние является однозначно положительным при занятиях спортом. Так, по мнению литовских исследователей С.Шукиса и К.Кардялиса (2002), «занимающиеся спортом подростки по сравнению с незанимающимися больше внимания уделяют таким ценностям, как здоровье, самоуверенность и самостоятельность, а не занимающиеся спортом выделили творчество, жизненную мудрость и материальное благосостояние». Кстати, количество курящих в группах подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, примерно одинаково.

Не рекомендуем делать из девочки мальчика, как это свойственно некоторым родителям, особенно отцам. Любопытно, что если при поступлении в школу мальчики и девочки различаются по одиннадцати психолого-половым признакам характера, то к девятому классу количество этих признаков, как правило, сокращается до двух. Потеря женских свойств личности за счет усиления мужского психологического профиля далеко не всегда является полезной (даже в наши суровые капиталистические будни). Кстати, мужчины любят мужеподобных женщин намного реже, чем женщины – женоподобных мужчин.

Следует учесть, что на репродуктивную функцию девочек благоприятно влияют умеренные спортивные нагрузки. Усиленные занятия спортом, так же, впрочем, как и их полное отсутствие, чаще приводят к патологии беременности и родов (Куинджи Н.Н., Поленова М.А., 1995).

Так что же, скажем спорту «нет»? Отнюдь! Просто к любому серьезному решению, особенно касающемуся будущего наших детей, следует подходить взвешенно. Прежде всего, рекомендуется оценить потенциальные возможности ребенка: его конституцию, соматотип, т. е. особенности внешнего строения человека, физио­логические особенности (Чурганов О.А. и соавт., 2002). Подумайте, является ли спорт тем единственным, чему ваш ребенок должен посвятить себя. А, кстати, почему вы сами не стали олимпийским чемпионом? Может быть, лучше быть специалистом (в любой области) с хорошим здоровьем, чем спортсменом без иной специальности и с сомнительным здоровьем?

Вадим РОДИОНОВ, доктор психологических наук

 

Рейтинг@Mail.ru