Особенности коррекционно-профилактических мероприятий в процессе физического воспитания ослабленных детей младшего школьного возраста
В этой статье (№ 3, 2003) ее авторы, к.п.н. Ю.А. Копылов, к.м.н. М.В. Малыхина, Полянская, пишут, что в процессе проведения коррекционно-профилактических мероприятий с ослабленными школьниками используются следующие средства:
- дыхательные упражнения;
- статические упражнения системы «Хатха-йога»;
- психорегулятивные упражнения;
- специальные упражнения для коррекции индивидуально отстающей системы (общеразвивающие упражнения, ходьба, бег и т.д.);
- массаж биологически активных точек, используемый для профилактики простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности;
- двигательная активность на открытом воздухе с преимущественной рекреационно-игровой направленностью.
Контроль за физическими показателями здоровья ослабленных детей осуществляется с помощью оценки уровня физического развития (по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, силы мышц правой и левой кисти, жизненной емкости легких), двигательной подготовленности и учета текущей заболеваемости младших школьников.
Контроль за психическим показателем здоровья ослабленных детей оценивается по уровню сформированности у них мотивов к занятиям физической культурой, а также по уровню тревожности учащихся.
Контроль за социальными показателями здоровья проводится с помощью оценки уровня сформированности культурологических стремлений (нравственных, эстетических, познавательно-творческих, психо- и телесно-регулятивных), социально значимых качеств личности (коллективизма, уважения к людям, трудолюбия, целеустремленности).
Улучшения функционального состояния можно ожидать только при комплексном воздействии на социальные, психологические и физические аспекты здоровья ослабленных детей.
Экологические условия и динамика физического
развития учащихся в Силезском регионе Польши
В данной статье (№ 4, 2003) описано интересное исследование, проведенное ее автором, М. Шапелявы. В исследовании приняли участие 9634 учащихся в возрасте 8–18 лет обоего пола.
Оценивались антропометрические показатели (рост, масса тела) и показатели физической подготовленности (12-минутный тест Купера, прыжок вперед с места, бросок набивного мяча вперед (2 кг) и бег на 60 м.
Анализ динамики моторных способностей у девушек и юношей позволил выявить тенденцию к их снижению в течение 10 лет. У девочек очевидны регрессивные тенденции в скорости (кроме 8-летних), выносливости, взрывной силе мышц верхних и нижних конечностей. У юношей выявлены снижение скоростных способностей, выносливости, взрывной силы мышц верхних конечностей во всех возрастных группах, кроме 11 и 18 лет.
Прослеживается тенденция к повышению соматических и снижению моторных показателей как у девушек, так и у юношей. Наиболее ярко она выражена в младших возрастных группах. Выявленная диспропорция в динамике соматических и моторных показателей детей и молодежи не может не вызывать беспокойства. Для решения данной проблемы необходимо улучшать работу по физическому воспитанию.
Развивающее обучение в системе физического
воспитания младших школьников
В этой статье, опубликованной в № 3 за 2003 г., ее автор М.Д. Кудрявцев рассказывает об инновационной методике обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности, которая была разработана им в результате проведенного исследования и экспериментально проверена.
Методика включает следующие этапы учебной работы с детьми:
1. Формирование учебно-познавательных мотивов:
а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;
б) выделение детьми (при помощи учителя) общих двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, выносливости, что создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;
в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;
г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям;
2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:
а) сначала учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движений);
б) затем у них происходит формирование знаний об общих биомеханических основах движений;
в) учащиеся совершенствуют технику конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движения рук и ног);
г) учителя контролируют учеников при освоении ими движений, а учащиеся взаимно контролируют правильность выполнения движений каждым из них (сравнивают качество выполнения);
д) учитель дает оценку выполняемым движениям, учащиеся оценивают друг друга, указывают на ошибки, самостоятельно исправляют свои ошибки в движениях.
3. Формирование у детей умения переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Ученик обобщает приобретенные двигательные умения и пробует перенести их на другие виды двигательных действий.
Ирина БОГДАНОВА
|