Номинация:
Физкультура глазами учителя
Мы придумали уроки-путешествия
Сегодня мы публикуем первую статью,
пришедшую на конкурс «Вокруг урока физкультуры»,
объявленный в первом номере нашей газеты за этот
год. Урок, посвященный лыжной подготовке,
публикуется вместе с информацией о проведении
«Лыжни России» – самого грандиозного лыжного
праздника нашей планеты – не случайно. Пожалуй,
если учителя будут делать уроки такими
увлекательными, их ученики никогда не потеряют
любовь к лыжному спорту и, возможно, примут
участие в подобных стартах еще не один раз…
Перед нами стоят те же самые, весьма
конкретные задачи, что и перед всеми
преподавателями в зимнюю четверть:
«передвижение ступающим, скользящим шагом, без
палок и с ними, попеременные ходы, одновременные,
повороты, техника спусков и подъемов». Интересно?
А детям? Как думаете?
Уникальность нашей школы состоит в
том, что мы не подгоняем детей под нормативы,
спущенные сверху, и нам разрешают использовать
все наше воображение, чтобы построить урок по
принципу: увлечь, заинтересовать ребят и только
на этом интересе решать наши педагогические и
технические задачи.
Мы придумали увлекать и
заинтересовывать на следующем: проводим на
уроках «путешествие на лыжах по Москве»,
воображаемой Москве, конечно! Занятия проходят
на школьном стадионе, ребята катаются по кругу,
но круги, которые они проходят, очень важны и
ценны, так как потом, где-то ближе к концу урока,
мы всех останавливаем и записываем, кто сколько
кругов прошел. Затем суммируем все круги,
умножаем на длину круга и получаем некую
дистанцию, которую за этот урок прошел данный
класс. Остается выяснить, куда?
«Поход» свой класс начинает от школы,
затем направляемся к Измайловскому парку, оттуда
в парк Сокольники, следующая точка маршрута –
Площадь трех вокзалов, потом Красная площадь и
Кремль, а оттуда путь лежит к Воробьевым горам и
Лужникам. Но этот маршрут выбрали мы, вы же можете
составить свой план путешествий.
Перед тем как отправиться в путь, мы
интересуемся, в какой точке мы остановились на
прошлом уроке, и ставим новые задачи: каким ходом
мы двигаемся дальше. В процессе урока указываем
на ошибки, стараемся их исправлять. А дальше
начинается простая арифметика, плюс фантазия
учителя! На каждом уроке класс куда-то доходит, и
конец каждого урока знаменуется новой «точкой
маршрута». Просим ребят найти эту «точку» на
карте и узнать, поинтересоваться, что
примечательного есть в этом историческом месте
нашего города.
Но и после урока работа продолжается.
Просим классных руководителей вместе с ребятами
отмечать пройденный на лыжах маршрут на карте
Москвы (карты есть в классах, специально вывешены
на стены – как рабочий материал). В начале
каждого следующего урока мы обязательно
спрашиваем, кто мог бы поделиться информацией,
что интересного удалось узнать.
Нам любопытно было в течение уроков
наблюдать за ребятами, ловить их эмоции и
впечатления, первые неуверенные шаги одних и
нетерпеливое желание других сразу броситься в
путь. Из всего этого получились зарисовки,
которые мы подметили... подсмотрели:
– Ой, лыжи тащить в школу, опять! Ох!
– Ну и тяжелые! А снег какой
замечательный! Интересно, а как лыжи по нему
ехать будут? Катаюсь я неважно!!! Вот и школа, еще
чуть-чуть, ох... ну все, дошел!
– Как, уже снова выходить?
– Да, звонок.
– Так, ботинки, шапка, варежки.
Куртка!? Надевать или без нее!? Как учитель
говорил: «В теплой жарко будет». Что-то не
верится. Надену! Все – готов!
Спускаемся вниз.
Ага! Вот и все наши, с лыжами, веселые,
болтают о чем-то... Как скучали по лыжам, как хотят
покататься... Подходим ближе:
– Здравствуйте! Все на стадион!
Класс идет на школьный стадион, лыжня
проложена, снег хороший. Многие довольны. Кто в
первый раз, побаивается. Несколько ребят без лыж,
но это понятно, по разным причинам не
получилось… Через неделю-другую их станет
меньше. Увидят, какое удовольствие от урока
получают ребята, и сами захотят в этом
участвовать.
– Поздравляем с открытием лыжного
сезона!
Напоминаем о правилах безопасности на
уроках по лыжной подготовке, о подборе удобной
одежды для занятий. А теперь самое интересное!!!
– Путешествовать мы сегодня будем без
палок, отрабатывая скольжение на лыжах (задачи на
уроках определяем соответственно своему плану).
– Опять нас чем-то грузят!
– Что? Что они говорят? Путешествие
по Москве? Бред!
– От школы до Измайловского парка,
потом в Сокольники и дальше через всю Москву!? Вот
это да! Интересно!
– А как мы узнаем, где мы, сколько
прошли?
Объясняем, что важно быть командой, и,
помогая друг другу, можно научиться большему и
преодолеть больше. Каждый считает свои круги
(круг на стадионе 250–300 м), потом все круги
сложим, умножим….
– Ой, лучше я уже пойду.
– Ну и жарко же! Теперь верю, учитель
был прав. Непростое это занятие – на лыжах
ходить!
– А это кто? Колька обогнал, торопится,
здорово же у него получается. Дай-ка я так
попробую! Получается! Ура! Не отстаю!
А это кто еще здесь? А, Саша. У нее
проблема: лыжа слетела. Это не страшно. Потому что
у нас есть «Группа спасения» – это те, кто
сегодня без лыж. Так всегда: сначала они помогают
надевать лыжи, потом спасают и, наконец, когда все
устали и взмокли от путешествия, помогают снять и
привести в порядок лыжи, их пройденные круги по
школьному стадиону тоже засчитываются в общую
копилку.
Все! У меня 5 кругов! У кого больше, у
кого меньше?
Учитель складывает, умножает…
– Жарко как!
– Как здорово!
– Что? Дошли до Сокольников?! Я туда
раньше только на автобусе доезжал.
– Ну вот, еще по физкультуре
дополнительное задание: найти и отметить на
карте Москвы парк Сокольники и на следующем
уроке рассказать, чем знаменито это место.
– Надо будет спросить бабушку. Она
Москву хорошо знает...
Чтобы заинтересовать ребят, есть много
способов. Мы выбрали этот.
Согласитесь, лыжи, как и многое другое,
– это часть жизни ребенка. Можно ему эту часть
дать, а можно лишить ее, но тот, кто получит эту
частицу жизни, будет знать, что с ней делать, для
чего она нужна.
Можно уроки по лыжам превратить в
пытку, тупо и нудно ходить друг за другом по
кругу, то без палок, то с палками, а можно
отрабатывать технику, путешествуя. Техника,
правильность выполнения задания придет гораздо
быстрее, если урок для ребенка будет в радость,
когда он, кроме скольжения на лыжах около школы,
сможет пройти по Москве много километров,
перенести это на карту, поинтересоваться про
историю родного края и города, когда пройдет
через чувство усталости, удовлетворенности и
радости от урока.
И много лет спустя, может быть, гуляя по
Москве, они вспомнят то время, когда «мчались
здесь на лыжах» и боялись отстать от
параллельного класса. Вспомнят с доброй улыбкой,
без ужаса возьмут своих детей и пойдут кататься
на лыжах.
Нам кажется, такие путешествия на
уроке позволяют забыть, что нужно пересилить
себя, принести лыжи и откататься все занятия.
Путешествие – способ сделать уроки
занимательными и значимыми. А атмосфера взаимной
поддержки, доверия, радости и удовольствия важна
для всех ребят. Да и для нас тоже!
Татьяна РЖЕВСКАЯ,
Евгения ПЕТЕНКО,
учителя физкультуры
школы № 734
г. Москва
|