Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2005

КОНКУРС: ВОКРУГ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ
 

Номинация: Физкультура глазами учителя

Мы придумали уроки-путешествия

Сегодня мы публикуем первую статью, пришедшую на конкурс «Вокруг урока физкультуры», объявленный в первом номере нашей газеты за этот год. Урок, посвященный лыжной подготовке, публикуется вместе с информацией о проведении «Лыжни России» – самого грандиозного лыжного праздника нашей планеты – не случайно. Пожалуй, если учителя будут делать уроки такими увлекательными, их ученики никогда не потеряют любовь к лыжному спорту и, возможно, примут участие в подобных стартах еще не один раз…

Перед нами стоят те же самые, весьма конкретные задачи, что и перед всеми преподавателями в зимнюю четверть: «передвижение ступающим, скользящим шагом, без палок и с ними, попеременные ходы, одновременные, повороты, техника спусков и подъемов». Интересно? А детям? Как думаете?

Уникальность нашей школы состоит в том, что мы не подгоняем детей под нормативы, спущенные сверху, и нам разрешают использовать все наше воображение, чтобы построить урок по принципу: увлечь, заинтересовать ребят и только на этом интересе решать наши педагогические и технические задачи.

Мы придумали увлекать и заинтересовывать на следующем: проводим на уроках «путешествие на лыжах по Москве», воображаемой Москве, конечно! Занятия проходят на школьном стадионе, ребята катаются по кругу, но круги, которые они проходят, очень важны и ценны, так как потом, где-то ближе к концу урока, мы всех останавливаем и записываем, кто сколько кругов прошел. Затем суммируем все круги, умножаем на длину круга и получаем некую дистанцию, которую за этот урок прошел данный класс. Остается выяснить, куда?

«Поход» свой класс начинает от школы, затем направляемся к Измайловскому парку, оттуда в парк Сокольники, следующая точка маршрута – Площадь трех вокзалов, потом Красная площадь и Кремль, а оттуда путь лежит к Воробьевым горам и Лужникам. Но этот маршрут выбрали мы, вы же можете составить свой план путешествий.

Перед тем как отправиться в путь, мы интересуемся, в какой точке мы остановились на прошлом уроке, и ставим новые задачи: каким ходом мы двигаемся дальше. В процессе урока указываем на ошибки, стараемся их исправлять. А дальше начинается простая арифметика, плюс фантазия учителя! На каждом уроке класс куда-то доходит, и конец каждого урока знаменуется новой «точкой маршрута». Просим ребят найти эту «точку» на карте и узнать, поинтересоваться, что примечательного есть в этом историческом месте нашего города.

Но и после урока работа продолжается. Просим классных руководителей вместе с ребятами отмечать пройденный на лыжах маршрут на карте Москвы (карты есть в классах, специально вывешены на стены – как рабочий материал). В начале каждого следующего урока мы обязательно спрашиваем, кто мог бы поделиться информацией, что интересного удалось узнать.

Нам любопытно было в течение уроков наблюдать за ребятами, ловить их эмоции и впечатления, первые неуверенные шаги одних и нетерпеливое желание других сразу броситься в путь. Из всего этого получились зарисовки, которые мы подметили... подсмотрели:

– Ой, лыжи тащить в школу, опять! Ох!

– Ну и тяжелые! А снег какой замечательный! Интересно, а как лыжи по нему ехать будут? Катаюсь я неважно!!! Вот и школа, еще чуть-чуть, ох... ну все, дошел!

– Как, уже снова выходить?

– Да, звонок.

– Так, ботинки, шапка, варежки. Куртка!? Надевать или без нее!? Как учитель говорил: «В теплой жарко будет». Что-то не верится. Надену! Все – готов!

Спускаемся вниз.

Ага! Вот и все наши, с лыжами, веселые, болтают о чем-то... Как скучали по лыжам, как хотят покататься... Подходим ближе:

– Здравствуйте! Все на стадион!

Класс идет на школьный стадион, лыжня проложена, снег хороший. Многие довольны. Кто в первый раз, побаивается. Несколько ребят без лыж, но это понятно, по разным причинам не получилось… Через неделю-другую их станет меньше. Увидят, какое удовольствие от урока получают ребята, и сами захотят в этом участвовать.

– Поздравляем с открытием лыжного сезона!

Напоминаем о правилах безопасности на уроках по лыжной подготовке, о подборе удобной одежды для занятий. А теперь самое интересное!!!

– Путешествовать мы сегодня будем без палок, отрабатывая скольжение на лыжах (задачи на уроках определяем соответственно своему плану).

– Опять нас чем-то грузят!

– Что? Что они говорят? Путешествие по Москве? Бред!

– От школы до Измайловского парка, потом в Сокольники и дальше через всю Москву!? Вот это да! Интересно!

– А как мы узнаем, где мы, сколько прошли?

Объясняем, что важно быть командой, и, помогая друг другу, можно научиться большему и преодолеть больше. Каждый считает свои круги (круг на стадионе 250–300 м), потом все круги сложим, умножим….

– Ой, лучше я уже пойду.

– Ну и жарко же! Теперь верю, учитель был прав. Непростое это занятие – на лыжах ходить!

– А это кто? Колька обогнал, торопится, здорово же у него получается. Дай-ка я так попробую! Получается! Ура! Не отстаю!

А это кто еще здесь? А, Саша. У нее проблема: лыжа слетела. Это не страшно. Потому что у нас есть «Группа спасения» – это те, кто сегодня без лыж. Так всегда: сначала они помогают надевать лыжи, потом спасают и, наконец, когда все устали и взмокли от путешествия, помогают снять и привести в порядок лыжи, их пройденные круги по школьному стадиону тоже засчитываются в общую копилку.

Все! У меня 5 кругов! У кого больше, у кого меньше?

Учитель складывает, умножает…

– Жарко как!

– Как здорово!

– Что? Дошли до Сокольников?! Я туда раньше только на автобусе доезжал.

– Ну вот, еще по физкультуре дополнительное задание: найти и отметить на карте Москвы парк Сокольники и на следующем уроке рассказать, чем знаменито это место.

– Надо будет спросить бабушку. Она Москву хорошо знает...

Чтобы заинтересовать ребят, есть много способов. Мы выбрали этот.

Согласитесь, лыжи, как и многое другое, – это часть жизни ребенка. Можно ему эту часть дать, а можно лишить ее, но тот, кто получит эту частицу жизни, будет знать, что с ней делать, для чего она нужна.

Можно уроки по лыжам превратить в пытку, тупо и нудно ходить друг за другом по кругу, то без палок, то с палками, а можно отрабатывать технику, путешествуя. Техника, правильность выполнения задания придет гораздо быстрее, если урок для ребенка будет в радость, когда он, кроме скольжения на лыжах около школы, сможет пройти по Москве много километров, перенести это на карту, поинтересоваться про историю родного края и города, когда пройдет через чувство усталости, удовлетворенности и радости от урока.

И много лет спустя, может быть, гуляя по Москве, они вспомнят то время, когда «мчались здесь на лыжах» и боялись отстать от параллельного класса. Вспомнят с доброй улыбкой, без ужаса возьмут своих детей и пойдут кататься на лыжах.

Нам кажется, такие путешествия на уроке позволяют забыть, что нужно пересилить себя, принести лыжи и откататься все занятия. Путешествие – способ сделать уроки занимательными и значимыми. А атмосфера взаимной поддержки, доверия, радости и удовольствия важна для всех ребят. Да и для нас тоже!

Татьяна РЖЕВСКАЯ,
Евгения ПЕТЕНКО,
учителя физкультуры
школы № 734
г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru