Философия успеха дзюдоиста Дмитрия НОСОВА
Во всем мире дзюдо изначально развивалось по сценарию, написанному родоначальниками этого вида единоборств – японцами. Многие десятилетия японские дзюдоисты безраздельно властвовали на мировых татами, завоевывая все мыслимые спортивные награды.
В нашей стране, где никогда не было профессиональных преподавателей из Страны восходящего солнца, техника дзюдо существенно отличалась от японских канонов. Долгое время мы были в европейском и мировом дзюдо «белыми воронами» со своими необычными бросками, захватами и сильнейшим партером. И именно благодаря этой «необычности» мы сумели изменить привычную расстановку сил. В 1976 году, несмотря на жесточайшую конкуренцию, советские дзюдоисты на монреальской Олимпиаде завоевали два «золота» и еще несколько медалей, уступив всего одно очко японцам. С тех пор российские дзюдоисты стали ассоциироваться с успехом, лидерством и престижем. Представители других стран начали внимательно изучать наш стиль борьбы, который позволил подчинить себе быстрых и подвижных японцев. Дзюдо (в его классическом понимании) требует от спортсмена высочайшей техники и природных данных, умения видеть сильные и слабые стороны противника. В дзюдо спортсмену не привыкать падать и подниматься, но только настоящий дзюдоист всегда найдет в себе силы остаться победителем в схватке.
«Пока легкие дышат, глаза видят, без рук, без ног – буду ползти на одном подбородке, но своего добьюсь».
Дмитрий НОСОВ,
бронзовый призер Афинской Олимпиады
То, что русские никогда не сдаются, – кровью доказывал в Афинах 24-летний москвич Дмитрий Носов. В схватке за «бронзу» олимпийского турнира по дзюдо в весе до 81 кг он в прямом смысле добыл медаль не только потом, но и кровью.
Трагичные кадры полуфинального поединка Носова с греком Илиасом Илиадисом наблюдал весь мир. Начало схватки проходило весьма спокойно: Дмитрий грамотно атаковал, но один прием соперника, ставший впоследствии роковым, все же пропустил. Левая рука в области локтя громко хрустнула, и Дмитрий почувствовал... огромное разочарование. «То, что я испытал, было не болью, нет, – было острое ощущение утерянных возможностей. Я приехал на Олимпиаду за медалью, за золотой медалью, и теперь я должен был всему миру показать русский характер».
Каким-то образом Носову удалось провести больной рукой еще один прием, но затем силы окончательно его покинули.
Встать самостоятельно на ноги Дмитрий не смог, но и на носилки лечь отказался. Придя в себя, на подкашивающихся ногах, как истинный боец, он покинул поле боя. Уже через полчаса Носов под общие аплодисменты вновь выходит на татами. «Бронза» была буквально вырвана у бразильца Флавио Каито. А Дмитрий, в буквальном смысле заливаемый кровью из рассеченной левой брови, с практически недвижимой рукой и поврежденной ногой совершил настоящий подвиг и не отступил.
– Я орал в раздевалке оттого, что мне там не повезло – проиграл полуфинал. Но парень, с которым я боролся за бронзу, оказался настоящим мужиком, скидок не делал, но и по больной руке не бил. Борьба велась честная и справедливая. Я не могу сказать, что на Олимпиаде в Афинах ко мне пришел успех. Я очень счастлив, что сумел вырвать у судьбы медаль, но эта медаль не моего достоинства. Я хочу быть чемпионом и никогда из борьбы не уйду до следующей Олимпиады.
Сейчас Дмитрий отдыхает и лечится. В его расписании – реабилитация и вхождение в форму. «Пока рука еще ноет, – признается мне Носов, – но я надеюсь на скорое выздоровление. Пропускаю пока все отборочные и преимущественные турниры – на днях поеду в Японию».
Спортом Носов занимается, по его собственным словам, всю сознательную жизнь. В три года его «добровольно-принудительно» учили плавать. Но водная стихия не увлекла, и скоро плавать он... разучился. Тогда отец посоветовал 11-летнему Диме заняться единоборством, а именно самбо, благо, что знаменитая школа «Самбо-70» находилась совсем неподалеку. В ней будущий призер начинал свой путь.
– Судьба связывала меня с хорошими тренерами, которые научили серьезно относиться к любому делу. А вот мой «родной» тренер, с которым я прошел огонь и воду, – Фунтиков Павел Владимирович дал мне все, что нужно настоящему дзюдоисту, – именно благодаря ему я получил медаль.
Самыми главными качествами настоящего спортсмена Носов считает самолюбие и честолюбие, умение несмотря ни на что идти к намеченной цели.
– Знаете, есть черты характера, которые заложены в человеке с детства. И если человек не честолюбив – то это невозможно ему привить. Я, например, скорее умру, но использую малейший шанс на победу. Я не умею сдаваться. Борьба для меня все, это моя жизнь. Это такой кайф – чувство борьбы. В дзюдо – как в шахматах – сходятся два интеллекта, ты вступаешь в непосредственный контакт с человеком: ты его ощущаешь – внутренне чувствуешь его мысли, перерастающие в движения.
И если в других видах спорта ты борешься сам с собой (тебе нужно высоко прыгнуть – ты настраиваешься и прыгаешь), то в дзюдо – ты настраиваешься... и борешься с соперником и с самим собой.
У Носова на данный момент – море соперников. И ко всем нужно тщательно готовиться, расписывать все стойки и захваты. Перед каждым турниром проходит напряженная совместная работа с тренером.
– Каждый поединок важен для меня, – признается Носов. – Я часто думаю о будущем, строю планы. Жизнь в спорте многому научила меня – я уверенно чувствую себя в жизни. Следующая моя цель – стать президентом. Лет этак через 30 посмотрим: выполню я ее или нет. Я очень болею за Россию и всеми силами хочу добиться для нее лучшей доли. Считаю, что на сегодняшний день я участвую в том, в чем чувствую свои силы, – а именно, поднимаю детско-юношеский спорт. Мы образовали некоммерческое партнерство «Дрозд» и помогаем детишкам заниматься спортом и получать хорошее образование. Как ни банально это звучит, но дети – наше будущее, и я рад участвовать в подобных проектах.
Татьяна БЕЛОНОЖКИНА
|