Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2005

ШКОЛА

 

Физкультура в Голландии

Во всех странах мира дети занимаются физкультурой. И не важно, как называется этот предмет: «спорт» или «физические упражнения», – от этого его смысл не меняется.
В Голландии этот школьный предмет называется «физическое образование». В процессе обучения детей знакомят с гимнастикой и акробатикой, учат играть в спортивные игры: баскетбол, волейбол, бадминтон, хоккей (на льду и в закрытых помещениях), футбол, софтбол, фрисби... А еще – знакомство учеников с «движением под музыку», потому что именно танец и является тем физическим упражнением, с которым мы, хотим того или нет, сталкиваемся в течение всей жизни. «Танцуют все!»...
Лиз Ван Донселаар, преподаватель из Голландии, любезно согласилась помочь газете «Спорт в школе» и расспросить своих коллег о том, как преподается физическая культура в школах. Она и ее коллеги, учителя физкультуры, поделились своим опытом с российскими учителями.
Они ничем и никого не собирались удивить. Более того, в ответ на просьбу редакции рассказать об особенностях преподавания физкультуры в их стране все как один сказали, что у них нет ничего, ну, ровном счетом ничего особенного. А потом написали о своем опыте, который и представлен в данной статье.
Оказалось, что во многих школах Голландии физкультура (как и остальные предметы) преподается по-разному. Часть уроков – для обязательного содержания, остальные (для детей старше 12 лет) входят в собственную программу, в соответствии с особенностями именно этой школы. Переводных экзаменов нет, только выпускные. Школы сами определяют метод преподавания и требования к уровню детей при переходе из класса в класс.
Прочитав статью, кто-то, возможно, покачает головой: действительно, ничего особенного они не делают. А кто-то удивится: надо же, они учат совсем не тому, чему учим мы.
Обратите внимание: цель обучения физической культуре у них другая – умение работать в команде, договариваться друг с другом и придумывать собственные спортивные игры. Способность получать удовольствие от физической нагрузки, похоже, в Голландии считается важнее освоения нормативов по различным видам спорта.
Много это или мало? Судите сами...

Свободные уроки

Уроки физкультуры в Монтессори-лицее «Герман Ердан» бывают двух видов: «классные» и «свободные».

«Классными» называются уроки, на которых учитель объясняет какую-либо спортивную технологию всему классу и потом отрабатывает со всеми учениками определенные навыки. При такой работе время используется не очень интенсивно: сначала учитель дает инструкции, потом ребятам приходится ждать своей очереди для выполнения того или иного упражнения.

Именно поэтому в данной школе введены «свободные» уроки, на которых ученики сами определяют, чем (из определенного набора вариантов, предложенных учителем) они хотели бы заняться. Эти уроки очень любят дети, но учителю их проводить сложнее, чем обычные, когда можно приготовить одно задание на весь класс. Подготовка к такому занятию отличается от обычной. Чтобы было понятнее, приведем примеры планов таких свободных уроков.

ПЛАН А

Второй год обучения (возраст учащихся 13–14 лет). Длительность урока – 80 мин.

Цель урока: отработать упражнения на гимнастических снарядах.

Методы:

– индивидуальная работа учеников;
– педагогическая поддержка – при необходимости (когда ученики об этом просят).

Ученики в малых группах, организованных в соответствии с их желанием и возможностями, выбирают определенные гимнастические снаряды, на которых они собираются работать. Учитель наблюдает за ними, страхует (или организовывает страховку) при выполнении упражнений на «козле», кольцах и длинном коврике.

Задания, которые отрабатывают ученики на этом уроке:

1. Прыжок через «козла» с разведенными в стороны ногами. Трамплин отодвигается постепенно дальше от «козла».
2. Упражнения на кольцах: упор руками, «уголок»; упор руками, ноги согнуты в коленях до упора, кувырок вперед.
3. Упражнения на канате: залезть до середины при помощи рук и ног одновременно; раскачивание на канате из позиции «сидя» между воображаемыми границами.
4. Упражнение на длинном коврике: кувырок – стойка на руках – кувырок – исходная стойка.
5. Балансирование с гимнастической палкой (1 метр): стоя, удерживать палку на пальце или руке; так же, но от стойки перейти в положение «сед», вернуться в стойку (с приседанием).

Оценивание

Самооценка в форме обсуждения с учениками их достижений. Каждый учащийся говорит, чему ему удалось научиться, над чем нужно еще поработать. Учитель – координатор этого обсуждения.

ПЛАН Б

Второй год обучения (возраст учащихся 13–14 лет). Длительность урока – 80 мин.

Цели урока:

– обучение понятиям «игра», «правила игры»;
– обучение сотрудничеству, развитие умения работать в коллективе.

Методы:

– работа в малых группах;
– переход в позиции «лидера» и «ведомого» при передаче опыта от одной группы другой.

Пришедшие ребята делятся (самостоятельно) на группы по пять-шесть человек. Каждой группе дается задание: придумать игру, в которую можно играть в части зала, и правила для нее. Учитель обязательно предупреждает, что ребята должны учитывать размеры выделенной им части зала и придумывать как можно меньше правил. Учащиеся играют в придуманную ими игру.

Когда все группы готовы, учитель дает команду и группы меняются местами, перемещаясь «по кругу», но один ученик из каждой группы «отстает» и объясняет правила игры той группе, которая пришла в «их» сектор. Потом он возвращается к своей группе. Таким образом, за время занятия ученики проигрывают все придуманные игры.

Оценивание

Самооценка в форме обсуждения с учениками их достижений. Каждый учащийся говорит, что ему удалось, над чем ему (ей) нужно еще поработать. Учитель – координатор этого обсуждения. На этом уроке, в соответствии с его целями, при обсуждении особое внимание уделяется анализу не физических навыков, а навыков общения, сотрудничества, понимания смысла игры.

Все учителя отметили, что при обсуждении результатов занятий они стараются обратить внимание ребят на то, насколько комфортно и легко они чувствовали себя на уроке, было ли им легко выполнять упражнения или что-то вызывало явные затруднения. В индивидуальных рабочих планах учеников графа «оценивание» делится на следующие подпункты: обращение с учебным материалом, заинтересованность, самостоятельность, старательность, уровень достижений, число отставаний. Как итог – подпись родителей. Фактически голландские ребята учатся не выполнению разных физических упражнений, а умению любить физкультуру и спорт.

Движение под музыку

Во многих голландских средних школах в рамках предмета «Физические упражнения» преподается движение под музыку. Курс, как правило, рассчитан на три учебных года.

Первый год учитель работает с классом, постепенно разрешая детям разделяться на группы или переходить к индивидуальным занятиям. Сначала учащимся объясняют, как ведется музыкальный счет, показывают, какие движения можно выполнять под ту или иную музыку. Их обучают чувству ритма, показывают разницу в джазе, степе, народных танцах. Причем здесь учителя соблюдают одно правило: ученикам демонстрируются разные виды танцев, но никто не заставляет учеников обязательно танцевать каждый танец. Ведь танец – дело добровольное.

После того как ребята познакомятся с многообразием танцевальных форм, им разрешают разбиться на группы и придумать группой, например, упражнение на 8 счетов. После этого каждая группа демонстрирует другим свое упражнение, и из придуманных кусочков класс составляет собственный танец. Ведь танец – это не воспроизведение, это всегда – творчество, а когда это творчество коллективное, танец становится более красивым и выразительным, радует и тех, кто его танцует, и тех, кто смотрит на танцующих. Так заканчивается первый год обучения: совместным танцем.

  • Второй и третий годы являются, по сути, отработкой полученных в самом начале навыков. Ученики постоянно оценивают себя и друг друга по следующим параметрам:

  • Могут ли они двигаться под предлагаемую им на занятии музыку?

  • Если они танцуют в группе, то удается ли им двигаться одновременно?

  • Выполняют ли они движения под музыку с легкостью или им это делать трудно?

  • Приятно ли наблюдать за выполнением упражнения танцующими?

  • Взаимодействуют ли между собой члены группы на протяжении ряда занятий?

Каждое занятие заканчивается обсуждением, в котором главное – понять, кому над какими навыками нужно поработать с наибольшим вниманием и усердием.

Занятия эти два года строятся по одному общему принципу. Ребята, разбившись на группы, придумывают свой танец, подбирают музыку, костюмы для выступления, оттачивают технику. На каждом четвертом уроке идет «шоу» – группы выступают со своими танцами. При этом оттачивается не только умение танцевать, но и, что очень важно, умение сотрудничать: сформировать группу, распределить обязанности, добросовестно выполнить свою часть работы.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru