Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2005

УЧЕНИК

Физкульт-ура, ура, ура!

Каждый раз, когда мы заходим на урок и обращаемся к ученикам с командами или просьбами, мы должны помнить: наши ученики еще и… дети. Простая мысль, не правда ли? К сожалению, мы слишком часто забываем о том, что к нам на уроки приходят не «машинки» для обучения и тренировки. К нам приходят дети, которых кто-то любит, независимо от программ и отметок; которые хотят быть счастливыми сегодня и имеют на это полное право. Мам и пап, бабушек и дедушек учителя иногда воспринимают как излишнюю обузу, словно перефразируя крылатую фразу из любимого фильма: «Учить лучше сироту». А, может, стоить прислушаться к тому, что пытаются донести до нас родители? Хотя бы для того, чтобы и они смогли понять нас, учителей. Сегодня в рубрике «Ученик» мы предлагаем вашему вниманию три взгляда, три позиции: мамы, волнующейся о своем ребенке и написавшей письмо; учителя, отвечающего на ее письмо в редакцию; и психолога, познакомившегося с этой заочной дискуссией. У каждого – своя позиция, свои доводы. Но главное – не забывать: в центре всех рассуждений взрослых стоят дети, и наша главная цель – не навредить им.

Урок физкультуры прочно занял свое место в учебном плане школы. Поселился он там надолго и своих законных три часа в неделю имеет стабильно! Удача, если стоит этот самый урок первым или последним, тогда появляются варианты: можно дать драгоценному, и без того утомленному школой ребенку подольше поспать утром, или «смыться» со школы пораньше домой. Хуже, когда он оказался где-то в середине учебного дня, здесь уже не развернешься...

Я, как мама, не люблю дни, когда есть физкультура. Нет, нет, я вовсе не против здорового образа жизни, приветствую подвижные игры, да и разгрузка между уроками, несомненно, нужна! Дело в другом. Сын мой в эти дни напоминает ишачка: всю его маленькую спину занимает ранец, прогибая ребенка назад, свешиваясь чуть ли не до земли, набитый книгами, в руках пакеты с формой и кроссовками, весь, что называется, при делах! Смотреть с девятого этажа, как он пытается махнуть мне в ответ свободной рукой, очень трогательно! Приходится частенько заставлять себя присоединяться к «физкультурнику» и провожать его в школу, помогая донести все эти тяжести. Не встретить тоже нельзя, потому что вполне вероятно, что ваш ребенок придет со школы в «облегченном» варианте, устав таскать по школе дополнительный груз, и преспокойно оставит его в каком-нибудь закутке.

Я не люблю дни, когда есть физкультура. Сын мой в эти дни напоминает маленького ишачка: всю его спину занимает ранец, прогибая ребенка назад, в руках пакеты с формой и кроссовками.

Учителя физкультуры, как и Родину, не выбирают! Вам сказочно повезет, если вы попадете в руки к педагогу, не одержимому спортом. В противном случае всякий раз, когда по тем или иным причинам вы будете пропускать занятие, готовьтесь выслушивать лекцию о том, что спорт – это тоже искусство и вы здорово обделяете своего же ребенка, променяв его (спорт!) на что-то другое! В начальной школе по этому предмету Бог послал нам преподавателя-женщину с крепкой нервной системой и стажем работы 20 долгих лет! Детям она нравилась очень; трений с родителями не возникало никаких; уроки проходили интересно, живо и без травматизма. Все были довольны друг другом! Никто не сомневался, что детки переоденутся после урока, а не будут сидеть оставшиеся часы в полувлажных футболках, что если на улице погода плохая, то урок наверняка пройдет в зале, что аксиома: «В спорте главное – не навредить!» – действительно работает! Дети на уроках физкультуры много играли в командные игры, у них появилось «чувство локтя», а призыв «помоги тому, кто слабее» сплотил их в одну команду. Пришло и понимание, что значит «быть в одной упряжке» и всем вместе прийти к победе! Видеть у малышей все эти приобретенные черты характера было очень приятно! Но всему хорошему когда-нибудь да приходит конец!

В этом учебном году мы перешли в среднюю школу. Поменялись все учителя. Физкультуру стал вести настоящий профессионал своего дела, бывший тренер по футболу. Пришел он работать в нашу школу только в этом году, и пятиклашки попали в его мужские руки. На первой же «линейке» нового учителя несказанно удивило, что в классе отсутствуют шварценеггеры. Недоработки, с его точки зрения, были налицо, а поле деятельности даже не вспахано! Он твердо пообещал детям, что легкой жизни не будет и он запросто сделает из присутствующих «слонов» – мух! Теперь физкультура превратилась в пытку. Появились «сачки», чувство локтя ушло по-английски, не попрощавшись... Явную заинтересованность у нашего учителя вызвала фамилия только одной девочки из всего класса – Раисы Дасаевой – и то лишь потому, что напомнила ему известного футбольного вратаря. Нам и раньше-то никогда не ставили «пятерки» за то, что соизволил явиться на урок, а «шестерки», если постучал мячом! Оценки надо было заслужить честным трудом, умаявшись до пота! В классе есть и пловцы, и волейболисты, и теннисисты – этим детям к нагрузкам не привыкать, но даже они скисли. Теперь главным уроком в школе стала физкультура!

Забежав за школу, половина детей тут же сбросила с себя курт­ки. Выбежали они с другой стороны школы уже в полуголом виде. Физрук никак на это не отреагировал.

В октябре у многих в классе кашель и насморк. Складывается такое впечатление, что наш учитель как «манны небесной» ждал солнечного дня! И дождался! Это ничего, что температура воздуха в тот злополучный день не превышала четырех градусов, зато радовало солнце! Надев куртки, в летних сетчатых кроссовках, без головных уборов, отряд 5-го «В» был построен на улице для кросса в один километр. Забежав за школу, не задумываясь о последствиях, половина детей тут же сбросила с себя курт­ки, чтобы не «запариться» окончательно. Выбежали они с другой стороны школы уже в полуголом виде. Физрук никак на это не отреагировал и бодро посвистывал в свой свисток оставшиеся 35 минут урока, пытаясь улучшить время бегущих. В лыжной шапочке и утепленном спортивном костюме он, по-видимому, дискомфорта не испытывал! Урок был проведен на ура.

Результаты кросса не замедлили сказаться уже на следующий день. Учителя-предметники за две недели до каникул, в самую напряженную пору контрольных, увидели заметно опустевший класс! Дети «ушли на каникулы» раньше, чем доставили своим родителям огромную «радость».

Вывод учителя физкультуры: «Хлипкий же мне достался контингент! Закалять надо было!» Вывод родителей: «Лучше «трояк» в четверти, но здоровый ребенок!»

Татьяна ЛЕТЯГО

Рейтинг@Mail.ru