А в министерстве
сказали...
С российской стороны этот проект
поддерживается не только регионами, но и
Министерством образования и науки РФ. Во всяком
случае, Сергей Александрович Смирнов (начальник
отдела педагогического образования и
образовательных технологий Департамента
государственной политики в сфере образования
Министерства образования и науки РФ) пытался
уверить в этом участников конференции. Не могу
сказать, что ему поверили... Впрочем, судите сами.
Доклад Сергея Смирнова начался с
ободрения всех присутствующих. По его мнению,
«демографическая ситуация в образовании: в сфере
среднего профессионального образования
наибольшие сокращения численности учащихся –
дает возможность для того, чтобы у нас появился
резерв и мы могли что-то изменить в наших
методиках и подходах».
Интересная мысль. Получается, что
лучше всего будет работать и министерству, и
учителям, когда население перестанет
воспроизводиться. Можно, мол, остановиться и
подумать о системе образования спокойно. Мне
казалось, что думать полезно всегда, особенно
тем, кто берет на себя ответственность
реконструировать, перестраивать, приказывать,
требовать и проверять. Я имею в виду работников
министерства, естественно.
«Министерство образования ставит
перед собой следующие задачи:
– развитие человеческого капитала;
– прирост новых знаний и технологий.
Исходя из этих задач, министерством
определены приоритетные направления работы:
– развитие непрерывного
профессионального образования и повышение его
качества;
– повышение инвестиционной
привлекательности;
– повышение доступности и качества общего
образования».
Странно, пока о здоровье подрастающего
поколения – ни слова. Зато стало понятно, за счет
чего министерство решило повышать
«инвестиционную привлекательность»
образовательных учреждений. Оказывается,
предполагается «увеличение многообразия
организационно-правовых форм» и «усиление
общественного управления образовательным
процессом» в целях воспитания личной
решительности и ответственности каждого
ученика. Зал слушал доклад с нарастающим
напряжением. Может быть, теперь министерство
действительно даст большие полномочия школам?
Ошиблись.
«Развитие общего образования
предполагается вести по следующим направлениям:
– Развитие дошкольного
образования: добавим еще один класс перед первым
классом (раньше это был нулевой класс, теперь
будет считаться первым классом). Дети с пяти лет
будут обучаться, но это будет необязательное
обучение.
– Снижение недельной нагрузки учащихся.
– Развитие доступности дополнительного
образования. У нас много детей, которые могут
хорошо учиться, у них есть различные интересы, и
для того, чтобы эти интересы учитывать,
предполагается расширение дополнительного
образования.
– Развитие профильного обучения в старших
классах.
– Внедрение новых, наиболее важных технологий
(информационных, педагогических, развитие
здоровьесберегающих технологий), переподготовка
учителей и руководства школ».
Таким образом, здоровье, по мнению
министерства, будет прямо пропорционально
возрастать, если наших детей начнут обучать с
пятилетнего возраста, введут профильное
обучение и новые технологии (судя по всему,
оставив ЕГЭ и Образовательные стандарты) и при
этом ухитрятся уменьшить недельную нагрузку
учащихся. Скоро начнут отправлять детей в школу
прямо из роддома. Вдруг опоздают?
«На сегодняшний день отмечается
ухудшение экологии, качества продуктов питания,
снижение двигательной активности и другие
факторы, и как следствие – уменьшение среднего
возраста населения – опасность для нации. Таким
образом, проблема сохранения здоровья
становится проблемой сохранения нации. Она
начинает обсуждаться, и достаточно серьезно, во
всех федеральных органах власти».
Наконец-то! Проблема здоровья начинает
«обсуждаться»! Только совсем непонятно, как,
начав учить пятилеток, приведя их в холодные
школы из теплых домов, мы сделаем их здоровее.
Правда, возможно, желание понижения возраста
учеников первого класса связано с тем, что
правительство боится: если продолжительность
жизни снижается, то, может, мало кто доберется
здоровым до выпускного?
«Задача сохранения собственного здоровья
– важнейшая задача в воспитании, обязательное
условие для развития кадрового потенциала.
На территории РФ можно выделить три
группы подходов к обучению здоровью:
– Профилактический: предотвращение
заболеваний. Он связан с широким вхождением
медицины в школы, предполагает мониторинг
состояния здоровья учащихся, защиту от вредных
привычек.
– Методический: включает в себя использование
учителем демократических методов организации
учебного процесса, обучение навыкам
взаимодействия друг с другом между учениками и
группами, создание навыков сотрудничества.
– Формирование здорового образа жизни: это
включает в себя первый и второй подходы, а также
создание условий для повышения двигательной
активности, создание системы кружков и секций
для реализации внутренних потребностей,
вовлечение учащихся в активные виды работы, в
реальную жизнь взрослых, обеспечение питанием и
еще достаточно много других компонентов.
Рассмотрим эти подходы подробнее.
Профилактический подход
Это направление опирается на
профилактику возможных заболеваний. Под
обучением здоровью многими понимается процесс
обучения учащихся общеобразовательных школ
навыкам гигиены и внимательного отношения к
своему здоровью. Этот путь предполагает
повышение внимания медицинских работников к
здоровью ребенка, передачу учащимся базовых
знаний о здоровье, формирование умений
размышлять о своем здоровье и критически
оценивать те привычки, которые сложились у него,
с точки зрения пользы для здоровья. Кроме того,
этот путь предполагает создание основных
условий для сознательного отказа ребенка от
вредных привычек и частичное формирование
полезных для здоровья жизненных умений и
навыков.
Другими словами, в этой группе
выделяются следующие направления работы:
передача базовых знаний об
индивидуальном здоровье;
медико-социальный мониторинг
состояния здоровья учащихся;
работа по профилактике вредных
привычек;
профилактика возможных заболеваний.
Методический подход
Этот подход рассматривает возможности
решения проблем, связанных со здоровьем. Здесь
анализируются внешние факторы, которые
действуют на детей в школе и отражаются на их
здоровье. Сильнейшим фактором, влияющим на
здоровье ребенка, выступает негативное
воздействие сегодняшней системы обучения.
Большие физические и психические нагрузки на
ребенка, возникающие в ходе обучения, также ведут
к ослаблению его здоровья.
Поэтому сегодня в школах все
популярнее становятся идеи снижения учебной
нагрузки, а также изменения форм и методов
ведения уроков. При этом главной целью
образования становится создание мягкой
нетравмирующей школьной среды для учащихся.
Основными разработками здесь являются труды по
личностно-ориентированной педагогике.
Это направление чаще всего
предполагает работу в следующих направлениях:
Использование учителем
демократических методов организации учебного
процесса и отказ от авторитарного стиля;
Обучение учащихся способам и приемам
взаимодействия друг с другом и со взрослыми;
Обучение учащихся приемам групповой
работы по решению задач и проблем, а также по
выработке плана совместной деятельности группы
и по постановке задачи перед группой;
Создание среды сотрудничества при
взаимодействии школьников в ходе учебного
процесса.
Подход формирования здоровой личности
Третий подход является наиболее
сложным. Вопросы здоровья ребенка и возможности
профилактики тех или иных заболеваний напрямую
связаны с его образом жизни. Поэтому третий
подход предполагает создание условий для
формирования здорового образа жизни учащихся
школ. Основой для него служит создание такой
системы школьного обучения, которая, во-первых,
противостоит негативным влияниям на здоровье и,
во-вторых, позволяет ребенку развивать свои
собственные стремления и за счет этого
реализовываться как личность. Он включает в себя
полностью и первое, и второе направления. Но для
формирования здорового образа жизни ребенка
этого недостаточно.
Для того, чтобы сформировался другой
образ жизни, в первую очередь необходимо
сформировать у человека другую систему
ценностей. В личностную систему ценностей должно
войти понимание важности здоровья и отношение к
своему здоровью как к ценности, которую он не
должен потерять. Помимо этого, должна быть
сформирована целая система понятий, взглядов,
убеждений и умений, из которых будут
складываться привычки и, в конечном итоге,
ежедневное поведение учащихся – тот самый
здоровый образ жизни, о котором идет речь.
Кроме формирования системы ценностей,
необходимо, чтобы были сформированы условия для
ежедневного развития и совершенствования. Любой
образ жизни связан с определенными видами
деятельности, и здесь является очень важным
создание условий, активизирующих участие в
деятельности позитивной направленности. Другими
словами, формируемая в школе система ценностей
должна быть поддержана системой различных видов
деятельности созидательной направленности.
В этом направлении задачи обучения
здоровью наиболее полно пересекаются с задачами
обучения жизни. Развитие умения
взаимодействовать с окружающими людьми,
формирование особого стиля взаимоотношений
между учащимися, учащимися и учителями,
основанного на уважении к личности, формирование
позиции гражданина, а также вовлечение в
деятельность позитивной направленности – вот
основные точки, которые помогут учащемуся в
будущем найти свое место во взрослой жизни.
Некоторые школы используют отдельные
элементы этого подхода.
Это направление, кроме работ, которые
указаны в первом и втором направлениях,
предполагает еще работу по таким направлениям,
как:
создание условий для повышения
двигательной активности школьников (увеличение
часов на занятия по физической культуре,
введение физкультпауз, создание системы
спортивных секций и пр.);
создание системы кружков и секций для
реализации внутренних потребностей и стремлений
учащихся в деятельности различного вида;
вовлечение учащихся в отдельные виды
работ реальной жизни взрослых.
Условия для реализации подхода
формирования здоровой личности
Посмотрим, что же можно сделать, чтобы
обеспечить проведение работы по основным
направлениям этого подхода.
Во-первых, должны меняться цели
обучения, и среди новых целей должно преобладать
достижение умений, или компетенций. Получение
знаний все равно остается необходимым: знания –
важнейший элемент обучения. Однако оно должно
быть целенаправленным с ориентиром на освоение
какой-либо компетенции.
Во-вторых, необходима корректировка
содержания обучения, внесение недостающих
блоков в уже существующие дисциплины и смена
акцентов у некоторых существующих тем. Такая
корректировка не может происходить без
изменения часов, выделяемых на те или иные
дисциплины, и без пересмотра значимости или роли
отдельных дисциплин в подготовке ученика.
В-третьих, должна измениться методика
обучения. Необходимо провести отсев методов
обучения и отобрать систему таких методов
обучения, которые в меньшей степени травмируют
учащегося и не создают у него ежедневных
стрессов, облегчают общение и взаимодействие со
сверстниками и с взрослыми. Это сложнейшая
работа – такую систему сразу не построишь. Здесь
есть еще одна сложность – это соответствие
личностных особенностей учителя и системы
методов. По-видимому, для педагогов с различными
личностными чертами должны быть различные
системы методов.
В-четвертых, изменения в содержании
учебного материала и методиках должны
отразиться в учебниках и учебных пособиях.
Необходимо заметить, что существующие учебники
содержат основные материалы для проведения
обучения. Их совершенствование в значительной
степени связано с включением новой методики
обучения в учебники, но это уже дело не
сегодняшнего дня, а близкого будущего».
Вопрос – ответ
После доклада Сергея Смирнова ведущие
предоставили участникам конференции задать ему
вопросы. Обратив внимание на то, что планируется
«увеличение двигательной активности»
школьников и пересмотр «содержания учебного
материала», корреспондент газеты «Спорт в школе»
задал вопрос о том, как, по мнению министерства,
предполагается изменить содержание образования
учебного предмета «физическая культура»,
который, как хорошо известно каждому учителю, до
сих пор базируется исключительно на общем
«прохождении» элементов некоторых видов спорта
и сдаче нормативов, единых для всех. Программы, по
которым сегодня работают в российских школах
преподаватели физкультуры, создавались задолго
до стандарта по этому предмету. Напомним, что
«стандарт» был разработан совершенно новый и
утвержден лишь в прошлом году, о чем мы писали в №
20 за 2004 год. И вот какой ответ прозвучал с высокой
трибуны:
«Когда шла речь о формировании
здорового образа жизни, то говорилось об
увеличении двигательной активности. Это может
быть по-разному: физкультура, дополнительные
двигательные часы, физкультпаузы. Когда
формируется стандарт и возникает вопрос о
выделении часов, встает представитель
математики и говорит: «Математика – самый
великолепный предмет». Все хотят, чтобы на их
предмет выделялось больше часов, но мы же не
можем угодить всем».
В этот момент стало понятно:
Министерство образования и науки отождествляет
понятия «содержание учебного предмета» и
«количество уроков по предмету». И одновременно
считает, что здоровье не так уж и важно, главное –
дать знания по математике, физике, химии… В ответ
на похожую реплику из зала господин Смирнов
отметил:
«Если вопрос здоровья начнет вставать
остро, Министерство образования должно будет
откликнуться. Но для этого должны сформироваться
мнения внутри регионов. И я обращаюсь к вам:
формировать это мнение можете только вы».
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
|