Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2005

НОВОСТИ СВЕРХУ
 

А в министерстве сказали...

С российской стороны этот проект поддерживается не только регионами, но и Министерством образования и науки РФ. Во всяком случае, Сергей Александрович Смирнов (начальник отдела педагогического образования и образовательных технологий Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ) пытался уверить в этом участников конференции. Не могу сказать, что ему поверили... Впрочем, судите сами.

Доклад Сергея Смирнова начался с ободрения всех присутствующих. По его мнению, «демографическая ситуация в образовании: в сфере среднего профессионального образования наибольшие сокращения численности учащихся – дает возможность для того, чтобы у нас появился резерв и мы могли что-то изменить в наших методиках и подходах».

Интересная мысль. Получается, что лучше всего будет работать и министерству, и учителям, когда население перестанет воспроизводиться. Можно, мол, остановиться и подумать о системе образования спокойно. Мне казалось, что думать полезно всегда, особенно тем, кто берет на себя ответственность реконструировать, перестраивать, приказывать, требовать и проверять. Я имею в виду работников министерства, естественно.

«Министерство образования ставит перед собой следующие задачи:

– развитие человеческого капитала;
– прирост новых знаний и технологий.

Исходя из этих задач, министерством определены приоритетные направления работы:

– развитие непрерывного профессионального образования и повышение его качества;
– повышение инвестиционной привлекательности;
– повышение доступности и качества общего образования».

Странно, пока о здоровье подрастающего поколения – ни слова. Зато стало понятно, за счет чего министерство решило повышать «инвестиционную привлекательность» образовательных учреждений. Оказывается, предполагается «увеличение многообразия организационно-правовых форм» и «усиление общественного управления образовательным процессом» в целях воспитания личной решительности и ответственности каждого ученика. Зал слушал доклад с нарастающим напряжением. Может быть, теперь министерство действительно даст большие полномочия школам?

Ошиблись.

«Развитие общего образования предполагается вести по следующим направлениям:

– Развитие дошкольного образования: добавим еще один класс перед первым классом (раньше это был нулевой класс, теперь будет считаться первым классом). Дети с пяти лет будут обучаться, но это будет необязательное обучение.
– Снижение недельной нагрузки учащихся.
– Развитие доступности дополнительного образования. У нас много детей, которые могут хорошо учиться, у них есть различные интересы, и для того, чтобы эти интересы учитывать, предполагается расширение дополнительного образования.
– Развитие профильного обучения в старших классах.
– Внедрение новых, наиболее важных технологий (информационных, педагогических, развитие здоровьесберегающих технологий), переподготовка учителей и руководства школ».

Таким образом, здоровье, по мнению министерства, будет прямо пропорционально возрастать, если наших детей начнут обучать с пятилетнего возраста, введут профильное обучение и новые технологии (судя по всему, оставив ЕГЭ и Образовательные стандарты) и при этом ухитрятся уменьшить недельную нагрузку учащихся. Скоро начнут отправлять детей в школу прямо из роддома. Вдруг опоздают?

«На сегодняшний день отмечается ухудшение экологии, качества продуктов питания, снижение двигательной активности и другие факторы, и как следствие – уменьшение среднего возраста населения – опасность для нации. Таким образом, проблема сохранения здоровья становится проблемой сохранения нации. Она начинает обсуждаться, и достаточно серьезно, во всех федеральных органах власти».

Наконец-то! Проблема здоровья начинает «обсуждаться»! Только совсем непонятно, как, начав учить пятилеток, приведя их в холодные школы из теплых домов, мы сделаем их здоровее. Правда, возможно, желание понижения возраста учеников первого класса связано с тем, что правительство боится: если продолжительность жизни снижается, то, может, мало кто доберется здоровым до выпускного?

«Задача сохранения собственного здоровья – важнейшая задача в воспитании, обязательное условие для развития кадрового потенциала.

На территории РФ можно выделить три группы подходов к обучению здоровью:

– Профилактический: предотвращение заболеваний. Он связан с широким вхождением медицины в школы, предполагает мониторинг состояния здоровья учащихся, защиту от вредных привычек.
– Методический: включает в себя использование учителем демократических методов организации учебного процесса, обучение навыкам взаимодействия друг с другом между учениками и группами, создание навыков сотрудничества.
– Формирование здорового образа жизни: это включает в себя первый и второй подходы, а также создание условий для повышения двигательной активности, создание системы кружков и секций для реализации внутренних потребностей, вовлечение учащихся в активные виды работы, в реальную жизнь взрослых, обеспечение питанием и еще достаточно много других компонентов.

Рассмотрим эти подходы подробнее.

Профилактический подход

Это направление опирается на профилактику возможных заболеваний. Под обучением здоровью многими понимается процесс обучения учащихся общеобразовательных школ навыкам гигиены и внимательного отношения к своему здоровью. Этот путь предполагает повышение внимания медицинских работников к здоровью ребенка, передачу учащимся базовых знаний о здоровье, формирование умений размышлять о своем здоровье и критически оценивать те привычки, которые сложились у него, с точки зрения пользы для здоровья. Кроме того, этот путь предполагает создание основных условий для сознательного отказа ребенка от вредных привычек и частичное формирование полезных для здоровья жизненных умений и навыков.

Другими словами, в этой группе выделяются следующие направления работы:

  • передача базовых знаний об индивидуальном здоровье;

  • медико-социальный мониторинг состояния здоровья учащихся;

  • работа по профилактике вредных привычек;

  • профилактика возможных заболеваний.

Методический подход

Этот подход рассматривает возможности решения проблем, связанных со здоровьем. Здесь анализируются внешние факторы, которые действуют на детей в школе и отражаются на их здоровье. Сильнейшим фактором, влияющим на здоровье ребенка, выступает негативное воздействие сегодняшней системы обучения. Большие физические и психические нагрузки на ребенка, возникающие в ходе обучения, также ведут к ослаблению его здоровья.

Поэтому сегодня в школах все популярнее становятся идеи снижения учебной нагрузки, а также изменения форм и методов ведения уроков. При этом главной целью образования становится создание мягкой нетравмирующей школьной среды для учащихся. Основными разработками здесь являются труды по личностно-ориентированной педагогике.

Это направление чаще всего предполагает работу в следующих направлениях:

  • Использование учителем демократических методов организации учебного процесса и отказ от авторитарного стиля;

  • Обучение учащихся способам и приемам взаимодействия друг с другом и со взрослыми;

  • Обучение учащихся приемам групповой работы по решению задач и проблем, а также по выработке плана совместной деятельности группы и по постановке задачи перед группой;

  • Создание среды сотрудничества при взаимодействии школьников в ходе учебного процесса.

Подход формирования здоровой личности

Третий подход является наиболее сложным. Вопросы здоровья ребенка и возможности профилактики тех или иных заболеваний напрямую связаны с его образом жизни. Поэтому третий подход предполагает создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся школ. Основой для него служит создание такой системы школьного обучения, которая, во-первых, противостоит негативным влияниям на здоровье и, во-вторых, позволяет ребенку развивать свои собственные стремления и за счет этого реализовываться как личность. Он включает в себя полностью и первое, и второе направления. Но для формирования здорового образа жизни ребенка этого недостаточно.

Для того, чтобы сформировался другой образ жизни, в первую очередь необходимо сформировать у человека другую систему ценностей. В личностную систему ценностей должно войти понимание важности здоровья и отношение к своему здоровью как к ценности, которую он не должен потерять. Помимо этого, должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и, в конечном итоге, ежедневное поведение учащихся – тот самый здоровый образ жизни, о котором идет речь.

Кроме формирования системы ценностей, необходимо, чтобы были сформированы условия для ежедневного развития и совершенствования. Любой образ жизни связан с определенными видами деятельности, и здесь является очень важным создание условий, активизирующих участие в деятельности позитивной направленности. Другими словами, формируемая в школе система ценностей должна быть поддержана системой различных видов деятельности созидательной направленности.

В этом направлении задачи обучения здоровью наиболее полно пересекаются с задачами обучения жизни. Развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование особого стиля взаимоотношений между учащимися, учащимися и учителями, основанного на уважении к личности, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности – вот основные точки, которые помогут учащемуся в будущем найти свое место во взрослой жизни.

Некоторые школы используют отдельные элементы этого подхода.

Это направление, кроме работ, которые указаны в первом и втором направлениях, предполагает еще работу по таким направлениям, как:

  • создание условий для повышения двигательной активности школьников (увеличение часов на занятия по физической культуре, введение физкультпауз, создание системы спортивных секций и пр.);

  • создание системы кружков и секций для реализации внутренних потребностей и стремлений учащихся в деятельности различного вида;

  • вовлечение учащихся в отдельные виды работ реальной жизни взрослых.

Условия для реализации подхода формирования здоровой личности

Посмотрим, что же можно сделать, чтобы обеспечить проведение работы по основным направлениям этого подхода.

Во-первых, должны меняться цели обучения, и среди новых целей должно преобладать достижение умений, или компетенций. Получение знаний все равно остается необходимым: знания – важнейший элемент обучения. Однако оно должно быть целенаправленным с ориентиром на освоение какой-либо компетенции.

Во-вторых, необходима корректировка содержания обучения, внесение недостающих блоков в уже существующие дисциплины и смена акцентов у некоторых существующих тем. Такая корректировка не может происходить без изменения часов, выделяемых на те или иные дисциплины, и без пересмотра значимости или роли отдельных дисциплин в подготовке ученика.

В-третьих, должна измениться методика обучения. Необходимо провести отсев методов обучения и отобрать систему таких методов обучения, которые в меньшей степени травмируют учащегося и не создают у него ежедневных стрессов, облегчают общение и взаимодействие со сверстниками и с взрослыми. Это сложнейшая работа – такую систему сразу не построишь. Здесь есть еще одна сложность – это соответствие личностных особенностей учителя и системы методов. По-видимому, для педагогов с различными личностными чертами должны быть различные системы методов.

В-четвертых, изменения в содержании учебного материала и методиках должны отразиться в учебниках и учебных пособиях. Необходимо заметить, что существующие учебники содержат основные материалы для проведения обучения. Их совершенствование в значительной степени связано с включением новой методики обучения в учебники, но это уже дело не сегодняшнего дня, а близкого будущего».

Вопрос – ответ

После доклада Сергея Смирнова ведущие предоставили участникам конференции задать ему вопросы. Обратив внимание на то, что планируется «увеличение двигательной активности» школьников и пересмотр «содержания учебного материала», корреспондент газеты «Спорт в школе» задал вопрос о том, как, по мнению министерства, предполагается изменить содержание образования учебного предмета «физическая культура», который, как хорошо известно каждому учителю, до сих пор базируется исключительно на общем «прохождении» элементов некоторых видов спорта и сдаче нормативов, единых для всех. Программы, по которым сегодня работают в российских школах преподаватели физкультуры, создавались задолго до стандарта по этому предмету. Напомним, что «стандарт» был разработан совершенно новый и утвержден лишь в прошлом году, о чем мы писали в № 20 за 2004 год. И вот какой ответ прозвучал с высокой трибуны:

«Когда шла речь о формировании здорового образа жизни, то говорилось об увеличении двигательной активности. Это может быть по-разному: физкультура, дополнительные двигательные часы, физкультпаузы. Когда формируется стандарт и возникает вопрос о выделении часов, встает представитель математики и говорит: «Математика – самый великолепный предмет». Все хотят, чтобы на их предмет выделялось больше часов, но мы же не можем угодить всем».

В этот момент стало понятно: Министерство образования и науки отождествляет понятия «содержание учебного предмета» и «количество уроков по предмету». И одновременно считает, что здоровье не так уж и важно, главное – дать знания по математике, физике, химии… В ответ на похожую реплику из зала господин Смирнов отметил:

«Если вопрос здоровья начнет вставать остро, Министерство образования должно будет откликнуться. Но для этого должны сформироваться мнения внутри регионов. И я обращаюсь к вам: формировать это мнение можете только вы».

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru