Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

О чем пишут в журнале
«Лечебная физическая культура и массаж»

Взаимодействие медиков, психологов и педагогов
в работе по улучшению успеваемости школьников

Рубрику ведет Ирина БОГДАНОВА

Авторы данной статьи, опубликованной в № 3, 2004, А.М. Аксенова, Т.Т. Ливенская и Р.П. Фирсова, обращают внимание читателей на то, что результаты последней диспансеризации неутешительны: за прошедшие пять лет общая заболеваемость увеличилась на 22%, больные дети имеют по 2–3 заболевания, на 20% возросла детская инвалидность.

Состояние здоровья зависит прежде всего от образа жизни и особенно от двигательной активности ребенка. К сожалению, потребность в ней у детей удовлетворяется лишь на 30–35%. Только 30% юношей регулярно занимаются спортом (девушки еще меньше), а 50% школьников имеют освобождение от уроков физкультуры. Гипокинезия ведет не только к нарушению структуры опорно-двигательного аппарата, но и к психологическим расстройствам. Сопоставляя данные о состоянии здоровья и успеваемости у школьников 10-х классов, исследователи выделили несколько групп:

  • первая группа – здоровые дети, хорошо успевающие; есть резерв повышения успеваемости;
  • вторая группа – дети со средней успеваемостью и средним уровнем здоровья;
  • третья группа – хорошо успевающие дети, со слабым здоровьем;
  • группа здоровых, плохо успевающих детей, нуждающихся в учебно-воспитательных методах работы, позволяющих этим детям получить стандарт знаний.

Американский педиатр Г. Доман ввел понятие «физический интеллект», подчеркнув тем самым исключительное значение всестороннего развития мышечной системы ребенка для формирования тех высших функций головного мозга, которые ответственны за его интеллектуальное развитие: речи, памяти, внимания, способности к переключению мышления и др.

Авторы рекомендуют во все комплексы упражнений включать как активные, так и пассивные упражнения для растягивания скелетных мышц шеи, туловища и конечностей. Пассивное растягивание мышц предотвращает развитие в них контрактуры, улучшает кровообращение на 30–50%, снимая тем самым утомление, повышая работоспособность и сохраняя эластичность скелетной мускулатуры. От состояния мышечной системы зависит состояние центральной нервной системы, интеллектуальное развитие ребенка, а следовательно, и его успеваемость в школе.

 

Рейтинг@Mail.ru