Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2005

УЧЕНИК

 

Нелюбимый предмет?

Плохо, когда учитель любого школьного предмета, не учитывая особенности мышления и способности конкретного ребенка, начинает требовать от него невозможного. Вдвойне опасно, когда то же самое делает учитель физической культуры

Программа есть программа...

Часто слышится: мол, есть же программа по математике, и дети ее проходят, никто же против этого не выступает! Точно так же они должны пройти программу по физкультуре. Программа есть программа. И через «козла» – должны, и по канату – должны. И бегать, и прыгать, и лазать, а одновременно – брать интегралы, писать сочинения... Словно наши дети появляются на свет с огромным долгом, который обязаны отдать за десять-одиннадцать лет школьной жизни своим учителям.

Слепое преклонение перед учебными программами позволяет закрывать глаза на то, что любая общая, единая программа – насилие над вполне конкретной личностью ребенка, которому, по каким-то причинам, она не дается. И здесь, безусловно, нет особой разницы: не может ученик справиться с заданиями по алгебре, химии или с упражнениями по физкультуре.

Помню, много лет назад плакала на моей груди мамочка одной из учениц: «Что мне делать с моей младшенькой? Математика ей никак не дается, пишет с таким количеством ошибок, что самой жутко становится... Одни двойки!» Я была классным руководителем у девочки и успокаивала маму: «Зато у Вашей девочки – золотое сердце, ее все любят. Бог с ними, с двойками и тройками, она повзрослеет, будет еще куда как счастливее, чем те, у кого одни пятерки и злоба в душе». И оказалась права: девочка стала прекрасной матерью, работает медицинской сестрой в хорошем госпитале, и она довольна жизнью, и жизнь, похоже, довольна ею...

Но физкультура – особый предмет. От того, что происходит на этом уроке, зависит, в прямом смысле этого слова, физическое здоровье подрастающего поколения. Не сдача вступительных экзаменов в вуз, не получение отличного аттестата, а именно здоровье, что куда важнее, чем любые экзамены и отметки. При этом именно уроки физкультуры часто сильно влияют и на психическое здоровье ребят.

Плохо, когда учитель любого школьного предмета, не учитывая особенности мышления и способности конкретного ребенка, начинает требовать от него невозможного. Вдвойне опасно, когда то же самое делает учитель физической культуры, пытаясь слепо следовать программе, не обращая внимания на физические особенности своих учеников. Физическое несовершенство гораздо болезненнее воспринимается детьми, чем несовершенство интеллектуальное.

Перечитайте, как пишет о себе в детстве Ирина Марковна: «Была полной и неповоротливой девочкой». А сколько их сегодня в наших классах, полных и неповоротливых девочек и мальчиков?! Ведь эти слова наверняка она не раз слышала в детстве от своих одноклассников, посмеивавшихся над ней на уроке физкультуры.

Но учитель оказался более жестоким, чем дети. Дети смогли «посочувствовать», учитель требовал выполнения программы. Что это? Упорство? Настойчивость? Жестокость? Слабость?

Дополнительное образование или «кружки, обязательные для всех»

Нельзя насильно заставлять быть членом команды. Насилие не может оправдываться никакими благими намерениями.

Часто мы причиняем боль нашим детям, следуя высокой цели приобщения их к спорту.

Мы открываем для них спортивные секции в школе, а они туда не приходят. Кто виноват: учитель, который открыл такую (ненужную) секцию, или дети?

Мы проводим «День здоровья», который становится для всех (для учеников, их родителей и даже коллег по работе) страшной обузой. И виним в несознательности тех, кто его «прогулял». А, может, это мы что-то делаем не так?

Как только мы переступаем грань «обязательных» уроков, наша педагогическая деятельность должна становиться еще более продуманной. Потому что здесь мы не вправе приказать и наказать отметкой. Вне уроков мы работаем с самой тонкой субстанцией на свете: с желаниями и интересами детей.

Детские желания переменчивы. Это так же естественно, как стремление взрослых неизменно следовать намеченной цели. Если ребенок не будет «разбрасываться» (как о переменчивости детских желаний говорят некоторые целеустремленные взрослые), он может прозевать нечто очень важное именно для него. Дети не «разбрасываются», они пробуют жизнь в разных ипостасях и выбирают ту жизнь, которая близка именно им. Но Боже упаси нас, учителей, в этот момент заставлять их пробовать что-то насильно.

В школьной волейбольной команде я всегда была одним из лучших игроков и прекрасно помню свое состояние счастья, когда выходила в очередной раз на площадку. Но я прекрасно понимаю ту девочку, которую поставили, не спросив ее желания, играть, проигрывать, подводить целую команду. Хотели «вовлечь»? Так нашли бы для нее место, на котором она была бы счастливой, нужной остальным, а не помехой. Можно было поставить ее судить (если бы она захотела, конечно), вести «прямые репортажи» в стенгазету... Да мало ли интересных дел, за которые бы она взялась с удовольствием? Нельзя было делать только то, что сделали взрослые в этом случае. Нельзя насильно заставлять быть членом команды. Насилие не может оправдываться никакими благими намерениями.

Как же быть?

Дело не в том, ставить отметки на уроках физкультуры или обойтись зачетной системой. Все гораздо сложнее. Можно и с отметками так вести занятия, что все дети будут уверены: они могут, они – самые лучшие, они – первые. А можно и при зачетной системе принуждать сдавать бесполезные нормативы и выставлять одних детей на посмешище другим.

Все, что происходит в классе, на уроках физкультуры проявляется еще сильнее. Если класс дружный и в нем нет группировок и тайных интриг, на физкультуре дети всегда помогут друг другу, никого не засмеют, не обидят. Если в классе межличностные проблемы, они проявятся на физкультуре и... на улице – там, где уже ни один взрослый не поможет.

Индивидуальный подход на всех уроках – вещь желанная. А на физкультуре он просто необходим, чтобы избежать ситуаций, описанных в двух письмах. Но на этом предмете нельзя обойтись и только индивидуальной работой. Необходимо видеть весь коллектив, пришедший на урок, понимать, что с ним происходит, учить ребят общаться в группах разного уровня.

Получается, что учитель физкультуры должен быть и тренером, и психологом, и врачом (ЛФК), и массовиком-затейником, и... педагогом. Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно. Но... Приезжаешь в очередную школу и видишь: бегут ребята в спортзал с радостью, в походы ходят – не прогонишь. Значит, могут учителя следовать больше за детьми, а не за программами. Только делает это каждый в одиночестве, чтобы начальство не узнало, не наказало. Ну и пусть. Главное, чтобы было хорошо нашим ученикам!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru