Вместо комментария
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Прочитал № 1 за 2005 год «Спорт в школе» и решил побеспокоить вас. Вопросы физического, да и морального воспитания детей волнуют меня с 1962 года. За это время я перепробовал кучу способов и методов работы с детьми в качестве учителя физкультуры и в качестве тренера. Два узаконенных урока ничего не дают или дают очень мало. Предмет называется «физическая культура», а оценка этого предмета построена на нормативах. Культура человека вообще и физическая культура человека в частности – это образ жизни, а не степень развития тех или иных качеств, умений, навыков. Регулярный тренинг своего организма – вот основной показатель физически культурного человека. И как только я стал подходить к ученикам с этим пониманием предмета физической культуры, все встало на свои места. На уроках я стал учить грамотно оздоравливаться: волейболом, баскетболом, бегом, прыжками, метанием, гимнастикой, плаванием, лыжами и пр. Одна нагрузка для организма в неделю – это «единица» по физической культуре, две – «двойка», три – «тройка», четыре – «четверка», пять – «пятерка», шесть – «5+», семь – «5++». Две нагрузки в неделю – это узаконенные два урока. Где взять еще? Я дал возможность каждому ученику четыре раза в неделю приходить в школу для дополнительных занятий, плюс 6 раз в неделю с 7 до 7.45 проходила физзарядка (тот же урок физкультуры). Кроме школы – самостоятельные занятия, занятия в спортивных секциях. Все они фиксировались в отдельную тетрадь. Из нее я выставлял каждую неделю оценки в журнал по вышеописанной схеме вплоть до «5», «5+», «5++». Это чисто моральное поощрение. Исходя из недельных оценок я выставлял оценки за четверть. Были трудности в начале внедрения этой системы. Затем все вошло в свое русло. Более того, урок физкультуры стал любимым предметом. На физическую зарядку по утрам приходили до 100 человек, процент качества – до 90%. Соревнования – это сказка. Дети подготовленные. Результаты – фантастика. Тренеры ДЮСШ удивились этим результатам, сожрали. Не помог ни «Советский спорт», ни родители, ни областная газета. Оказался после школы тренером по плаванию (хотя плавал сам только «по-собачьи»). Работал по своей же системе, она лучше, чем та, в которой больше тренировок. Принцип: «Победить себя, победить всех». Только у меня на соревнованиях вы можете увидеть, когда участник, приплывший первым, плачет, а приплывший последним – прыгает от радости. Почему? Потому что первый всех обогнал, но себя не обогнал. А последний – всем проиграл, но себя победил. Молодец! Я работал один в 1999 году. Выиграл командой первенство области у плавцентра «Юность» из г. Иркутска, где работают 9 тренеров; г. Ангарска, где работают 7 тренеров. В чем секрет? Огромная конкуренция. У меня одного занималось свыше 120 человек. На воде работы больше 60 минут не было. Подготовлено 2 кандидата в мастера спорта, 16 перворазрядников; может, 100, а может, и больше второзрядников. Сожрали. Вначале хвалили, что много детей. А затем начали разгонять детей. Нарушаю инструкцию. Сейчас 50-метровый бассейн почти пустой. Инструкцию соблюдают! А я сейчас тренер по ОФП, работаю по той же схеме. Пытаюсь воспитать физически культурных ребят. Не пловцов, не волейболистов, не баскетболистов, а людей, здоровых физически и морально, – средствами физкультуры и спорта.
.
Михаил ЛОГАЧЕВ,
г. Железногорск-
Илимский,
Иркутская обл.
|