Внимательно читаем
информацию Министерства образования и науки РФ
«О мерах по развитию и популяризации в России
здорового образа жизни и массовых занятий
физической культурой и спортом»
(доклад опубликован в N№ 2/2005 г.)
Подобные отчеты всегда писались и
пишутся с одной целью: поставить галочку. Ну, что
ж, и в этот раз галочку поставить удалось. Тут и
статистические данные (якобы работа проводилась,
на самом деле это и так каждый знает), и
недостатки (дети в детский сад не ходят, сокращен
недельный объем физкультуры в модели и в
примерных учебных планах начального
профессионального образования и т.д.). На ступени
высшего образования слабо организована... В
настоящих условиях... требуются разработки новых
подходов. Ну, чем не отчет райкома комсомола
обкому партии?
Тут же констатируется факт нехватки
бюджетного финансирования. От этой неожиданной
новости у нас, читателей, дух должно захватить.
Вместо того чтобы требовать деньги, ругаться и
драться за каждый рубль для школы, они отчеты
пишут.
Хватит критиковать. Давайте почитаем
положительное. «Прежде всего Минобрнауки (монстр
какой-то) поддерживает творческую инициативу на
местах, направленную на поиск наиболее
эффективных путей развития... школы, физической
культуры и массового детского спорта...» Как? А
вот как: наша кафедра выиграла областной
смотр-конкурс «За здоровый образ жизни». За год
вузовская спорткафедра неспециализированного
вуза провела несколько десятков соревнований и
турпоходов для студентов и учащихся области.
Всего 400 человек. Мы нашли средства (из своего
кармана), чтобы сделать для некоторых участников
бесплатные путевки (каждая стоила более 1500
рублей). И вот этот Минобрнауки действительно нас
поддержал, нам дали 400 рублей премии!
Министерство оценило каждого участника в 1 рубль.
Учителю, сидящему в холодном кабинете,
очень важно знать, что запланировано «оснащение
учреждений образования современным медицинским
оборудованием... (фитобары, оздоровительные
кабинеты, массажные, стоматологические)».
А еще 23 мая 2002 года состоялось
совместное заседание коллегий Минобрнауки,
Минздрава, Госкомспорта и Академии образования...
А зачем это в докладе упоминать? Что за 2 года
изменилось? Кое-где в школах сумели ввести третий
урок физкультуры, что еще? Ничего на ум больше не
приходит!
Умиляют в докладе цифры про больных
учеников – подробнее всего. Про всех
остальных – ничего; я сижу сейчас за
компьютером и в режиме реального времени
анализирую цифры, касающиеся фонда оплаты труда.
Я еще не знаю, что получится. 45 000 учреждений
общего образования получат 260 млн. руб. Делим.
Получается: 5777 рублей на год получит каждое такое
учреждение. Т.е. на всех сотрудников на целый год
ОДНУ среднемесячную зарплату обычного
гражданина (не учителя!). Читаем дальше:
«Осуществлены меры по оснащению спортивным
оборудованием и инвентарем общеобразовательных
учреждений... 300 млн. рублей за год». Теперь
считаем: получается на каждое учреждение по 6666
рублей! Чиновник в этом Минобрнауки знает,
сколько стоит один мат? А один комплект лыж?
Если не знает – почему его не гонят в
шею, не отправляют в ссылку в школу? А если знает и
со знанием дела пишет ТАКОЕ, то как он вообще в
Минобрнауки попал? Почему нас, учителей,
принимают за рабочий скот: наше дело – пахать
и не лезть в суть. Написано просто так, не для
того, чтобы кто-то читал и считал. Или считается,
что физкультурнику больше таблицы умножения
знать не полагается? Далее мы посчитаем, сколько
учащихся занимаются в турсекциях. 16 человек в
каждой. Не постеснялись и туристов приплести,
которые во все походы за свои деньги ходят.
На бесчисленных совещаниях, семинарах
и коллегиях только и принимаются решения по
«совершенствованию», «подготовке и
переподготовке», «внедрению».
Как работника ВУЗа меня
заинтересовала скромная фраза о «традиционном
проведении спортивных состязаний российских
студентов под эгидой Российского спортивного
студенческого союза». Уверяю всех, что 99%
студентов слыхом не слыхали о нем. Развелись
тысячи новых институтов и университетов, в
которых просто нет такого предмета, как
физкультура! Вопрос к Минобрнауки: каким образом
он допускает такое вопиющее положение дел?
Неплохо прозвучала фраза о финальных
соревнованиях «Веселые старты» в январские
каникулы 2005 года. А депутаты своими
«революционными» постановлениями о праздниках
на
2 недели «выключили» школы и спортклубы из
спортивной жизни. Кто смотрел этот цикл передач
по телевизору из учеников? А для кого же тогда
снимали? Где реклама, хотя бы такая, как у
запрещенного пива?
Строго официально звучит пункт 7:
«Предусматривать при проведении аттестации... в
качестве критериев результатов их деятельности
показатели состояния работы по формированию
здорового образа жизни». По-моему, этот пункт
никто, кроме меня, не читал, даже тот, кто писал. А
по сути: на-пу-га-ли. Если финансирование
образовательных учреждений «скинут» на регионы,
то Минобрнауки можно смело отправлять на свалку
истории вместе со всеми постановлениями и
решениями: кто платит, тот и заказывает
образование. Предвижу, что при региональном
финансировании во многих школах предмет
«физкультура» просто будет заменен на прочерк.
СМИ не выполняют своих обязанностей по
освещению спортивных и оздоровительных
мероприятий. Понятно, почему. Можно заставить
учителя работать почти даром, по идейным
соображениям, но с телевидением этот номер не
пройдет, у них одна минута рекламы стоит больше
годовой зарплаты учителя в несколько раз.
В свете лучших традиций застойного
времени позволю дать несколько советов и
рекомендаций:
– учителям физкультуры – требовать
от своих директоров до победного конца, им нечего
терять, кроме своих облезлых залов;
– директорам школ – требовать от завроно и
потенциальных шефов;
– завроно – не слезать с администрации
районов, требуя от них материальной помощи;
– министру Фетисову – пользуясь всенародной
славой, открывать двери во все вышестоящие
инстанции и требовать деньги на спорт, а где надо
– идти на поклон, не для себя же просит;
Минобрнауки – после подобных отчетов
посмотреть друг на друга и подумать про свое
место.
Виктор МИХАЙЛОВ,
учитель физкультуры
Новосибирск
|