Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

 

Сколько нужно спорта для успеха в жизни?

Андрей Анатольевич Полозов по образованию химик-технолог, окончил физико-технический факультет УГТУ-УПИ. Кандидат в мастера спорта по шахматам, боксу, мини-футболу. Работал тренером по мини-футболу в командах высшей лиги: «УГТУ-УПИ», «Луч», «Торнадо», «Три богатыря». В своей спортивной деятельности успешно использовал разработанные им программные средства: «Компьютерный тренер», «Компьютерная версия предстоящего матча». Как консультант оказывал помощь тренерам сборных команд по баскетболу и мини-футболу. Предложил новую форму проведения соревнований в рамках макротурнира – рейтинг-формулу; форму проведения личного первенства в командных видах спорта без изменения структуры игры. С 2000 года – заведующий кафедрой игровых видов спорта факультета физической культуры УГТУ-УПИ. В 2003 году защитил докторскую диссертацию на тему «Информационная модель управления соревновательной деятельностью». Автор 91 научной работы. Основная область научных интересов – внедрение информационных технологий на основе системы рейтинга в спорте, в психологии и других областях знаний.

Учитель физкультуры в школе почти всегда имеет дело не с будущими олимпийскими чемпионами, а с детьми обычного уровня развития. Если спортивные достижения ребенка не могут быть целью, то тогда на какую иную цель должен работать учитель? «Дать ребенку здоровье» – слишком туманная задача. «Воспитать его средствами спорта» – тоже неконкретно. Нужно как-то дополнить локальные приоритеты учителя внутренней, перспективной целью самого ребенка. Мир становится прагматичным. Сложность еще и в том, что пока доминируют представления, будто эта проблема для ребенка решается одним способом, а для уже взрослого человека есть другие решения. На самом деле речь может идти о едином решении проблемы, имеющей возрастную вариативность. Любой человек должен стремиться к реализации своего потенциала. Физическая активность, спорт должны работать на эту задачу.

Самая распространенная точка зрения подразумевает под здоровьем гомеостаз – постоянство внутренней среды независимо от характера деятельности, внешних воздействий. Это чисто медицинская точка зрения на здоровье, которая не помогает нам в выборе оптимальной повседневной нагрузки, корректировке занятий физической культуры. Следовательно, в этой сфере жизнедеятельности должно быть другое представление о здоровье, которое не противоречит чисто медицинскому.

Человека от животного отличает, по меньшей мере, интеллектуальная деятельность. Человек испытывает удовлетворение, если результаты такой деятельности выделяют его из числа других людей. Следовательно, необходимо найти точку максимума интеллектуальной деятельности данного конкретного человека и постараться стабилизировать его на этом уровне. Максимум интеллектуальной деятельности воспринимается как произведение интеллектуальной активности на результативность. Многие жизненные факторы «размывают» эту точку максимума. Поэтому нужно уметь считать: сколько следует проявлять активности в той или иной деятельности, чтобы опять попасть в точку максимума и далее добиться наибольшей реализации своего потенциала.

Проблема интеллекта, как и здоровья, в науке не решена. Между работами, формально отнесенными к одному направлению, различий больше, чем сходства. Из множества направлений отдадим предпочтение концепции Говарда Гарднера, изложенной им в «Границах разума» (1983). Гарднер сопоставлял поврежденные участки головного мозга больных в психиатрической клинике и отклонения в их поведении. Он пришел к выводу, что у любого человека существуют семь видов интеллекта: лингвистический, аналитический (логико-математический), музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный. Есть весомые основания полагать, что к этой семерке придется добавить и еще один вид интеллекта – креативность. Последняя понимается то как способность к творчеству, то как способность пользоваться результатами деятельности ранее названных видов интеллекта. Итак, ограничимся этой восьмеркой. Любой человек осуществляет свою деятельность с опорой на самый сильный, высоко развитый тип своего интеллекта. Для дирижера оркестра это музыкальный интеллект, для танцора – телесно-кинестетический, для разработчика проектной документации – пространственный интеллект. Поэтому стиль жизни, вольно или невольно, постепенно реорганизуется так, чтобы обеспечить такой вид интеллекта наиболее благоприятными условиями. Следовательно, необходимо в выбранном направлении интеллектуальной активности найти соответствующий ей микротест, по результатам которого будем искать точку максимума. Такой тест наиболее желателен в виде компьютерной программы или просто компьютерной игрушки. Например, всем известный «Тетрис» ориентирован на пространственный интеллект. Тогда, поставив его на свой компьютер, разработчик схем может косвенно оценить собственные возможности в пространственном интеллекте по числу единиц, набранных в результате игры. При этом сам тест занимает минимум времени и не отнимает дополнительных сил, не влияет на состояние тестируемого. Поэтому использовано название «микротест». Другим вариантом может быть тест на индекс интеллекта, но он занимает 30 минут и вбирает в себя сразу несколько видов интеллекта.

Рис. 1. Распределение уровня игры в течение суток (для «сов»).

Рассмотрим дальнейшую работу на примере одного вида интеллекта – логико-математического. В качестве микротеста выберем программу для игры в шахматы. Причем из множества таковых выберем ту, где возможности данного человека 50 на 50. Иметь такую игру на своем компьютере удобно и с той точки зрения, что можно тестирование провести в любой момент времени. Но здесь нас поджидает опасность. Распределение активности логико-математического интеллекта в течение дня, мягко говоря, неравномерно.

Его можно определить из сопоставления результатов соперничества стабильного во времени ПК и нестабильного занимающегося. Были подобраны шахматные программы (Chessmaster 2000–5000), с которыми играли в блиц с соотношением результатов 50 на 50. В день игралось не более 2–3 блиц-партий в разное время. Результаты обобщались внутри часовых отрезков. Распределение результатов выигранных (N+) и проигранных (N-) партий D = 1000•(N+– N)/(N++ N-) от времени приведено на рис. 1 и отражает суммарное значение общеизвестных фактов. Из полученного графика можно получить размер компенсации фактора распределения интеллектуальной активности в течение дня. Для этого следует выбрать некоторую точку отсчета. Если приходится играть в другое время, то разность в уровнях игры следует учесть в итоговом результате. Можно просто фиксировать время теста. Главное – сделать стабильным во времени искомый показатель.

Предположим, что нам удалось стабилизировать результаты участника за счет того, что он играет несколько партий в блиц только в определенное время. Например, две партии после учебы или работы в 20 часов. Что дальше?

Итак, мы нашли некий аналог повседневной интеллектуальной активности данного человека, который не оказывает существенного обратного влияния на нее. Теперь необходимо выяснить взаимосвязь между результативностью в этой сфере и активностью. Этот вид зависимости одинаков для любой интеллектуальной деятельности. Чем больше нагрузка, тем ниже результативность. Эта закономерность носит характер убывающей экспоненты. Нас интересует не сама результативность, а произведение результативности на объем.

Рис.2. Зависимость результативности I, IxV от объема нагрузки V.

Если мы перемножим I на V на основе имеющейся экспоненты, то обнаружим зависимость в виде перевернутой параболы, имеющей сглаженный максимум. Вот именно этот максимум нас и интересует.

Если говорить более строго, формально, то для точного поиска точки максимума нужно решать систему линейных уравнений. Объединение объемов нагрузки в частных параметрах деятельности в интегральный объем осуществляем в (1) за счет аi – физиологических коэффициентов (ФК). ФК – это энергетический эквивалент относительной стоимости для организма того или иного параметра. С ростом подготовленности величина стоимости для организма данного компонента будет падать, что можно видеть по изменению ФК. Уровень ИП увеличится, если отдавать предпочтение нагрузкам с наибольшей динамикой изменения ФК.

Обозначим ИП через I, Io – истинное значение ИП для нулевой нагрузки, vi – частные нагрузки, общий объем нагрузки через V.

{ (1)

Из решения системы линейных уравнений (СЛУ) получаем Io, ФК. Нас интересует точка максимума произведения объема на уровень результатов – IxV=max. Для этого ищем точку max, где производная (IxV)1= 0.

(2)

Чтобы решить СЛУ, необходимо, чтобы число неизвестных было меньше числа уравнений. Если выделено 9 факторов ежедневной активности, то необходимо не менее 9 измерений. Тогда, решив СЛУ, мы получаем ФК, и это позволяет нам точно спрогнозировать нагрузку на последующие дни. Всегда можно сказать, сколько следует заниматься той или иной деятельностью, чтобы оказаться в точке максимума. Однако в реальной жизни мало кто из нас может так решить данную задачу. С чисто практической точки зрения, систему линейных уравнений можно решать методом последовательных приближений. Для этого преобразуем уравнение для вычисления некоторого m-го по счету физиологического коэффициента:

Для этого на первой стадии из общих соображений задаем ФК и затем постепенным пересчетом придем к фактическим значениям. Однако возникает проблема: за какой период эти ФК усреднять? Наилучший вариант – это считать средние за последний месяц ФК (N=30):

Следующее значение ФК получается из суммы предыдущего и доли отклонения вновь полученного результата от предыдущего.

Предложим один из возможных вариантов практичного решения. В этом случае испытуемый должен вести деловой ежедневник, где отмечается по часам его деятельность. Подчеркнем, что речь может идти о достаточно стабильном графике жизни. Часть информации человек заносит в ежедневник заранее. Какие-то строки там остаются свободны для реальных жизненных, не терпящих отлагательства дел. В конце дня он заполняет пустующие строки, приводя записи в соответствие с реально выполненными делами. В итоге можно посчитать объем часов на выбранный вид активности и сопоставить его с результатами шахматных партий. Вся общая активность в течение дня распределяется по отдельным видам, причем каждый вид однороден по интенсивности. Это значит, что выбивание ковра, мытье полов может быть объединено в раздел «домашняя хозяйственная работа», а просмотр телевизора, лежа на диване, сильно уступает указанным выше делам и формирует свой класс деятельности. Удобно в ежедневнике разные виды активности помечать разными цветами. Выделим возможные, предположительные виды активности преподавателя с предметом, ориентированным на логико-математический интеллект:

  1. Написание статей, книг, рецензирование, методички и т.п.
  2. Заполнение документов, изучение программ ПК.
  3. Общение, контакты, лекции, выступления, совещания, переписка по e-mail.
  4. Пассивное участие, перемещение, ожидание, проезд на работу.
  5. Хозяйственные дела.
  6. Занятия спортом, сауна, работа в саду, физическая активность.
  7. Расслабление, сон, отдых, релаксация.

Далее формируется исходное, ставшее привычным расписание на неделю и фиксируется средний на день недели уровень игры в шахматы с компьютером, сумма часов на каждый из выбранных видов деятельности. Если испытуемый в течение недели проиграл 4 партии и выиграл 6, то его показатель за данный день считается так: (6–4)x1000/(6+4) = 200. Неделя как минимальный интервал целесообразна еще и потому, что динамическое равновесие между новой нагрузкой и реакцией организма на нее устанавливается не сразу. Наступает следующая неделя. Теперь необходимо выделить два вида активности, оставив без изменения все остальные. Среди двух этих видов перераспределить часы. Например, сократить количество часов для чтения газет и журналов и передать это время на занятия спортом. Например, испытуемый решил, что у него ограниченная двигательная активность. Нужно заниматься спортом. Для этого он один раз в неделю сходил в бассейн, еще один раз – в сауну, а в выходные проехался на лыжах. Сравниваем средние показатели обеих недель и выбираем то расписание, чей показатель был выше. Теперь формируем расписание на следующую неделю. Так же выбираем два фактора и производим перераспределение между ними. Предположим, что испытуемый решил ежедневно в течение 15 минут слушать релаксационную музыку вместо чтения газет и журналов. Снова сравниваем интегральный параметр предыдущей и текущей недели и принимаем вариант, где он больше. Рано или поздно мы придем к тому значению результативности игр с компьютером, больше которого получить не удается. Это и есть эмпирически найденная точка максимальных возможностей в выбранной сфере деятельности.

Нужно уметь считать: сколько следует проявлять активности в той или иной деятельности, чтобы попасть в точку максимума и добиться наибольшей реализации своего потенциала.

Мне могут возразить, что, играя в шахматы, человек сам по себе улучшает свой уровень игры и это никак не связано с распределением его активности. В моих исследованиях установлено, что в игровых видах спорта рейтинг игрока логистически возрастает до 25 лет у мужчин и до 23 лет у женщин, а потом по уже другой логистической сглаженной зависимости он падает. Индекс интеллекта имеет выраженный пик в 25 лет и далее очень плавно снижается. Поэтому прирост уровня игры отчасти компенсируется небольшими возрастными потерями, и, значит, долгое время (до года) можно пользоваться одной игрой, а затем найти другую, ведь все игры рано или поздно надоедают. Можно взять шашки, например. В этом случае испытуемый в течение одной недели тестируется сразу по двум играм, а со следующей недели начинает работать более новая из двух игр.

Самым важным из семи видов деятельности представляется спортивная. Она обладает наибольшим значением физиологического воздействия на организм. Поэтому неточность в дозировании нагрузок неизбежно приводит к «проскакиванию» точки максимума. Именно физическая активность выступает регулятором нагрузки. Остальные параметры сильно варьировать зачастую мы вообще не можем. В итоге такой деятельности человек удерживается на точке максимума в выбранном приоритетном направлении интеллектуальной активности, а все жизненные факторы (в том числе физическая активность) подстраиваются под эту задачу. Поэтому в ситуациях, когда преподаватели физической культуры строят свои планы вразрез с интуитивным решением данной задачи, которое ищет занимающийся, они всегда терпят неудачу.

Андрей ПОЛОЗОВ,
доктор педагогических наук
г. ЕКАТЕРИНБУРГ

 

Рейтинг@Mail.ru