О чем пишут в журнале "Физкультура в профилактике, лечении и
реабилитации"?
Лечебная физкультура – важный фактор
санаторно-курортного лечения детей
с патологией органов дыхания
и опорно-двигательного аппарата
Авторы этой статьи, О.В. Ноженко и проф. В.П. Ланшин (№ 2, 2003) предлагают комплекс физических упражнений при нарушениях осанки в сагитальной плоскости: сутулой и круглой спине.
- Ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка. На счет 1–2 палку занести за лопатки, подтянуть живот; 3–4 – вернуться в и.п. 8–10 раз.
- И.п.: лежа на животе, кисти рук к плечам. На счет 1–4 – круговые вращения в плечевых суставах вперед, на 5–8 – назад. 4 раза.
- И.п.: лежа на животе, кисти рук к плечам. На счет 1–4 – приподнять грудной отдел и удержать; 5–6 – и.п. 5–7 раз.
- И.п.: лежа на животе, кисти рук к плечам. На счет 1–2 – ноги поднять, удержать; 3–4 – и.п. 5–7 раз.
- И.п.: лежа на животе, в руках гимнастическая палка. На счет 1–4 – прокатывать палку по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно. 3–4 раза.
- И.п.: лежа на спине. На счет 1–2 – подняться на предплечьях, прогнуться; 3–4 – держать; 5–6 – и.п. 5 раз.
- И.п.: лежа на спине. На счет 1–4 – круговые движения ногами, по часовой стрелке и против. 1 мин.
- И.п.: на четвереньках. На счет 1–4 – прогнуться в грудном и поясничном отделе позвоночника, поднять голову. 5–8 – вернуться в и.п. 7–8 раз.
- И.п.: на четвереньках. На счет 1–2 – через левое плечо посмотреть на правую пятку; 3–4 – в и.п. и наоборот. 4–6 раз.
- И.п.: на четвереньках. На счет 1–2 – поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3–4 – вернуться в и.п. и наоборот. 4 раза.
Вестибулярная тренировка в лечении больных
детским церебральным параличом
Автор этой статьи, к.м.н. В.Т. Кожевникова (№ 1, 2004) предлагает упражнения для тренировки равновесия.
- Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется (ребенка наклоняют, если он не может сам) и касается руками стоп, а затем, приподняв вначале голову, выпрямляется из этого положения.
- Из и.п. лежа на спине поочередно поднимается вверх одна рука и противоположная нога, удерживаются на счет.
- Из и.п. сидя «по-турецки» выполняют покачивания ребенка из стороны в сторону, тренируя положение сидя и опорность рук. Затем, слегка покачивая плоскость, учат сохранять положение без участия рук.
- Из и.п. стоя на коленях с гимнастической палкой выполнить повороты с палкой за плечами.
- В ходьбе. Идти по линии или следам, начерченным на полу.
- По команде педагога идти, изменяя направление, выполняя остановки на месте.
Упражнения дозируют продолжительностью, темпом выполнения и количеством повторений, а также включением дыхательных упражнений, выполняют их перед зеркалом, контролируя положение головы.
Остеохондропатии позвоночного столба у детей
и подростков, страдающих химической зависимостью
Авторы этой статьи, опубликованной в № 2, 2003, проф. Н.Я. Прокопьев и Е.Т. Колунин пишут о том, что ранним и наиболее характерным клиническим признаком остеохонропатии является фиксированный кифоз с вершиной, смещенной каудально от вершины физиологического кифоза. Остеохондропатия позвоночника локализуется в среднем и нижегрудном отделах (62–72% наблюдений), грудно-поясничная и поясничная локализация встречается в 21–33% случаев, и в 2% отмечается поражение шейных позвонков. Заболеванию подвержены преимущественно юноши – 88% наблюдений. Заболевание у большинства детей проявляется лишь в период активного роста позвоночника, т.е. в препубертатный и пубертатный период. Основными симптомами, которые заставляют обратиться к врачу, являются: стойкая кифотическая деформация, чувство усталости, боли в спине. После снятия болевого синдрома дети могут приступить к выполнению комплексов лечебной физкультуры. Комплекс ЛФК начинается и заканчивается упражнениями, направленными на коррекцию осанки.
Упражнения на развитие силы должны сочетаться
с упражнениями на растягивание
Следует отметить, что, чем младше ребенок, тем чаще должны меняться комплексы упражнений.
Примерный комплекс упражнений
- И.п. о.с. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки в стороны; 4 – и.п.
- И.п.: стоя, ноги вместе, руки на пояс. 1 – отведение плеч назад; 2–3 – удержать это положение; 4 – и.п.
- И.п.: то же. 1 – наклон туловища вперед прогибаясь, голова назад; 3 – наклон назад, голова прямо; 4 – и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову. Поднимать прямые ноги до угла 45°.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – опираясь на руки, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночника; 2–3 – удерживать это положение; 4 – и.п.
- И.п.: лежа на животе, руки вверх. 1 – сгибая руки, поставить их ладонями на пол к плечам; 2 – выпрямляя руки, прогнуться в грудном отделе позвоночного столба, посмотреть вверх; 3 – то же, что и 1; 4 – и.п.
- И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – прогнуться в спине, поднимая плечи и прямые ноги от пола; 2–3 – удерживать это положение; 4 – и.п.
- И.п.: сидя, ноги врозь, руки в замок за голову, локти разведены в стороны. 1 – наклон вперед, спина прямая, голову назад; 2 – и.п.
- И.п.: стоя на четвереньках, сгибая руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка подать туловище вперед, затем, выпрямляя руки, вернуться в и.п.
- И.п.: стоя, ноги вместе, руки на пояс. 1 – подняться на носки; 2 – и.п.
Упражнения выполнять 2 раза в день, утром комплекс должен быть легче, чем комплекс, выполняемый днем.
Ирина БОГДАНОВА
|