Фехтование
СОФЬЯ ВЕЛИКАЯ
Софья, с завидной фамилией – Великая, родилась в 1985 году в далекой Алма-Ате.
Чемпионка Европы саблистка Великая пришла в фехтование в 1998 году. А по приезде в Москву стала заниматься в знаменитой чертановской СДЮШОР Московского городского физкультурно-спортивного объединения.
– Я помню, как мой старший брат Григорий, мастер спорта по фехтованию, уехал в Москву к тренеру А. Филатову, у которого в то время тренировались Сергей Шариков и Алексей Фросин. И вот однажды он приехал домой и сказал мне: «Скоро откроется женская сабля, и туда, как в свое время в шпаге, перейдут заниматься рапиристки. У тебя есть блестящий шанс стать первой настоящей саблисткой. Я рискнула и поехала с ним в Москву, где стала тренироваться у его друга Дмитрия Глотова.
Вообще, у Сони семья большая и спортивная: папа и мама – заядлые баскетболисты и волейболисты, младший брат Трофим – гимнаст, и лишь старшая сестра Саша остается активной болельщицей.
– В детстве я увлекалась и музыкой, и бальными танцами, ходила в различные секции. Но фехтование все это перекрыло. Брат меня им по-настоящему «заразил».
В своей школе в Алма-Ате, а затем и в училище Олимпийского резерва я училась хорошо. У нас все было по-серьезному, без поблажек на тренировки и сборы.
Два года назад Софья поступила на заочное отделение РГУФКа на кафедру фехтования и современного пятиборья, и сейчас, по ее словам, учеба и спорт – два главных дела в ее жизни.
– Я только совершаю свои первые шаги в фехтовальном искусстве. И еще не совсем правильно умею настраиваться на бои, делать необходимые выводы из поражений. Но, в то же время, я чувствую на себе особую ответственность и надеюсь, что найду в себе силы для победы.
ТОНКАЯ ИГРА
ТАТЬЯНЫ ЛОГУНОВОЙ
Фехтование – один из немногих видов спорта, когда наивысшего мастерства спортсмен достигает, уже переступив 30-летний барьер.
24-летняя шпажистка Татьяна ЛОГУНОВА достигла многих высот уже сейчас, став двухкратной чемпионкой мира, трехкратной – Европы, неоднократной чемпионкой России и двухкратной олимпийской чемпионкой.
Шпага – оружие, наиболее популярное среди дуэлянтов, на сегодняшний день, пожалуй, самый распространенный вид в фехтовании. Фехтовальщики-шпажисты стремятся прежде всего поразить ближнюю часть тела противника мелкими непрерывными и точными движениями, периодически переходящими в длинные атаки с захватами. Благодаря такой тонкой игре типичный шпажный бой изобилует контратаками и остротой фраз. Основным правилом шпажистов еще с незапамятных времен остается одно: кто первый дотронется острием клинка до противника, тот и открывает счет. По утверждению архивариусов, легкая и плоская шпага и, соответственно, правила ее «использования» по назначению появились еще в ХVI веке. Тогда же поднаторевшие в междоусобных боях французы стали применять специальные маски для защиты лица и толстые стеганные жилеты для корпуса, а в начале ХVII века «модифицировали» шпагу на клинок трехгранной формы, использующийся в спортивном фехтовании и по сей день.
– С детства не люблю смотреть фильмы с историческими фехтовальными сценами, – признается мне Татьяна Логунова. – Помню, как только начинался фильм про мушкетеров, меня сразу все хором звали: смотри, смотри, «ваших» показывают. А мне, как в анекдоте: на работе станки, дома станки... Отдохнуть от фехтования хочется. Хотя, если бы меня сейчас пригласили в кино посниматься, то, наверно, согласилась бы – интересно. И непременно в роли «своих», хороших. Характер у меня такой – не могу себя представить отрицательной героиней.
В том, что Татьяна станет спортсменкой, в ее семье никто не сомневался. Бывшая фехтовальщица – мама и заядлый велосипедист – папа, родив четвертых бойких мальчишек, были несказанно рады появившейся красавице дочке, так органично влившейся в их спортивный коллектив.
– В 6 лет меня отдали заниматься в большой теннис, – рассказывает Таня. – Но в силу разных причин с 10 лет с тренировок меня стал забирать старший брат. Затем он тащил меня в клуб «Динамо», где я должна была дожидаться окончания его тренировок по фехтованию. Вполне логично, что сиднем сидеть я долго не смогла и стала тренироваться вместе с ним, чтобы просто времени зря не терять. Так продолжалось несколько лет: я удачно совмещала два вида спорта, но вот с учебой было немного проблематичнее. В итоге – чаша весов моего интереса перевесила в пользу шпаги, которой я осталась верна до сих пор. Проучившись в обычной общеобразовательной школе № 1128 до 8-го класса, я перешла в училище Олимпийского резерва, где обучение и спорт не мешали, а вполне дополняли друг друга.
В нашем спорте очень важно иметь умную голову на плечах, это даже важнее, чем физическая подготовка. Овладеть искусством боя на шпагах очень непросто, здесь необходимо постоянно наблюдать за противником, координировать его действия и уметь ими манипулировать. Кстати, это моя любимая тактика – показать сопернику, что ты хочешь сделать что-то одно, а когда он соберется отразить удар, сделать совершенно другое. Я люблю заманивать, играть в «кошки-мышки». Но всегда и везде главным своим соперником считала саму себя. Поверьте, когда есть внутренняя уверенность – можно победить любого, а если такой уверенности нет – проиграть даже более слабому. Вот яркий пример – Олимпиада. Сколько сильнейших девчонок сходило с дистанции просто потому, что не хватало веры в себя, сдавали нервы. Чемпионаты мира и Олимпиады – это настоящая проверка на прочность: все тренировались, готовились, но уверены ли они были в победе, вот в чем вопрос.
– Я привыкла быть первой, – говорит Таня. – И всегда обидно, когда тебя недооценивают, не верят в твои силы. Сейчас, наконец, я нашла своего тренера – Марию Мазину. Она тоже бывшая фехтовальщица, и еще 3 года назад я вместе с ней фехтовала в одной команде. Можно сказать, что я выросла на ее глазах, она прекрасно знает все мои привычки и недостатки. Мне нравится наш дуэт, и я считаю, что наличие понимающего тренера – огромный стимул в получении наград. Я вообще человек настроения, хотя и веселый, но когда на меня нападают, могу и «взбрыкнуть». Так было в 2001 году, когда меня, как капитана команды, обвинили в провале поединков. Хотелось тогда все бросить и уйти от обиды... И из-за такого настроя сразу пошли мелкие неудачи, неприятности и травмы. В итоге, чувствуя себя, словно побитая собачка, я почти на год ушла из спорта. Но ведь, как говорится, мастерство не пропьешь – и уже на следующий год я выиграла и чемпионат Европы, и все турниры большого ранга.
Спорт есть спорт, и я прекрасно понимаю, что многим жертвую ради него. Особенно в детстве, в юности: девчонки все на дискотеку, погулять, а я все на тренировку, да на тренировку: подъем – отбой. Никакой личной жизни – обидно было ужасно. Но сейчас, по прошествии лет, встречая тех самых подружек, я уже ощущаю разницу: чего смогла к 24 годам добиться я и чего – они. И чувствую, что все жертвы были не напрасны. У каждого своя судьба, свое расписание в жизни, и я понимаю, что за все надо платить.
На данный момент Татьяна Логунова – студентка тренерского факультета РГУФКа. Она не загадывает о своем будущем, но верит, что чем бы она в дальнейшем в жизни ни занималась, все будет стараться сделать отлично и довести до победного конца.
– В своем отечестве хотелось бы помочь, прежде всего, нашим юным спортсменам получить хороший старт в их спортивной карьере. Сделать более грамотную подготовку, с хорошо обустроенными залами, опытными, любящими свое дело тренерами. Вот сейчас где им тренироваться? База на озере Круглом для нас закрыта из-за ремонта, в Подольске зал оставляет желать лучшего… В клубе «Динамо»? Да там всем места не хватит. Так что проблем достаточно. Ну вот, видите, я уже раскладываю поединок, вернее бизнес-план по спортивной привычке. Столько лет в спорте оставляют свой след как никак...
СЦЕНИЧЕСКОЕ
ФЕХТОВАНИЕ
Театральное (сценическое) фехтование объединяет в себе фехтовальное искусство всех эпох, от античности до середины ХХ века, а также включает «вневременное фехтование» и «фэнтэзи»-фехтование.
В практике театрального (сценического) фехтования обязательно используются колющие виды оружия, режущие или ударные, которые соответствуют выбранной эпохе.
Владимир Высоцкий и Олег Даль, Михаил Козаков и Игорь Кваша, Андрей Мягков и Олег Табаков... Этот список известных актеров можно продолжать и продолжать. А объединяет эти имена то, что они прошли особую актерскую школу – школу сценического фехтования.
Фехтование в кино или на театральных подмостках – дело не такое уж простое, как может показаться на первый взгляд. Ведь как ни крути – в руках-то оружие, хотя чаще всего не настоящее, – бутафорское, но зритель-то этого не должен заподозрить. Все должно быть по-настоящему, и если уж у тебя сабля в руках, то и «рубиться» нужно до первой «настоящей» крови. Так, на помощь актерам приходят профессиональные спортсмены. Многие фехтовальщики и их тренеры не понаслышке знакомы с миром искусства. «Три мушкетера», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил», «Сирано де Бержерак» и многие другие фильмы и спектакли невозможно представить без качественных фехтовальных дуэлей.
– Мы стараемся вернуть в театральное фехтование былую многовековую выразительность, стараемся подать его красиво и зрелищно, – говорит педагог по сценическому фехтованию Эдуард Ройзман. – Для совершенствования имиджа фехтовальщика мы должны хорошо знать все слабые и сильные стороны фехтовального события, с точки зрения кино и телевидения. Сейчас техническая съемка позволяет максимально использовать самые выгодные возможности фехтовального события, но при этом должен установиться тесный контакт между тренером-педагогом, актером, режиссером и оператором.
В последние годы артистическое фехтование переживает подлинный бум. Это объясняется взрывом интереса к романтическому прошлому холодного оружия. А в 2004 году во Франции прошел уже 3-й чемпионат мира по театральному фехтованию. Многие страны подготовили своих спортсменов в этом новом виде спорта, включающем в себя артистизм, особую пластику движений, сценическую выразительность и бесконечную фантазию настоящего поединка.
Следующий чемпионат назначен на весну 2008 года в Лейпциге, и кто знает, может, наши спортсмены, а среди них – актеры – займут почетные призовые места.
Татьяна БУТУРЛИНА
|