"Декарский" синдром
В последний день 2004 года в Барселоне стартовала легендарная и по праву считающаяся самой сложной гонка «ДАКАР-2005».
Протяженность трассы «Дакара» составляет более 9000 км, а время ее прохождения – чуть больше двух недель. В этом году организаторы «постарались» выжать из трассы все возможное, и 80% всего пути составили практически непроходимые пески Африки. Всего в классе легковых машин на старт вышло 163 экипажа, включая российский под № 394, Алексей Беркут – Антон Николаев. Спортсменам предстояло преодолеть трассу, проходящую через 5 стран: Испанию, Марокко, Мавританию, Мали и Сенегал.
– К сожалению, тех спортивных результатов, которые мы изначально планировали достигнуть, добиться не удалось, – говорит Алексей Беркут. – Задача-минимум – хотя бы финишировать на этой гонке – и то не выполнена, но оговорюсь: по объективным причинам. У нас были проблемы с двигателем, которые мы не смогли сразу распознать. Они начались еще в Европе, почти в самой Барселоне, и предположительно это брак одной из комплектующих деталей – на одном из «поршней» оказалась трещина. И практически половину гонки мы ехали на трех с половиной цилиндрах, и, естественно, мотор не развивал положительной скорости и в экстремальных условиях перегревался.
Автомобиль «Mitsubishi L-200» – прототип с дизельным двигателем – был подготовлен одной из самых компетентных фирм на мировых ралли-рейдах – «Rally Art». Но, несмотря на то, что мы сошли с трассы именно по техническим причинам, я не стал бы акцентировать внимания, что это стопроцентная вина команды и вина этого автомобиля. В данной ситуации это, наверное, просто невезение. Проблему с двигателем было достаточно сложно диагностировать, и так же сложно предугадать ее возникновение.
В первый день соревнований мы, обойдя сто машин, заняли 63-е место, и отставание от лидера составляло всего 1 мин. 28 сек. А после трех дней гонки мы были уже 54-ми.
Разрывы между машинами измерялись секундами, а первый африканский этап марафона позволил Беркуту совершить много обгонов и весьма улучшить свою стартовую позицию.
– У нашей команды все начиналось достаточно оптимистично, – вспоминает президент команды Борис Букатов. – Все проходило без осложнений, что нельзя было сказать о соперниках. Например, прямо на наших глазах перевернулся стартовавший перед нами автомобиль команды Ниссан Дессуд.
На пятый день началось «введение в пустыню». Спортсмены стали удаляться с гор на равнинные пыльные участки. За 50 км финишного этапа маршрут вышел на засохшее соляное озеро, где и началась «гонка моторов». Именно в ней дизельная Митсубиси уступила своим бензиновым конкурентам: максимальная скорость, которую мог развить Беркут, – 140–150 км/ч, тогда как соперники – до 170–180. Вдобавок приблизительно в 40 км до финиша россияне прокололи колесо. Караван участников понес еще одну потерю: пилот Кристиан Лассер получил перелом запястья и черепно-мозговую травму, а штурман Ален Лабар – переломы лодыжки.
– Вообще, этот Дакар был необычайно трагичен: были и смерти, и травмы, – говорит Алексей Беркут. – Сообщали, что два человека погибли, ведь это не скроешь, как говорится, шила в мешке не утаишь. Но то, что на всех участках, особенно на песчаных, мотоциклистов «гроздьями» собирали – сколько они себе не только рук, но и позвоночников переломали, – это нигде не освещалось. Такие этапы, которые разработали организаторы в этом году, были очень сложными. И помочь-то застрявшему нереально. Если остановишься, то через минуту сам попадешь в его ситуацию. Пыль, рыхлый песок: если даже днем застрянешь – невозможно его уже вытащить. Максимум, чем тебе могут помочь, – так это выбросить бутылку воды. Вокруг 500 км пустыни: ни жилья, ни дорог – ничего. С тобой что-то случилось – все, конец. Сколько машин потом мавританская армия по пескам собирала...
Еще одна «прелесть» Дакара – этапы между Марокко и Мавританией. Военные действия на спорных территориях Западной Сахары закончились еще в 1991 году, однако их статус не определен до сих пор. Спортсменам здесь не рекомендовалось отклоняться от дороги ни на метр – вокруг минные поля.
Этапа Зуерат – Тичит участники ждали с опаской. На его прохождение спортсменам отводилось 17 часов, причем надо было не просто пройти этот участок, но и сохранить машину: на финише сервиса не предусматривалось. Драма, которая развернулась впоследствии, превзошла все ожидания. Практически весь этап состоял из барханов, и вся трасса превратилась в большую песочницу, в которой откапывались экипажи.
– На первом бархане, где мы сели, мы потеряли около часа. Мимо проезжали машина за машиной. Затем откопались, и вдруг выясняется, что вся «банда», которая только что пронеслась мимо, сидит на следующем бархане. Многим в итоге не хватило топлива, чтобы доехать до финиша. Увы, среди этих «счастливчиков», которых было больше половины, оказались и мы.
– Вообще не думал, что окажется так тяжело, – продолжает Беркут. – Весь предыдущий опыт не особенно помог в том, что мы здесь встретили. И, конечно, история с закончившимся топливом сильно огорчила.
Но все «прелести» поджидали еще впереди. Кольцевой участок Атак-Атар преподнес такие дюны, которых, возможно, еще на Дакаре не видели. Дюны достигали высоты девятиэтажного дома! И только давление в шинах пришлось менять пять раз.
– Три раза нам пришлось откапываться, причем один раз мы угодили в настоящую песчаную ловушку. Мы ехали по кромке дюны, одно колесо сорвалось с гребня бархана, и нас стащило в яму размером приблизительно 15ґ50 м, окруженную практически отвесными барханами. В первой момент подумали, что останемся здесь не на один день – пока не вытащат вертолетом. Однако нам удалось на удивление легко выбраться. Помните мотоциклистов, ездящих по вертикальным стенкам в цирке? Так приблизительно и мы выбирались. Буквально в одном километре от нас на такую же ловушку налетел «Фольксваген». Именно на этом этапе поломка нашего автомобиля дала о себе знать по-настоящему.
На двенадцатый день гонки организаторам пришлось изменить расписание дня в связи со смертью испанского мотоциклиста Перез Жозе Мануэля и плохими погодными условиями. И именно этот этап – с 12-го на 13-й день – стал для нашей машины роковым: погорела прокладка головки блока цилиндров. Экипаж не спал всю ночь: техническая машина ехала больше пяти часов, и спортсменами было принято решение о прекращении гонки.
– Сходить с дистанции, пройдя через этот ад, было невероятно обидно, – вспоминает штурман Антон Николаев. – Но ситуация разрешилась сама собой: механики не успели собрать мотор в необходимые сроки.
– Несмотря ни на что, наш экипаж продемонстрировал, что ему по силам было решать на Дакаре самые амбициозные задачи, – говорит Алексей Беркут. – У нас были минимальные потери в песках – на уровне лидеров гонки. Почти на всех этапах экипаж показывал результаты в первой двадцатке, хотя весь марафон мы шли с неисправным мотором.
Хочу сказать, что Дакар – своеобразная песчаная болезнь, и, однажды побывав там, хочется вернуться снова и снова. Я уверен, что победа на Дакаре стоит намного больше победы на Кубке мира. Потому что, если сложить все этапы Кубка мира вместе и положить это с одной стороны весов, а Дакар – с другой, Дакар перевесит, причем с большим преимуществом. И по сложности, и по напряженности тоже.
Дакар уже давно перестал быть приключением, когда в самом начале люди приезжали на машинах, на которых ездят на работу, и проезжали на них до конца. Уже много лет Дакар идет по гораздо более интенсивному пути.
Татьяна БУТУРЛИНА
|