Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2005

ШКОЛА

 

"Планета здоровья"

Что значит сегодня «школа здоровья»? Это и политика, и программа, и образ жизни. Для всех: руководителей, учителей, учащихся, всего персонала. Статистика безжалостна. Если в школу практически здоровыми поступают 70 процентов детей, то заканчивает ее с таким же состоянием здоровья только седьмая часть. Основные причины – перегрузки, физическое переутомление, недостаток двигательной активности. Определить эффективные пути их устранения, наполнить физкультурно-оздоровительный процесс новым содержанием – такую задачу ставит перед собой московская школа № 1951 Северного округа как школа здоровья.

Профилактика заболеваний – цель оздоровительных проектов

Школа «Планета здоровья XXI века» своей главной целью ставит обучение здоровью: как его сохранить, укрепить, научить этому других. И все дети об этом знают. Физкультурно-оздоровительная работа в школе строится по нескольким направлениям.

«Начинаем мы с того, – рассказывает заместитель директора школы Валентина Ивановна Елисеева, – что в первом классе, насколько это в силах наших медицинских работников и психологов, всесторонне оцениваем реальное состояние здоровья учащихся с выделением групп риска по тем или иным заболеваниям. Делается это также в 5-м и 10-м классах – при переходе в среднюю и старшую школы. В контрольные периоды ведется оздоровительная работа с учащимися групп риска. Не секрет, что при увеличении учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушения зрения, осанки и стопы».

Профилактическая работа, направленная на предупреждение нарушений зрения, проводится в сотрудничестве с Институтом микрохирургии глаза ­им. С. Федорова. Программа по профилактике плоскостопия создана нашим учителем биологии: освоив несложную методику, дети могут выполнять комплексы упражнений дома; научившись делать нехитрые измерения, самостоятельно оценивают результаты своей работы. По авторской методике проводятся занятия в секции дыхательной гимнастики. Программа по лечебной физкультуре адаптирована как к занятиям в оздоровительной группе, так и к урокам в классе, независимо от группы здоровья учащихся.

«Вся школа задействована в работе над различными проектами, ставящими своей задачей способствовать укреплению здоровья, пропаганде физической культуры, – заметила Валентина Ивановна. – Интересный проект был у пятиклассников под руководством учителя русского языка: ставя своей целью собрать как можно больше пословиц и поговорок о здоровье и физкультуре, они включили в него и те, что сочинили сами».

Учеба в школе в течение многих лет – очень непростой труд для ребенка. При том, что 40% учащихся относятся не к основной группе здоровья, школа (сегодня в ней 900 учащихся) по сравнению со средними показателями по столице и стране имеет более низкий уровень заболеваний и нарушений в физическом развитии детей. Любая программа, любой проект на «Планете здоровья» отбирается с точки зрения его полезности.

Становление традиций – с начального обучения

А выбор есть не что иное, как формирование традиций. Учебный день в младшей школе начинается с общей зарядки. В отличие от средней школы, здесь она оказалась на своем месте. Уроки начинаются в 8.15, и малышам зарядка помогает «проснуться». Физкультурная пауза востребована во всех классах. Учителя с удовольствием подключаются к ребятам. А сколько вариантов было опробовано! Остановились на общей разминке в младших классах и на произвольной – в средних и старших. В девятом классе, чтобы поддержать работоспособность и внимание на уроке, даже специальный комплекс придумали. Ведущий говорит, например: «делай, как я!», а при этом комментарий дает противоположный движениям. Хочешь – не хочешь, а следить приходится.

После обеда в активную физкультурно-оздоровительную работу включается группа продленного дня: во время прогулки – обязательная дыхательная гимнастика, после выполнения домашних заданий можно раскатать огромный ковер в коридоре и поиграть, побегать или пойти в спортзал, где после уроков работают спортивные секции: по флорболу, волейболу, баскетболу, художественной гимнастике, аэробике; ближе к вечеру начинаются тренировки танцоров, каратистов. В школе – шестидневная рабочая неделя, секции работают также и в субботу, и в воскресенье.

Урок физкультуры: игра и образование

И все-таки только урок – тот единственный островок физкультуры, на который вступает в школе каждый. Вложить в его узкие рамки все знания о красоте и пользе движений невозможно, научить ими пользоваться вполне по силам, как и обеспечить освоение всей программы без травм. Форма урока – игра – третий год является основной в начальной школе. С самой игрой у преподавателя физкультуры Владимира Николаевича Фролова сомнений тоже не возникло: это – флорбол. «Игра коллективная, можно играть смешанными командами; но в отличие, например, от хоккея с шайбой, соперника трогать нельзя; легкие, из мягкой пластмассы, клюшки и такой же 20-граммовый мячик. Для слабо подготовленных физически 6–7-летних детей практически никакой угрозы выбить пальцы, как это бывает в волейболе, а тем более в баскетболе».

...Случайно так получилось или нет, но 1-й «А» выстроился для разминки в единой спортивной форме. Поделив класс при быстром коллективном обсуждении на команды по справедливости (а сначала так хотелось «набить голов девчонкам») и разрешив взять всем клюшки, учитель дал свисток началу игры первой пары команд. Азарт, конечно, опережал и правила, и технику, и вряд ли в первый год здесь многое изменится. Девчушки-первоклашки были настолько в игре, что порой отбирали мячик у своих. Свистку учителя доверяли, и все-таки останавливать игру по мелочам он не спешил. «Их задача – двигаться, развивать и укреплять себя физически, включать в работу мышцы, «засидевшиеся» за партой». Все четыре команды успели сыграть друг с другом: один выход на площадку составлял три-четыре минуты. Когда мяч влетал в сетку, радости не было предела. Урок пролетел быстро, потому что скучать было некогда: даже отдыхая, они комментировали, подсказывали, учили и... учились.

Флорбол в школе – не только уроки, но и спортивная секция, и всевозможные соревнования. В активе школы множество призов. На последнем первенстве Северного округа команда девочек 1990–1991 г.р. завоевала первое место, мальчики были вторыми. Шестые открытые игры «Золотая клюшка» Федерации флорбола Москвы сезона 2004–2005 гг. также принесли победу школе № 1951.

На «Планете здоровья» сегодня новые ориентиры. Началась разработка группового проекта «Здоровье, образование, спорт», который предполагает качественное образование всех детей, независимо от уровня их физического и соматического здоровья, в частности, за счет дальнейшего совершенствования организации физкультурно-спортивной деятельности. Добавятся ли к урокам физкультуры обязательные занятия в секциях по выбору во второй половине дня? Будет ли возможность для раздельных занятий для мальчиков и девочек в старшей школе? Сбудется ли мечта учителя физкультуры организовать свою флорбольную школу? Все это, конечно, вопросы времени. Но откровенно радует то, что и для учителя физкультуры Владимира Николаевича Фролова, и для директора школы Надежды Рафаиловны Перфиловой одинаково значимо, какой будет физическая культура в школе завтра, потому что без обучения этому предмету путь к здоровью может оказаться труднопроходимым.

Валентина РЕПИНА

 

Рейтинг@Mail.ru