Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2005

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ
 

Зарисовки с II зимней Спартакиады учащихся России

10 марта закончилась II зимняя Спартакиада учащихся России: около двух с половиной тысяч юных спортсменов состязались в 17 видах спорта.
Напомним, что Спартакиада, согласно положению, проводилась в четыре этапа. Первые два этапа проходили в школах и районных центрах. Курировало эти соревнования Министерство образования и науки Российской Федерации, по данным которого, в первых двух этапах Спартакиады участвовало больше половины учащихся России: около трех миллионов школьников и студентов средних специальных учебных заведений, представители 30 территорий нашей страны. При этом не тратились средства из федерального бюджета: все бремя ответственности и финансовых забот было возложено на местные власти. По словам представителя Минобнауки Ольги Левочкиной, на проведение этой части Спартакиады было затрачено… 18 млн. рублей – на каждого учащегося чуть меньше шести рублей. Даже если учесть, что из одной школы участвовали в соревнованиях целых сто человек, то на деньги, которые смогли выделить местные власти из своего небогатого бюджета (не считая оплаты труда учителей, тренеров, судей), вряд ли удалось купить даже один гимнастический мат.
Третий и четвертый этапы финансировались государством, ведь в них участвуют юные спортсмены, чьи достижения в спорте уже сегодня довольно значительны: большинство из них имеют первый спортивный разряд и выше. По словам Вячеслава Фетисова, сегодняшние победители Спартакиады – это будущее нашего большого спорта, те, кем будет гордиться Россия уже завтра. Затраты на спорт гораздо выше затрат на физическую культуру.
Екатеринбург и Свердловская область доброжелательно и заботливо приняли гостей: соревнования шли в областном центре и в семи городах области. Параллельно финал проходил в Пермской области, куда, к сожалению, представителям нашей газеты попасть не удалось.
На торжественных открытиях соревнований по отдельным видам спорта взрослые рассуждали о том, какими великими спортсменами станут участники Спартакиады в недалеком будущем. А мальчишки и девчонки боролись за звание победителя II зимней Спартакиады учащихся России, словно эти соревнования – Олимпийские игры, словно каждый матч, каждый старт – самый главный в жизни.

Чем больше хороших открытий, тем лучше!

Официальное открытие Спартакиады состоялось в Екатеринбурге 26 февраля. Ледовая арена светилась яркими огнями лазерного «шоу», с трибуны участников Спартакиады приветствовали высокие гости. Парад участников проходил в виде небольшого ледового представления: выезжали команды хоккеистов, фигуристов, конькобежцев. Затем вышли делегации федеральных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга.
– Мне понравился парад, – рассказывает Таня, москвичка, участница соревнований по фристайлу, – правда, было очень холодно. Хорошо, что термометр опустился только до минус пяти (зимняя Спартакиада, могло подморозить и гораздо сильнее!), а то мы бы совсем замерзли. Нас построили, и пришлось целый час ждать, когда начнется парад.
– А я не понял, почему хозяева на параде шли первыми. Так не принято на соревнованиях! На Олимпиаде команда хозяев всегда на параде идет последней, а тут Уральский округ был первым, а замыкающими поставили Москву и Санкт-Петербург. Если это – спортивные состязания, нужно соблюдать и спортивные традиции!
Похоже, ребята запомнили торжественное открытие Олимпийских игр, где, как известно, команды на открытии идут в алфавитном порядке, а команда хозяев Олимпиады замыкает шествие. Но мы так часто сравниваем Спартакиаду учащихся с Олимпийскими играми, что понять ребят можно. На Спартакиаде – другие правила: порядок команд на параде устанавливался жеребьевкой.
Эти мнения прозвучали, и они, безусловно, очень важны для нас, для взрослых, которые будут организовывать и следующую Спартакиаду. Но дети, как известно, быстро забывают все проблемы. Им важен сегодняшний день, а не завтрашний или вчерашний. Именно поэтому, наверное, в городах, проводивших соревнования, были и свои, «местные», открытия и закрытия соревнований: для тех, кто начинает и заканчивает состязаться в отдельных видах спорта или выступает в конкретном городе. Ведь это маленькие праздники для спортсменов, а детский спорт – особый мир. В нем праздники занимают очень важное место.
…В Среднеуральске тоже проходило открытие соревнований – по хоккею с мячом среди девушек. Трибуна была забита до отказа, внизу – молодые мамы с колясками. «Неужели в командах действительно одни девочки?» – удивленно спросила одна из них. В динамиках в это время раздался бодрый женский голос: «В хоккей играют настоящие… девчонки!» Открытие шло динамично, все ждали начала первого матча.
– Здравствуйте, Вы – представитель команды Перми?
– Да, я из Среднеуральска, учитель литературы.
– Почему же к Вашей одежде прикреплен логотип Перми?
– Просто я им помогаю. Мы договорились, что каждая школа будет и помогать одной из команд гостей, и болеть именно за эту команду. Ведь приезжим трудно ориентироваться в незнакомом городе, да и выступать легче, когда кто-то поддерживает тебя среди зрителей. Выступают же не просто спортсмены, а дети.
К приему гостей-спортсменов в Среднеуральске подключились общеобразовательные школы. Простое, мудрое решение: спорт без болельщиков не имел бы никакого смысла. И большой спорт, и «маленький». Если мы, взрослые, будем учить подрастающее поколение не только побеждать на соревнованиях, но и поддерживать тех, кто рискует, борется, побеждает и проигрывает, тогда будет развиваться и массовый, и большой спорт в России.

Старость – не радость…

Финальный матч по хоккею с шайбой развивался по интригующему болельщиков сценарию. В конце второго тайма москвичи забили две шайбы в ворота команды Центрального федерального округа, в свои ворота пропустили только одну. А во время последних двадцати минут игры столичной команде не повезло: они пропустили два гола и проиграли 2:3.
Паренек, расположившийся в первом ряду, улыбается и доверчиво говорит:
– Я тоже хочу играть в хоккей…
– Что же тебе мешает?
– Да, говорят, я слишком старый.
– Сколько же тебе?
– Уже четырнадцать, девятый класс заканчиваю. Я тренируюсь в футбольной секции, а мечтаю о хоккее. Вот это скорость у ребят!
– Ты ходил смотреть все соревнования Спартакиады?
– По хоккею – все.
– А как же школа?
– Я отпрашиваюсь с уроков, беру задания домой. Меня отпускают, никто не ругает.
– И много в вашей школе таких ярых болельщиков, как ты?
– Нет, я один и отпрашиваюсь.
После матча была пресс-конференция. Все ее участники торопились на открытие соревнований в Нижнем Тагиле (там и проходили соревнования по хоккею с шайбой среди юношей), поэтому вопросы задавали очень кратко, отвечали так же. В уголочке сидел мой новый знакомый – Саша, который считает себя слишком старым для хоккея. Сколько еще таких пареньков в России: мечтающих о спорте, поставленных в жесткие рамки возрастного ценза? Кто и, главное, почему закрывает перед ними двери в спортивный зал? Большой спорт, требующий тренировок с раннего детства? Взрослые, которые забыли, что сами когда-то были детьми?
Не хватает спортивно-тренировочных баз, где могли бы заниматься спортом все желающие. Проблема, которая, к сожалению, до сих пор является одной из самых важных для массового спорта.

Допинг-контроль

Проблемы, неизбежно возникающие сегодня, в век развития медицины и химических технологий, догнали и детско-юношеский спорт. Во время Спартакиады проводился допинг-контроль по просьбе отдельных федераций. Пока результаты допинг-контроля неизвестны, но на пресс-конференции Вячеслав Фетисов сказал, что они будут обнародованы.
Для тех, кто сталкивается с большим спортом, не секрет, что без стимуляторов, к сожалению, сегодня в большом спорте мало кто обходится. Но когда речь идет о детях, вопрос стоит совсем по-другому. О том, как проводилась работа в этом направлении во время Спартакиады, о проблемах допинга мы расскажем в ближайшее время. Это, безусловно, отдельная тема для разговора.

Кто ты, тренер?

…Елена Колесникова наблюдала за соревнованиями, словно она вовсе не тренер, а болельщик: ни подсказок, ни напутствий. Ребята и девушки плавно пытались закатить в «дом» «камни», растягиваясь почти в шпагаты.
– Керлинг называют шахматами на льду, – рассказывает Елена, тренер петербургской команды по керлингу, – ведь нужно не только правильно бросить «камень», но и «помочь» ему катиться с нужной скоростью и попасть в правильную точку. Тут важно знание физики, иначе не поймешь, почему нужно натирать лед, с какой силой. Но главное, что необходимо для того, чтобы стать успешным в этом виде спорта, – это умение работать в команде. Команда керлинга фактически является мини-семьей: надо очень хорошо понимать друг друга, поддерживать. Часто команда предпочитает оставить своего игрока (того, с кем уже сдружились, кто понимает остальных членов команды, даже если как игрок он не очень сильный) вместо того, чтобы взять успешного и опытного, но чужака.
В этот момент Елена извинилась и побежала на лед. Несколько слов столпившимся вокруг нее игрокам – и снова она на скамейке наблюдателей.
– Девчонки пропустили пять камней подряд, расстроились. Вот я и пошла их поддержать.
…После финального матча по хоккею с шайбой юношей 1990 года рождения на пресс-конференции я попросила обоих тренеров: Сергея Николаевича Коневского, тренера команды Центрального федерального округа (занявшей первое место), и Игоря Николаевича Прусова, тренера команды Москвы (занявшей второе место), – назвать имена своих лучших хоккеистов. Сергей Николаевич перечислил всех игроков:
– Понимаете, хоккей – игра командная, я не могу выделить кого-то особенно.
Понимаю. Правда, в «большом спорте» запросто выделяют отдельных игроков, никого этим нельзя смутить или расстроить…
А Игорь Николаевич грустно произнес:
– Мы были довольны сегодня только игрой своего вратаря.
Я попросила разрешения поговорить с его ребятами.
– Сейчас их нельзя трогать. Им очень плохо, они же еще дети.
Я видела, как эти же тренеры раздавали указания во время матча, как мальчишки пытались их понять, старались следовать полученным советам и приказам. Одни победили, другие – проиграли. Но… за этих ребят волнения нет: их тренеры видят в них не только «будущих знаменитостей», но и ранимых детей. В педагогике такой способ работы называется «педагогическая поддержка». Она действует эффективнее, чем любые крики и наказания.
…Наталья Викторовна Кириллова тренирует команду девушек по фристайлу из Красноярска:
– Мне кажется, что школьные преподаватели физкультуры знают ребят гораздо хуже, чем тренеры. Ведь у них совсем другая задача, в первую очередь они должны дать детям знания. Они не бывают с детьми на выездах, не живут с ними на сборах. Для меня мои девчонки как семья. Бывают разные ситуации, часто приходится помогать, причем не только в тренировочном процессе, но и в межличностных отношениях. Ведь дети все с разными характерами, а моя задача – сделать так, чтобы они помогали друг другу, учились друг у друга, на то я и тренер. У нас очень хорошие отношения и со школьными учителями наших девочек, особенно с классными руководителями. Надежда Дмитриевна Нестерова, классный руководитель одной из них, часто приходит к нам на соревнования, оформляет у себя в классе «уголки» с рассказами о наших «звездочках». И это – правильно, мы должны работать со школьными учителями «в одной команде».
Команда Сибирского федерального округа по фристайлу, которую курировала на этих соревнованиях Наталья Викторовна, заняла второе место в командном зачете.

А как же уроки?

К сожалению, не всегда бывает такое единодушие между тренером и школьными учителями. Многие ребята рассказывали, что им пришлось перейти из общеобразовательной школы в спортивную или школу-экстернат, потому что иначе им пришлось бы прекратить занятия спортом.
– Я учусь в обычной школе. Было очень обидно, когда меня не хотели отпускать на эти соревнования: директор школы сказала, что я слишком много уроков пропускаю, что мне нужно учиться, а не тренироваться. Но я же очень много работаю, и уроки… я все нагоню! Я просто очень хочу, чтобы мною гордились в моей школе!
С девушкой, которая сказала это, мы договорились: назовем ее имя, фамилию, имя директора школы, о которой идет речь. Потому что слова этой спортсменки говорят о ее любви и уважении к школьным учителям, ничего обидного в них нет. Стремление, чтобы тобой гордились твои учителя, – что может быть лучше?
Но потом похожие фразы звучали и от других ребят. Может быть, эта проблема есть и у ваших учеников?

«Я обязательно стану олимпийской чемпионкой!»

– Я обязательно стану олимпийской чемпионкой! – гордо сказала Марика и посмотрела мне в глаза.
– Конечно, станешь. Ни пуха, ни пера!
Это был не лучший ее старт: Марике не удалось прорваться даже в финал соревнований. Она стояла на финише, внимательно наблюдая за своими соперниками на соревнованиях по фристайлу.
– Расстроилась?
– Немножко. Но ничего, в следующий раз я выступлю по-другому. И обязательно стану олимпийской чемпионкой, вот увидите, обязательно стану.
Удачи вам, девчонки и мальчишки!
Силы, терпения, мудрости вам, тренеры!

3.jpg (29417 bytes)

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Фото автора

ЕКАТЕРИНБУРГ–МОСКВА

 

Рейтинг@Mail.ru