Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКА
 

«Нестандартные» упражнения и соревнования
в спортивно-массовой работе

«Нестандартные» – не значит «плохие». В моем понимании это, скорее всего, нескучные, разнообразные, неожиданные методы, правила, соревнования. Вспомним «шведскую» эстафету. Те, кто хоть раз видел эту эстафету, не забудут ее никогда. В школьном варианте «шведка» может выглядеть так: 400–300–200–100. Вполне возможен шведский вариант и для лыж. Главное, подобрать дистанции так, чтобы соревнования были динамичными и зрелищными.

Многие учителя сталкиваются с определенными трудностями при обучении школьников «коньковому» ходу. Но достаточно пустить учеников на время вокруг, скажем, фонтана, как происходит маленькое чудо: ученикам просто приходится идти «коньком» – это совершенно естественное движение при движении по кругу со сравнительно небольшим диаметром.

В детских лагерях довольно часто можно видеть умирающих от скуки детей, играющих одним мячом в пионербол. Поймал, сделал 3 шага, отдал пас... Все остальные откровенно скучают. Но стоит вспомнить, что изначально эта игра всегда игралась двумя мячами... Тут появляется такая динамика, что не скучают ни игроки, ни зрители, ни судьи.

Большим успехом пользуются игры и упражнения, предназначенные, в принципе, для разных полов. Видели, как девочки играют в футбол? А мальчишки бегают со скакалкой?

В школьной программе есть норматив в прыжках в длину с места. Но массовые соревнования проводить довольно трудно: высокорослые ученики имеют большое преимущество. Но стоит немного изменить правила и условия, как интерес появляется у всех. Вначале судьи измеряют рост каждого участника. Так вот теперь победит тот, кто дальше прыгнет относительно своего роста. Если ученик ростом 150 см прыгает 180 см, а другой – 190 см, но его рост 170, то выигрывает первый.

Давно уже не видел, чтобы дети играли в лапту. А ведь нет ничего проще: лаптички можно заменить детскими пластиковыми клюшками. Тут и метания, и бег, и прыжки на одной ноге. Один раз в лагере для актива мы проводили обучение русским народным играм, так через два дня в круговую лапту играл весь огромный лагерь, откуда только лаптички нашлись?

Советую на уроках играть в летающие тарелки – фрисби. Желательно в несколько штук сразу. Бадминтон в несколько ракеток. Старшие школьники могут неплохо играть в волейбол. В неофициальных условиях лагеря или похода можно поиграть в «занавешенный» волейбол: на веревку вешаются простыни, спальные мешки и т.д. Зрители кричат до хрипоты, подсказывая своим игрокам, куда летит мяч.

Для быстрой разминки хорош баскетбол с прыжками. Каждый пас или бросок совершается в прыжке. Уже через 5 минут некоторые игроки валятся с ног.

Иногда возникают трудности при равном по силе разделении игроков в футболе. А можно этот принцип при разделении на команды вообще не учитывать: игрок, забивший гол, переходит в команду соперника.

Во многих школах младшие школьники занимаются физкультурой не в больших залах, а в обычных классах, так называемых «игровых». Понятно, что в них не развернуться. Поиграйте с мальчиками в «битки», а с девочками – в «фантики». За время игры дети столько раз наклоняются и приседают, что душа не нарадуется.

С огромным интересом школьники участвуют в соревнованиях-многоборьях. Вот некоторые из них: круг на лыжах по стадиону – велосипед – чистый бег. Гонки на санках: в команде 2 участника. Первый участник везет второго полкруга, потом меняются. Далее этап, на котором первый участник ложится на санки и отталкивается руками. Третий этап – участник встает на санки на колени и отталкивается лыжными палками.

Описание комплексных внешкольных соревнований

  • Старт раздельный, на старте каждый участник получает карту, на которой обозначены контрольные пункты (КП).
  • Прохождение КП – произвольное, кроме стрельбища: оно последнее.
  • На каждом КП участники преодолевают один из элементов турполосы: параллельные веревки, путаницу, завал, маятник, мышеловку.
  • За безошибочное прохождение участник получает на каждом КП по одной пульке.
  • Если участник не находит один КП,то он, соответственно, не получает пульку.
  • Если не находит два КП и больше – спортсмен снимается с соревнований. Внимание! Последний КП – стрельбище. Как обычно в биатлоне, со штрафными кругами.
  • В зимнем варианте используются лыжи, в летнем они заменяются бегом или велосипедом. Фантазия детей не ограничена. Иногда стоит присмотреться к детям, и они подскажут множество игр и соревнований, которые при небольшой адаптации может использовать учитель физкультуры.

Пеший суточный марафон

С 1993 года в Кстово, что под Нижним Новгородом, проводится пеший марафон. По традиции он проходит в первые субботу-воскресенье октября, в День учителя. И если в первом марафоне участвовали 17 смельчаков, то сейчас количество участников доходит до двухсот. Много школьников, студенты – в подавляющем числе из нашего турклуба. Активно ходят ветераны. В отличие от лыжного, участники с 18 лет идут с рюкзаками от 5 до 10 кг. Впрочем, идут – мягко сказано: победители, как правило, бегут. Один год оба марафона выиграл один человек. И было ему тогда за сорок лет!

Романтики на соревнованиях хоть отбавляй. Давайте пройдемся пару-тройку кругов вместе с участниками. Мне, как руководителю, никогда не удается выйти вместе со всеми, вот и в этот раз, занимаясь опоздавшими, в путь отправился лишь через 15 минут. Погода изумительная. Лидеры бегут в трусах. Чудесный лес, прекрасная тропа. Первый КП на первом круге не отмечают. До второго ведет прямая тропа, на середине пути обходим болотце. Ночью здесь точно не обойдется без приключений! Но приключения начались раньше: уже на втором круге пошел дождь. Если на старте было так много красок, то сейчас все стали серыми. Перед базой – крутая гора. Наверху мальчишка, лет 14 поскользнулся и покатился вниз. По пути сбил еще одного. Через несколько мгновений по горе каталась смеющаяся куча-мала. Перед стадионом марафонцы стараются сбить глину, но это тщетное занятие.

На первом же вечернем круге, обходя болотце, теряем тропу. Ищем-ищем и выходим на железную дорогу. Как она здесь оказалась – понятия не имеем. Пытаемся нырнуть обратно в лес, но уже не можем найти свою тропку. С опозданием на полчаса выходим на нужный маршрут. Эта «экскурсия» стоила моему младшему сыну потери призового места. Но это будет только через 14 часов. Как обычно, участки между КП получают кодовые названия: «аллея», «труба», «желобок», «асфальт», «сады», «гора». В «садах» уже несколько часов в грязи барахтается «Камаз». Вот тебе и «Танки грязи не боятся!». Два наших ветерана марафонов Олег и Денис с математической точностью рассчитали время прохождения каждого круга. Они просто летят по трассе. На третье КП пришли на 5 минут раньше графика и сели отдохнуть. Мы же с Владом и Ирой ковыляем дальше. Влад стер все ноги и шел «на зубах». Ира тоже идет из последних сил. Я между ними, поддерживаю морально (разговорами) и физически (несу их). Мимо проносится Ульяна из нашей команды. Она – пока в призерах, намотала уже 70 км. Влад недоумевает. Ему стыдно: как это девчонка его, как стоячего, обогнала? А ведь ему через неделю в армию… Забегая вперед, скажу, что Влад попал в элитный спецназ снайпером. Марш-броски он называл «детскими прогулками». Пусть не обижаются на меня спецназовцы, но в этих соревнованиях ни один из них еще не победил.

На базе – мертвое царство. Все лежат вповалку, просят дежурных разбудить их тогда-то и тогда-то. Шумно укладываются две наши потенциальные победительницы Маша и Ольга. Обе пока в призерах, но в разных возрастных группах. Познакомились только на соревнованиях. Они еще не знают, что в этот раз встать просто не смогут. Как не смогли наши «два математика» подняться с бревна на 3-м КП. Именно поэтому Оксана ночью не ложится. Она – неоднократный призер этих соревнований. Русик ложится спокойно. Он участвует в этих соревнованиях с 9 лет и знает всех и все. Он знает, что его всегда разбудит мама или папа, т.е. я. Его старший брат Гена спит спокойно: 50 км пробежал и баста. Утром – бальные танцы. С выходом на последний круг я немного задержался. Думал, что догоню и Русика с мамой, и Аню с Аэлитой. Бежал 4 км. Какой рассвет! Вот оно, «Зеленое небо, красные облака»! На первом КП мне сообщают, что мое отставание – 10 минут. А было 15. Бегу дальше. На втором – опять 10. Бежать больше не могу. После третьего КП отставание 15 минут. Ничего не понимаю: они уже за сотню перевалили, а как несутся. Побежал. На горе увидел цветные фигурки и… пошел пешком. На базе «тайна» открылась: ни у кого из четверых не было часов, они полкруга бегом бежали, боялись не уложиться во времени.

Все это похоже на сказку, на фантастику, но это правда. Правда, что наши дети проходят по сотне километров за сутки, зачастую не попадая при этом даже в призеры. Правда, что здесь побеждают те, кто может терпеть боль (ногти на ногах слезают почти у всех). Правда, что подобные соревнования проводятся без малейшего финансирования. Правда, что есть победители, «освобожденные от физкультуры по состоянию здоровья». Горькая правда в том, что военкоматы не проявляют никакого интереса к подобным соревнованиям. А сладкая правда состоит в том, что в походах эти дети идут лучше всех взрослых, умея при этом любоваться красотой нашей Родины. Участники марафонов – наша элита, и мы, взрослые, должны сделать все возможное, чтобы эта элита прославляла нашу страну. Не удержался и написал высокие слова. Но я действительно так думаю, я знаю этих девчат и ребят не понаслышке. 90% из них – студенты элитных вузов и весьма успешные школьники. Нам, взрослым, есть на кого равняться – на наших детей.

Владимир ШЛЕНКИН

 

Рейтинг@Mail.ru