Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2005

УЧИТЕЛЮ
 

8 Марта – день рождения Скобликовой

Есть спортсмены, рекорды которых побить нельзя, их можно только повторить. К ним относится Лидия Павловна Скобликова – шестикратная олимпийская чемпионка, обладатель серебряного знака Международного олимпийского комитета. Наш корреспондент побывал в гостях у прославленной спортсменки, которой 8 марта исполнилось 66 лет, и попросил ее немного рассказать о себе.

– Родилась в Златоусте Челябинской области. С детства увлекалась легкой атлетикой. Не только в школе, но и в жизни для меня не было большего авторитета, чем наш учитель физкультуры Борис Николаевич Мишин. Он учил нас бегать и прыгать, воспитывал, учил житейской мудрости. Кататься на коньках я очень любила и наперегонки с ветром на своих «дутышах» гоняла постоянно. Настоящие спортивные коньки у меня появились лишь в десятом классе.

После школы поступила в Челябинский педагогический институт на факультет физического воспитания. Здесь я познакомилась со своим будущим мужем. Сначала Саша ходил на занятия от случая к случаю – не хотел учиться. Серьезно занимался спортом, показывал высокие результаты в спортивной ходьбе, здорово бегал на лыжах, и его часто приглашали на учебно-тренировочные сборы. Самое интересное началось, когда меня выбрали старостой группы и поручили контролировать посещаемость. Саша часто уходил из института после первой пары. Мне это надоело, и я стала «давить» на него. В ответ он лишь окидывал меня презрительным взглядом. Я ведь не знала, что он совмещает учебу с тренировками.

Ахиллесовой пятой в его образовании был иностранный язык. Вот я и взяла над ним шефство. А через три занятия он спросил: «Как сказать по-немецки – я тебя люблю?» Тогда я отшутилась, но в глубине души поняла, что это судьба. Словом, он стал провожать меня домой, заходил в гости. Мы с ним подружились, но и нередко ссорились.

Однажды на первом курсе мы поссорились накануне областных соревнований по конькам. Я была уверена, что на каток он не придет: уж больно гордый был. Весь вечер проревела в общежитии. Одной из подруг сгоряча сказала, что если Саша придет на стадион, то я обязательно выиграю. Она передала мои слова Саше. Я тогда была перворазрядницей, а в тех соревнованиях участвовали мастера спорта, члены сборной страны. Очень удивилась, когда перед забегом увидела Сашу. Это мне придало столько сил, что я выиграла эти состязания! К финишу неслась на крыльях любви.

Первым моим наставником стал Борис Михайлович Лукин, который в первый же год тренировок помог мне стать чемпионкой города по конькам среди девушек. Затем в институте судьба свела с Борисом Алексеевичем Кочкиным. В 1959 году, когда я у него тренировалась, меня пригласили в сборную. Авторитетов я не боялась, всегда была бойцом. До сих пор считаю, что лучшая защита – это нападение!

Многому научила улица. В детстве с девчонками играла редко, предпочитала общаться с мальчишками, у них и научилась бороться за лидерство. Иногда приходилось даже драться. Порой бывало и очень больно, но всегда хотелось всеми способами отстоять свою правоту. Закалка пригодилась.

Как-то сборы у нас проходили в Домбае. И пробежать в гору пять километров считалось тогда у конькобежцев смертельным трюком. Вот я и бегала в одиночестве. После каждой такой пробежки в изнеможении падала на кровать и долго приходила в себя. Закончилось тем, что меня вызвали на тренерский совет и запретили бегать на Алибек: тренеры опасались за мое здоровье. А я все равно туда бегала тайком. Убегала по тропинке вроде в лес, а потом выбиралась на крутую горную дорогу.

На высокогорном катке в американском Скво-Вэлли я и завоевала свое первое олимпийское «золото». Этого, как первую любовь, никогда не забыть! Лед там был слишком скользкий, накатистый, мешал порывистый ветер. Трибуны ахнули, когда на последнем повороте у меня произошел сбой. Но только пересекла линию финиша – и стадион взревел. Взглянула на табло – победа! Да еще с мировым рекордом. Здесь же была и вторая золотая медаль.

А потом мы с Сашей поженились. Самым дорогим для нас подарком стало жилье. Из общежития мы переехали в отдельную квартиру с… двумя чемоданами. Мы были на небесах от счастья, когда родственники подарили диван.

К тому времени, когда я начала тренироваться под руководством Юрия Николаевича Ивашкина, у меня уже был достаточный опыт за плечами. Помогал мне и Саша, который стал тренером по легкой атлетике.

У всех спортсменов есть свои маленькие хитрости. Перед выходом на лед конькобежцы обычно находились в одной раздевалке. Каждый делал разминку и всем своим видом старался убедить соперников, что перед стартом не волнуется, что готов обыграть любого. Это тоже психологическая атака. Всегда эмоционально себя вела Инга Артамонова. Она то прыгала, то танцевала, то делала растяжки. Я же после разминки уходила в соседнюю комнату, включала телевизор и смотрела детские передачи или сидела, закрыв глаза. Мне необходимо было сосредоточиться в тишине. Это всегда озадачивало моих соперниц. Они просто терялись в догадках от моего отсутствия в раздевалке перед стартом.

А потом пришел 1964-й год: Инсбрук. Когда выпало по жребию бежать в 13-й паре, сердце екнуло от… радости. Это число у меня по жизни счастливое. Но перед стартом нервничала ужасно. Кажется, задень случайно кто-то мои коньки в раздевалке, и я всю спортивную злость обрушила бы на него!

После выигрыша четырех золотых медалей журналисты выпытывали у меня «секрет и формулу» успеха! Я им сказала, что секрет простой – не хочу, чтобы бегали быстрее меня! Многим ведь казалось, что я всегда с легкостью бегаю на коньках. Знали бы они, чего мне это стоило! Мало кто знает, что к Олимпиадам я готовилась стиснув зубы, но с улыбкой на лице. А олимпийские медали отлиты не столько из золотого сплава, сколько из пота, нервов и тяжелейшего труда.

Своими победами я обязана Евгению Гришину. Его нередко называли королем коньков. С детства он никому ни в чем не хотел уступать, и это нас как бы роднило. Никто из женщин не мог тренироваться с мужчинами на льду. А я могла. Элементарно каталась с ними «в гуське» и выдерживала до сорока кругов! Я буквально «печатала» каждый шаг Гришина. Порой он даже свои тренировочные планы под меня перестраивал. Хотя обычно Женя тренировался со спринтерами, а я сидела у него «на коньке».

Возвращаться в спорт после рождения сына было очень сложно. Хотя я и установила мировой рекорд, но нелегко было ездить на сборы с двухлетним малышом. Порой ночью к нему подойти не могла – болел голеностоп. Врач, чтобы снять боль, часто делал уколы. Немного отлежусь и – снова на тренировку. Раньше каждая тренировка доставляла мне радость, а в 1969 году поняла, что мне не хочется выходить на лед. Тогда и решила: надо прощаться со спортом. Это произошло в 1970 году на катке «Медео». Когда совершала прощальный круг почета, боль кольнула в самое сердце: поняла, что больше уже никогда не выйду на старт. Выходить для меня значило быть первой. Мой девиз в жизни – не создавать никому проблем! Не могу себе простить, что, возможно, делала людям больно из-за своей несдержанности, максимализма. До сих пор об этом переживаю. Всю жизнь помню, кого и когда обидела.

К славе отношусь философски. Как заметил Бальзак, слава – товар невыгодный: стоит дорого, а сохраняется недолго! Но в том, что человек – творец своей судьбы, уверена. Хочу, чтобы и юные спортсмены всегда об этом помнили.

Большим счастьем для меня было зажигать в прошлом году огонь первой Спартакиады школьников России в Челябинске вместе с чемпионом мира по легкой атлетике среди юниоров Александром Прохоровым. Опыт и молодость – это символично. Нынешняя Спартакиада в Екатеринбурге вновь собрала под спортивные знамена юность нашей страны. И я верю, что у российского спорта есть будущее и олимпийские победы нам вполне по плечу.

Николай ЗУЕВ

 

Рейтинг@Mail.ru