Оценивание
на уроках
физической
культуры
Актуальность
Я являюсь противником грядущего нововведения – зачетной системы. Во-первых, оценка является одним из самых мощных путей мотивации детей к изучению предмета. Если убрать этот стимул к хорошему освоению предмета, то сразу катастрофически снизится посещаемость, а также желание детей качественно усваивать материал. Первый вопрос, который будут задавать дети: «А что нужно для получения зачета?» И, поверьте, никто ничего лишнего не сделает. Конечно, можно ужесточить требования к зачету, но до каких пор? И смогут ли все (дети, учителя физкультуры) выполнять и требовать одинаково?
Во-вторых, оценка является как бы связующим звеном в отношениях между детьми, учителями и родителями. Если отметки по физкультуре не будет, как вы думаете, пойдут ли к нам родители на собраниях, будут ли хоть как-то заниматься со своими детьми? По-моему, это возможно теперь лишь только в таких случаях, когда у ребенка предвидится «незачет» по предмету.
В-третьих, отметка является еще и организующим звеном для детей. Не хочешь получить плохую отметку – не пропускай уроки, не забывай спортивную форму, старайся на уроках и тогда добьешься желаемого. Как же без отметки ученик сможет оценить, стал ли он лучше? Что в прошлом году «зачет», что в этом году. А прибавил ли я, добился ли улучшения? Зачетная система ответа на этот вопрос не дает.
И в-четвертых. Представьте себе, по всем предметам дети получают отметки, а по физкультуре – нет. Сможет ли подобное решение поставить наш предмет в один ряд со всеми остальными? Нет, даже наоборот. Отношение детей, родителей, коллег и администрации школы к физкультуре станет сразу другим. Статус предмета упадет и практически будет приравнен к факультативу. Вспомните свои студенческие годы. По самым важным предметам мы всегда сдавали экзамены с отметкой в зачетной книжке: отметка влияла на стипендию, «цвет диплома» и т.д. А по другим предметам мы сдавали зачеты, которые ни на что не влияли, нужно было только этот самый зачет получить. Согласен, что в жизни каждого найдется случай в памяти, когда и зачет был сильнее экзамена. Но это лишь единичные случаи. И с трудом верится, что зачет по физкультуре нам дадут сделать таким уж сложным.
Оценка и отметка
Прежде чем мы выясним, почему есть такая тенденция в оценивании, давайте четко определим, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «четверки», «тройки» – это все отметки. Оценка же может быть самой различной.
Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.
Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.
Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.
Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. Порой этот вид оценки детям наиболее важен.
Ну и, наконец, отметка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный!
Варианты оценивания на уроках физкультуры
Так почему же нас хотят лишить отметки? К сожалению, у большинства населения уже сложился стереотип, что учителя физкультуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не принимая во внимание способности ребенка. Как девочке с собственным ростом 140 см перепрыгнуть способом «перешагивание» высоту 120 см? Или как выполнить норматив по бегу на короткую дистанцию, если ребенок тяготеет к длинным дистанциям? Подобного рода вопросы звучат многократно. Наверняка сталкивались с подобными вопросами и вы. Тест – норматив – результат – отметка. И все. Такое ощущение, что больше учитель физкультуры оценить ничего не может.
Так что же мы оцениванием и за что выставляем отметки?
Экспертная оценка
Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке.
Шкала нормативов
От выполнения контрольных нормативов нас с вами никто не избавит. Отменили комплекс ГТО – появились тесты мэра Москвы, президентские испытания и т. п. Мне думается, что шкала нормативов для оценивания уровня физической подготовленности всегда останется и большинство из нас будет их придерживаться.
Активность на уроке и вне него
Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованиях разного уровня и т.д.
Разработка собственных тестов
И этот вариант оценивания используется учителями в современной школе достаточно часто. Наверняка для оценивания учащихся в спортивных играх вы сами составляете требования к отдельным упражнениям. Например, по броскам мяча в корзину, передачам мяча на время с партнером и от стены, по подаче мяча в волейболе через сетку и по зонам и т.п. Подобные тесты составляют даже как контрольные нормативы для абитуриентов при поступлении в физкультурные и педагогические вузы.
Прогресс в обучении
Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями. Возможно, это не полный перечень того, что оценивают учителя на уроках физкультуры. Но почему-то всегда считают, что мы можем оценивать детей только по нормативам. Лично меня это больно задевает.
Суммативное и формативное оценивание
В отдельных документах по оцениванию можно встретить такие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание. Чем же они отличаются друг от друга?
Итоговое оценивание включает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметки за четверть, триместр, полугодие или даже большую итоговую контрольную работу, в которой учитывалось несколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание (от английского Summative) – оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет, финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.
Шкала оценивания
Долгое время вопрос о шкале оценивания в нашей стране не стоял. Учителя всей страны оценивали детей по пятибалльной системе. Большинство школ продолжают использовать подобную шкалу оценивания и сейчас. Но ряд школ отходит от этого однообразия и начинает использовать другие шкалы оценивания. Есть школы, в которых 7, 10, 20-балльные системы оценивания. Есть и такие, в которых 100-балльная шкала. Я считаю нашу привычную 5-балльную систему устаревшей. Да и была ли она пятибалльной? Отметки «0» не было никогда. Многие ли из вас ставили детям отметку «1»? Думаю, что у каждого из нас такие случаи единичны, а то и вовсе отсутствуют. Даже за «двойки» на уроках нам приходилось выслушивать упреки от администрации школы. Вот и выходит, что из пятибалльной шкалы мы превратили систему оценивания в трехбалльную, где есть «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Но ведь как часто нам приходится подчеркивать разницу между одной «четверкой» и другой. Эта «тройка» и та «тройка», как выясняется, не одно и то же. Так и появляются в нашей речи «четверки с плюсом» и «тройки с минусом». А ведь при более широкой шкале оценивания этих минусов и плюсов можно избежать и четко определить разницу в оценивании одного ученика и другого. В связи с введением нескольких шкал оценивания возникает проблема сопоставления разных шкал. В таком случае удобнее всего пользоваться процентным соотношением баллов к нашей пятибалльной шкале. Так, отметке «5» соответствует не менее 85% от максимально возможного числа баллов, отметке «4» – диапазон от 70 до 85%, уровень «тройки» – от 40 до 70%, менее 40% от максимума соответствует «двойке».
Анатолий МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры
МОСКВА
|