Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2005

УЧИТЕЛЮ

 

Подводная тайна "Челюскина"

Множество людей посвящают свою жизнь поиску останков кораблекрушений и при этом ищут годами. Очень часто им кажется, что вот оно – то самое место, где судно нашло свое последнее пристанище. Но судьба – коварная особа, и предполагаемое открытие нередко откладывается на неопределенное время. Так, прошлым летом к берегам Чукотки отправилась экспедиция «Челюскин», участники которой были почти уверены в том, что после проведенных ими исследований легендарный пароход будет найден.

Уникальная арктическая подводная экспедиция стартовала в августе 2004 года в г. Анадыре – столице Чукотского автономного округа. Семьдесят лет назад «Челюскин» – пароход водоизмещением 7500 т – пробирался по маршруту Мурманск – Владивосток. Освоение Арктики являлось приоритетной задачей советской власти, и перед «Челюскиным» была поставлена задача: проложить Северный морской путь до Берингова пролива, изучить несколько участков моря и расширить сеть полярных станций. Первоначально судно имело женское имя – «Лена», но впоследствии от него отказались, переименовав в честь русского землепроходца, первым достигнувшего самой северной материковой части Евразии, – Семена Ивановича Челюскина.

10 августа 1934 г. судно под руководством известного исследователя Арктики Отто Юльевича Шмидта вышло из порта города Мурманска. В море Лаптевых начались сильнейшие штормы, и перегруженный «Челюскин» буквально трещал по швам. Войдя в Берингов пролив, экипаж услышал неприятные звуки, и тревожные предположения тут же оправдались: пароход, зажатый дрейфующими льдами, получил повреждения и медленно затягивался обратно в Чукотское море. 13 февраля льдина, проколов левый борт и образовав в нем почти 30-метровую пробоину от носового трюма до миделя, подвесила пароход над нетвердой поверхностью. Организованно и без паники 104 человека, в том числе десять женщин и два ребенка, сумели выгрузить аварийные запасы и сойти на лед, где впоследствии был разбит знаменитый «лагерь Шмидта». Между мысами Северный и Уэлен судно окончательно ушло ко дну. Два месяца люди мужественно боролись за жизнь: жили в палатках и строили ледовый аэродром. На помощь им были высланы ледоколы, самолеты, аэросани, дирижабль и даже собачьи упряжки. Но реальную помощь смогли оказать лишь самолеты. Летчики, проявив поистине героические качества и совершив 24 рейса, к 13 апреля перевезли всех челюскинцев на большую землю.

Организатором юбилейной экспедиции к месту гибели «Челюскина» стал Русский Подводный музей, а участниками – ученые РАН, профессиональные аквалангисты, видео- и фотооператоры, члены Совета Федерации ФС РФ. А одно из лучших научно-исследовательских судов – «Академик М.А. Лаврентьев», оснащенное новейшим океанологическим оборудованием, отправилось в Чукотское море к месту предполагаемого затопления корабля.

– Наша команда давно занимается поиском и подъемом затонувших судов. Проектов по погружениям к тому или иному затонувшему судну такое множество, что и целой жизни на их осуществление может не хватить, – рассказывает Алексей Михайлов, начальник арктической подводной экспедиции «Челюскин»-2004. – На сей раз мы поставили своей целью спуститься к остаткам одного из интереснейших кораблей, покоящихся на глубине, и впервые в мире осуществить его подводную съемку с помощью аквалангистов и телеуправляемого подводного аппарата-робота для создания документального фильма. Процесс подготовки занял почти два года: мы плотно общались с детьми челюскинцев, перерыли все архивы, купили дорогостоящее снаряжение и сухие гидрокостюмы.

Работа всю неделю, которую мы провели в море, велась круглосуточно. Борьба была за каждый час, за каждую минуту. Исследования проводились в квадрате со стороной 5 км, в который попали все точки предполагаемого нахождения судна. На одной из точек, находящейся глубоко в донных отложениях, нам показалось, что мы, наконец, обнаружили объект. С помощью телеуправляемого робота «Морской Лев» мы просмотрели каждый сантиметр, но ничего похожего на корабль так и не увидели. Ровное и сильно заиленное дно казалось пустым и бессердечным – мы не верили своим глазам. По всем расчетам судно должно было находиться здесь, и мы не ожидали увидеть эту пустоту.

Мы так надеялись достать со дна хоть какую-нибудь реликвию с корабля, фрагмент оснастки, кусочек обшивки. И вот, почти отчаявшись, мы обнаружили странные показания приборов: они явно говорили о том, что там, в глубине, под толстым слоем ила есть что-то, напоминающее по форме объект поиска. Но, чтобы до конца разобраться, что же это на самом деле, требуются дополнительные работы по его идентификации. Конечно, возможен и другой поворот событий: в момент катастрофы судно могло не выдержать напора льда и расколоться, или произошел взрыв парового котла, при котором останки судна были разбросаны по дну и покрылись полувековым слоем ила. Или то, что «Челюскин» каким-то образом был «утащен» подводным течением в совершенно другое место. Так или иначе, но место расположения корабля осталась нераскрытой тайной, и мы рассчитываем в 2005 году провести профилирование новых районов поиска сонаром и магнитометром.

Экспедиция вернулась в Москву с результатами, требующими детального рассмотрения и изучения. Была успешно реализована методика комплексных поисковых исследований «сонар – подводный робот-водолаз», а все полученные сведения поступили в бортовой компьютер.

– Этой экспедицией мы хотели привлечь внимание общественности и, прежде всего, молодежи к нашим, российским ценностям. «Челюскин» – это непризнанный памятник истории. И пока он 70 лет лежит на дне моря, никто особенно не интересуется, что с ним. У многих поколений такие события, как полет Гагарина в космос и спасение челюскинцев, были одними из главных в их жизни. А сейчас молодые ребята могут и не вспомнить, кто такой Шмидт и что это за судно такое – «Челюскин». Парадокс, но многие современные дети отлично знают, как потонул горемыка «Титаник», и ничего – о гибели «Челюскина». Мы хотим исправить эту несправедливость и найти судно, поднять его бортовой журнал, вещи и рассказать всем о том, какое героическое прошлое было у него, и обо всех тех людях, которые смогли выстоять и своим примером доказали, что человек выживет только тогда, когда проявит все свои лучшие человеческие качества.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА

 

Рейтинг@Mail.ru