Организаторы, судьи,
участники – дети
Было начало седьмого, когда я вышла из
школы. После шести часов, проведенных в
помещении, спешить особенно не хотелось.
Вспомнились слова директора о том, что еще
никогда корреспонденты не задерживались в школе
так надолго. «Почему я провела здесь почти целый
день?» Так сложилась программа. Хотелось
познакомиться с еще одной школой, посмотреть и
понять суть происходившего события под
названием «фестиваль».
Нам нужен мир!
Открытие «Девятого фестиваля
российских видов спорта», который в этом году
посвящен 60-летию Победы, ежегодно по традиции
предваряет эстафета миротворцев. Кто они такие? С
этого знакомства, пожалуй, и начнем.
Это общественная организация,
насчитывающая сегодня только по Москве сорок две
школы. В одной структуре с российскими
школьниками миротворчеством занимаются,
например, юные канадцы; подобные структуры есть у
американцев. Официальное название – «Движение
юных миротворцев школ мира», возглавляет его у
нас кандидат исторических наук Валерий
Владимирович Гергель. «Цель у движения – самая
благородная: донести до детей, молодежи
элементарную культуру мира, предполагающую
терпимость, ненасилие, – говорит Станислав
Разводовский, студент психолого-педагогического
университета, который руководит работой
миротворцев 318-й московской школы. –
Гражданско-патриотическим воспитанием я
занимаюсь четвертый год, еще со школы. Сегодня в
московских школах много детей, не являющихся
гражданами России. Террористические акты
обострили ситуацию и в школах, привели к
конфликтам, многие отворачивались от таких
детей. Но в своей школе мы, наоборот, их
поддержали. Дети не виноваты. Вместе с другими
школьными организациями мы входим в структуру
детского движения Москвы, которое находится под
патронажем Комитета общественных связей.
Стараемся познакомить с нашей работой как можно
больше школ и рады, что к нам присоединяются
новые коллективы. Организуем лагеря отдыха для
миротворцев, проводим слеты. В этом учебном году
на «поездах памяти» вместе с ветеранами побывали
в Белоруссии, Волгограде. Для ребят это –
незаменимая школа опыта и дружбы, знакомства с
отечественной историей. Еще несколько лет, и
ветераны уйдут, а ведь они наша живая история. И
об этом я говорю ребятам. И когда видишь в глазах
шести-, восьмиклассников неподдельный интерес,
соучастие, боль и... cлезы, понимаешь, что не зря
этим занимаешься».
Когда соревнование – праздник
Восемь школ делегировали свои команды
на состязания миротворцев, которые справедливо
будет назвать спортивно- познавательными. На
лестницах и в коридорах – контрольные пункты с
заданиями. На маршруте и «люки подводной лодки»,
сделанные из стульев и обручей; и «минное поле»,
расчерченное на квадраты с числами, которое надо
пройти по строго определенной схеме; и задачи для
«шифровальщиков» из пословиц и поговорок; и
выполнение команд «сигнальщиками на корабле»; и
привал; и наряды вне очереди в виде отжиманий или
упражнений для пресса за нарушения на этапах.
Лучшее время показали миротворцы 587-й школы,
второе – у 1224-й, третье – у самого юного отряда из
318-й. Каждый из них увез на память медаль от
управления физической культуры и спорта СВАО
столицы. Почетными грамотами было отмечено и
участие остальных школ: №№ 1034, 792, 1804, 1016, частной
школы «Эллада». Зрители дружно приветствовали
миротворцев, получавших награды на
торжественном открытии праздника.
Но более важно и символично все же
другое: фестиваль спорта был открыт
соревнованиями миротворцев, чья деятельность
направлена на сохранение и укрепление мира. Так и
хочется повторить слова Пьера де Кубертена: «О,
спорт, ты – мир!» И даже в самой жаркой
спортивной борьбе нельзя забывать об этом.
Шанс найти себя дается каждому
А пока к этой борьбе готовились
флорболисты, шахматисты, шашисты, знакомимся с
хозяевами. 271-я школа – с 70-летней биографией –
единственный за все девять лет хозяин и
организатор фестиваля. Относиться к этому можно
по-разному. Но, если задуматься, то мероприятия,
имеющие постоянное место действия, сегодня не
редкость. Поразила искренность, с какой ребята
гордятся тем, что право быть хозяевами
принадлежит только им. Поговорив с двумя
обаятельными девятиклассницами, отвечавшими за
проход по «минному полю», я узнала еще одно новое
слагаемое любви к школе. Свою 271-ю ученики любят
за доверие к ним. Согласитесь, не в каждой, даже
престижной, школе работает ученический
парламент. А здесь ему практически полностью
доверена внеурочная работа, и это при том, что
директор берет в школу всех – не просто желающих,
но и «трудных», отчисленных из других школ по
каким-то причинам. Как сказали мои юные
собеседницы, Заравшан Ихьяевич Исаев дает
возможность всем ребятам проявить себя, помогает
найти занятие, которое позволило бы им
раскрыться с лучших сторон.
Искать новое – хорошая традиция
У физкультуры и спорта в этом смысле
поле деятельности самое широкое. Именно на нем в
качестве учителя физкультуры начинал здесь свой
педагогический путь директор. И всегда старался
к традиционно популярным видам спорта добавить
новые. Так пришел в школу флорбол: понравился и
стал спортивной секцией, а директор – одним из
первых тренеров. Право на участие в уроке
физкультуры получил футволей – командная игра
волейбольным мячом на волейбольной площадке с
элементами футбола и волейбола. Наибольший
спортивный отряд составляют футболисты. Причем
отряд всероссийский: три класса, в которых учатся
ребята и из других городов, представляют
спортивную школу «Спартак-2».
Школьные футболисты-любители –
постоянные участники игр на кубок дворовых
команд, на призы благотворительного фонда
депутата Сергея Широкова, который не первый год
помогает школе.
Переход на режим школы полного дня
раздвинул временные границы для любителей
шахмат и шашек. Но опять-таки, следуя принципу
интересного и нового, выбраны были «русские
шахматы», «московские и президентские шашки». И,
как хороший командир, директор школы, в первую
очередь, освоил их сам.
Именно за досками и начались первые
состязания. На шахматных полях противники,
выстраивая «многоэтажные» башни,
демонстрировали особенности «русских» шахмат,
правила игры в которые открывают, по мнению
участников, неограниченные возможности для
быстрых атак и хитроумных защит. Новые шашечные
игры основаны на принципе кингчесса. Но если,
например, у «московских» шашек цель та же, что и у
русских, то в «президентских» побеждает тот, кто
первым проведет в дамки одну из своих шашек.
Упорства и терпения здесь игрокам не занимать –
они сражались почти пять часов!
Чемпионом можешь ты не быть, но уважать
себя обязан
В спортзале в это время шли жаркие
баталии юных флорболистов из г. Клина с
хозяевами. Можно сказать, что представители
Клина положили на обе лопатки старшую по
возрасту команду Москвы. А учителя физкультуры и
одновременно тренера победителей Юрия
Константиновича Бойцова иначе как фанатом
своего дела и не назовешь. В его школе во флорбол
играют на уроках, после уроков и до уроков. Игра
пользуется такой популярностью, что в обычной
школе учитель не только сумел создать команды, но
и работает с ними по принципу спортивных школ – с
двумя тренировками в день, и первая идет...
«нулевым» уроком. Победителей не судят. А для
проигравших это был хороший опыт: проигрывать
надо уметь! Учителям приходится учить своих
подопечных проигрывать достойно, с уважением к
сопернику. Иначе как соперники смогут тебя
уважать?
И еще одно увлечение есть в 271-й школе:
секция экстремального спорта. Обозначить цель
этого вида деятельности можно как обучение
навыкам выживаемости в любых условиях, например,
в зимнем лесу, горах, в любой непредвиденной
ситуации. Успех определяется не только знаниями,
но и физической подготовленностью. На последнем
зимнем чемпионате Москвы по экстремальным видам
многоборья школьная команда заняла почетное
третье место.
Подведем итоги
...Последние призы фестиваля уже
поздним вечером достались шахматистам. Но дольше
всех, как и положено, оставался в школе парламент,
которому еще предстояло подвести свои рабочие
итоги. Как зрителю мне не хочется делать это по
всей строгости. Больше команд, например, мог
собрать флорбольный турнир, но это забудется. А
вот памятная медаль, книга, которую каждый
участник выбрал себе по желанию, останутся.
Останется в истории школы и подготовленный
миротворцами фильм – рассказ под названием
«Сохраните мир!» как обращение к зрителям в зале:
жаль, что было их не слишком много. Наверняка не
забудутся очки, которые ребята помогли набрать
своей команде, потому что они приравнивались к
валюте «золотой петушок», которая обменивалась
на призы. Но самое главное, что все, кто провел
этот день в 271-й школе, могли попробовать свои
силы в любом виде программы. Наверное, поэтому он
и запомнится детям, и они захотят, чтобы праздник
повторился.
Валентина РЕПИНА
|