Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

Тема: ЭКЗАМЕН

Альтернативный экзамен по предмету
«Физическая культура»

Учителя обсуждают, советуются, спорят…

Регулярно мы проводим в нашей редакции круглые столы, посвященные тем или иным проблемам преподавания физической культуры. Во время последнего обсуждения мы решили поговорить о предложенной на страницах нашей газеты системе проведения выпускных экзаменов (№ 20/2004 «Экзамен по предмету «Физическая культура»). О проведении такого альтернативного экзамена коллегам рассказала Лариса Бычкова – руководитель кафедры «Физическая культура» научно-педагогического объединения «Школа самоопределения».
В дополнение к уже опубликованному ранее материалу она показала видеокассету с экзаменом, пояснила, что на экзамене учащиеся фактически оценивают себя, в том числе свой уровень физической подготовленности, самостоятельно. При этом из пяти выполненных (во время экзамена) нормативов они могут для зачета выбрать любые три. Им совсем не обязательно быть успешными во всем. Параллельно с ними учителя-экзаменаторы оценивают уровень выполнения нормативов в соответствии с общепринятыми нормами. В конце результаты, полученные учеником и учителем, сравниваются и обсуждаются. Важно, что выполнение нормативов – лишь один из десяти параметров, по которым оценивается каждый ребенок.
Рассказ вызвал множество вопросов, несогласий, альтернативных идей. О том, как проходила эта дискуссия, мы рассказываем сегодня и приглашаем тех, кого затронула эта тема, включиться в обсуждение вопроса: что же нужно проверять на выпускных экзаменах по физической культуре и, главное – как это делать?

– Нет ли препятствий для проведения такого экзамена со стороны органов управления образованием? Ведь существуют общие правила.

– Единого экзамена нет, и учителя физкультуры это знают. Весь экзаменационный материал, публикуемый вышестоящими организациями, является рекомендованным, а не единственно возможным. Поэтому мы можем проводить такой экзамен, о котором я сегодня рассказала. Тем более, что принятому в 2004 году (и действующему ныне) образовательному стандарту наш экзамен не противоречит. Напротив, все, что мы проверяем, входит в этот стандарт.

– А вы утверждали свой экзамен в округе?

– Экзамен был утвержден на школьном экспертном совете, одобрен администрацией. Важно, что наши ребята любят сдавать экзамен по физкультуре, хотя он – один из самых сложных в нашей школе. Каждый третий выпускник выбирает именно этот экзамен. Отмечу, что мы отдавали все наши разработки доктору педагогических наук, профессору Матвееву и получили от него положительный отзыв. Таким образом, я могу сказать: экзамен разрешен, хотя и не был утвержден на министерском уровне.

– Вы проводите экзамен два дня. Подряд?

– Нет, мы его «раскидываем» во времени, в соответствии с общим расписанием выпускных экзаменов. Первую часть мы часто проводим еще в мае, а вторую, заключительную, – в июне.

– Хорошо проводить такой экзамен, когда в школе, как у вас, четыре преподавателя физкультуры. А если только один? Разве можно справиться с такой работой в одиночестве?

– Есть председатель, есть комиссия: не меньше четырех человек принимают экзамен в любой школе, согласно положению об экзаменах. Но, конечно, это, как правило, не профессионалы, они не могут адекватно оценить ребят и являются, по сути, ассистентами преподавателя физкультуры. Ничего страшного в этом нет. Дело в том, что в течение последнего полугодия мы активно готовим ребят к сдаче экзамена. Фактически наша итоговая работа и является экзаменационной, а во время самого экзамена мы сравниваем новые результаты с теми, которые были достигнуты в конце полугодия, и анализируем их.

– Понятно, что вы поставили в центр своей работы культуру здоровья и вынесли все это на экзамен. Но зачем? Нужно ли именно это проверять на экзаменах?

– Обычно на экзамене мы оцениваем уровень физического развития и знания по физической культуре: история видов спорта, их значение, влияние на развитие.

– Неужели на экзамене вы проверяете только двигательную активность и способность к самоанализу?

– Мы считаем, что для того, чтобы проверить физическую подготовленность ребенка, вообще не нужен экзамен. Вы согласны со мной?

– Безусловно.

– Значит, с практикой мы разобрались. Теперь поговорим о теории. Допустим, ребенок занимается баскетболом и, когда планирует свое физическое развитие, строит его именно на этом виде спорта. В этом нет ничего опасного: требования ко всем спортсменам одинаковые. А если ученик вообще не спортивный, но хочет быть здоровым, иметь красивую фигуру? Нужны этим детям знания об истории всех видов спорта? Я очень в этом сомневаюсь. Такие вопросы, скорее, нужно выносить на экзамены для профессиональных спортсменов, а не в общеобразовательной школе. А наша школа – самая обычная, без отбора учеников. Для меня как преподавателя, как человека, отвечающего за это пространство в школе, превыше всего стоит культура физическая, культура работы с собой как с живой системой. Материал, которым будут при этом пользоваться дети, может быть самым разнообразным. История Олимпийских игр здесь, на мой взгляд, ни при чем.

– А я говорю не о ней, а о конкретных видах спорта, об их особенностях, значении для человека. Например, о том, откуда произошел лыжный спорт.

– У нас есть пособия для сдачи теоретических курсов, например, для тех, кто посещает курс лыж... без лыж, в том числе для освобожденных. В этом пособии есть и история этого вида спорта, и правила техники безопасности. У ребят появилась такая возможность: сдавать теорию вместо практики. Но мы, учителя, все делаем для того, чтобы каждый из наших учеников встал на лыжи: это гораздо важнее всей теории. Мы хотим, чтобы каждый хотя бы просто походил с нами в лес, белочек посмотрел, чтобы потом, когда наши ученики станут родителями, они не мешали своим детям кататься и любить лыжный спорт. Кстати, в восьмом классе мы лыжную подготовку заканчиваем. Она у нас очень активно идет с первого по восьмой класс, по тридцать человек выходят на Московскую лыжню. Блок лыжного спорта у нас осваивает каждый ребенок. Но мы считаем, что вовсе незачем выносить все это на выпускной экзамен.

– А как работают ребята с этой брошюрой?

– Самостоятельно.

– Используете ли вы одну из рекомендованных Министерством программ?

– Нет. У нас свои разработки.

– Как Вы считаете, эти разработки могут быть использованы в массовой школе?

– Конечно, если захотеть. Например, если я перейду работать в другую школу, там я буду работать точно так же. Когда я пришла сюда, у нас было три мяча на всю школу, мы все сделали своими руками.

– Нас призывают (и Вы в том числе) оценивать детей по динамике индивидуального роста результатов. Но ведь жизнь вносит свои коррективы. Основные качества: сила, быстрота, координация, ловкость, выносливость – имеют еще и прикладной характер, они должны быть у каждого человека! Минздрав говорит, что на выходе из 11-х классов – 10% здоровых детей. А ваша система увеличивает этот процент или уменьшает?

– Мы, вместе с медицинским отделом школы, ведем наблюдение за динамикой состояния здоровья. Каждый наш ученик занимается физкультурой, независимо от группы, к которой он относится по состоянию здоровья, исходя из собственного самочувствия.

По какому количеству критериев вы оцениваете состояние здоровья учеников?

– По семи.

 А мы – по пятнадцати. Мы расширили спектр точек наблюдения, но при этом для нас важнее не сам результат, а установление причин его получения. Именно поэтому достижения каждого ученика мы обсуждаем постоянно именно с ним, решаем, что нужно сделать, чтобы его улучшить. Дети стараются, например, дальше прыгнуть не потому, что им за это поставят пятерку, а чтобы превысить свой собственный результат.

– Ваше педагогическое воздействие понятно. Но есть ли статистические данные общих результатов?

– Нет. И эти данные мне неинтересны. Для меня как для учителя важны личные результаты. В январе опрашиваю, кто хочет сдавать экзамен. Полгода они работают на свои результаты, готовясь к испытаниям. Есть у них шанс плохо подготовиться к экзамену?

– Что сдадут все – понятно. А скажите, большие ли расхождения между экзаменационной и итоговой оценкой?

– Небольшие. Практически все подтверждают свои годовые отметки.

– А какой смысл тогда проводить экзамен?

– Это и для меня большой вопрос. Я бы вообще не проводила экзамен. В прошлом году все одиннадцатиклассники были готовы при итоговой аттестации подтвердить свои результаты по всем параметрам. Я вышла с предложением к администрации засчитать им автоматически сдачу экзамена по физкультуре. Но по положению, оказывается, досрочную сдачу экзаменов провести было нельзя. Тогда нам пришлось искать дополнительную мотивацию для сдачи экзамена. Мы решили, что будем во время него анализировать продвижение каждого ученика за июнь: что изменилось после итоговой аттестации.

– Моя задача как учителя: ввести ребенка в мир движений, чтобы оградить от возможных ЧП, чтобы он мог поиграть со сверстниками. У меня четвероклассники практически все имеют хороший и отличный уровень физической подготовки. Но вот беда: они попадают в среднюю школу и буквально через месяц теряют все ранее приобретенные навыки.

– Это – общая проблема, то же самое и в спорте. Как только дети переходят из младшей группы в старшую, к ним начинают относиться по-другому, как к маленьким. Надо думать, как этого избежать.

– Мы все сейчас просим убрать учебные нормативы. Но ведь раньше было правильно: все сдавали, например, нормы ГТО. Готов к труду и обороне. Это было важно. Один из моих учеников написал мне письмо из Афганистана: Борис Андреевич, первые месяцы я не вспоминал никого из школы – ни математиков, ни химиков, только Вас. Объясню, почему. Там от умения, например, бегать зависела жизнь. Пятнадцать человек погибли только потому, что не добежали. По вашей экзаменационной системе все получают хорошие отметки. А Вы уверены, что они готовы к сложностям жизни?

– Как раз по этой системе готовы. Каждый достигает максимального уровня собственного развития. У нас до восьмого класса нет отметок вообще. Все дети бегают, прыгают, соревнуются, никто не отлынивает от физкультуры. Мы давно решили работать без «освобожденных». Если ребенка освободили от физкультуры, а он потом попал в чрезвычайную ситуацию, что же, этот человек себе помочь не сможет?! Мы работаем со всеми, без внешних отметок, развивая любовь и уважение к физическим упражнениям. Это для нас важнее всего: двигательная активность как норма жизни. Наша задача – создать условия. Если придет начальство и прикажет оставить только четыре вида спорта, мы будем работать, как они скажут. Но сделаем все, чтобы приучить ребят к двигательной активности. Без этого ни денег не заработаешь, ни семью не построишь.

– А у вас все ученики так занимаются и имеют личные листы или только те, кто сдает экзамены?

– Конечно, все. Задача учителей – создать условия для занятий и организовать работу учащихся со своими результатами.

– А если они не будут вести эти листы?

– Это невозможно. Это для нас принципиально: каждый ведет анализ своих достижений.

– Чтобы организовать детей на такую работу, нужно время. Какую часть на уроке занимает такая «письменная» работа? Возможно, они это делают вне урока, на факультативе? Какова моторная плотность Вашего урока?

– Моторная плотность такая, которую ребенок себе позволит. Десять минут я отдаю на объяснение. Остальное время (уроки у нас по 35 минут, сдвоенные) все активно работают. Конечно, дети занимаются физкультурой не только на уроке, но и во всех других пространствах школы.

– Есть структура урока: разминка, основная часть. Как же вы проводите уроки?

– Это – другой вопрос, сегодня мы обсуждаем только экзамен.

– Но достаточно ли ребятам времени подвигаться?

– Более чем.

– За счет чего? В общем, нужно посмотреть сами уроки.

– Есть экстернатная форма обучения по всем предметам, кроме, пожалуй, физкультуры. Ваши идеи, похоже, могут создать условия для создания экстернатной формы по нашему предмету. Но в Вашей программе, на мой взгляд, слишком много самооценивания. Это может привести к негативным результатам на уроках. Если Вы на определенном уровне защитите программу, получите лицензию, это могло бы помочь многим нашим ученикам, которые учатся экстерном.

– Я против того, чтобы физкультура заканчивалась заранее, двигательная активность должна быть всегда. Это не значит, что надо перейти на экстернатную форму образования.

– Не верю, что Вы ведете по параллели.

– Веду, как и все учителя. Но многое ребята берут на себя, например, заполняют свои листы кондиционного тестирования. Раньше я разрешала только десятиклассникам это делать самостоятельно. Но, оказалось, и пятиклашки тоже легко это делает, причем с большим удовольствием. Моя задача – только хранить их листочки с записями и вовремя предложить ученику зафиксировать то или иное собственное достижение или действие.

Разговор начался с экзамена. Перешел на оценивание, планирование, программы. Разговор начат, но совсем не закончен. Мы ищем, как учить, пробуем по-разному проверять, чему они у нас научились. Мы не знаем ответов на множество вопросов, но в наших силах сделать так, чтобы нашим ученикам на уроках было хорошо, чтобы они были здоровы и счастливы в жизни. Дискуссионный клуб продолжит свою работу, и, если кто-то из наших читателей хочет рассказать коллегам о своих поисках и находках, пожалуйста, пишите нам, звоните, приезжайте. Чем больше идей, тем больше шансов найти оптимальное решение для каждого. Правда?

В обсуждении участвовали преподаватели физической культуры г. Москвы:

Владимир Конюхов, Анатолий Фомин, Сергей Новоточин, Борис Дробин, Виктор Верхлин, Юрий Либман, Дилара Ханбекова, Алевтина Мелентьева, Галина Вадеева, Марина Анисимова, Юрий Чукаев, Алексей Машковцев
Записала Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru