Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2005

К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

 

Нет, ни за что не отступлюсь!

Николай Шатов

Затащил как-то Борька Клебанов своего друга Кольку в спортивный зал. Крепкие парни, кряхтя и обливаясь потом, громыхали железом, ворочая штангу, гири, гантели. Щуплый Колька тоже решил попробовать и подошел к штанге: она не поддавалась. Послышался хохот, а потом мощный бас: «Отойди, мальчик, для штанги ты – слабак, пей лучше рыбий жир!» Верный друг Борька смеялся вместе со всеми.

…Спустя много лет, узнав из газет о рекордах Николая Шатова, Борис Клебанов прислал письмо: «Очень рад за тебя, Николай! Рассказал нашим ребятам о твоих успехах и о том, с чего ты начинал свой путь...».

А начинал он с работы на фабрике в небольшом белорусском городе Борисове. Малокровие одолевало. Глядел на себя в зеркало: тощий, болезненный подросток. А еще вожатый – перед пионерами стыдно. Вот и решил, что помочь могут только спорт и физкультура. Удивительно насыщенной была довоенная комсомольская юность. Работали дружно, ударно, а после смены спешили на тренировки, строили спортплощадки, устраивали праздники.

Николаю исполнилось восемнадцать, и он мечтал стать инженером, но с путевкой райкома комсомола оказался... в техникуме физической культуры.

Как и большинство товарищей, Николай увлекался многим: и легкой атлетикой, и футболом, и гимнастикой, и лыжами. Но главной любовью осталась штанга. Из «Красного спорта» и журналов выписывал все, касающееся подготовки, методики тренировок. Много и напряженно тренировался сам. И вскоре стал сильнейшим в Белоруссии.

Эстафета от «дяди Саши»

Окончив техникум, переехал в Ленинград. Победил на первенстве города – так открылся путь на всесоюзную арену. Здесь он впервые и увидел «дядю Сашу». Коренастый, богатырского сложения многократный чемпион и рекордсмен страны Александр Бухаров был на 17 лет старше, но со штангой управлялся легко и весело – уверенно занял первое место. Захотелось стать таким, как он. Именно ему, Шатову, посчастливилось продолжить эстафету. Через год на турнире в Харькове Бухаров поздравил Николая с первыми рекордами.

17 июня 1934 года двадцати двум выдающимся советским спортсменам впервые было присвоено звание заслуженных мастеров спорта. В таком созвездии, как футболисты Николай Старостин, Михаил Бутусов, Николай Соколов, Федор Селин, конькобежцы Яков Мельников и Платон Ипполитов, легкоатлеты Александр Демин, Алексей Максунов, Александр Безруков, Мария Шаманова, пловец Александр Шумин, лыжник Дмитрий Васильев, был и штангист Александр Бухаров.

Есть мировой рекорд!

В этот же день в парке имени Горького проводилась традиционная встреча штангистов Москвы и Ленинграда. Шатов, выступавший в легкой весовой категории, ощущал огромный прилив сил, ему хотелось совершить что-то невероятное. И он обратился в судейскую коллегию с просьбой установить на штанге вес, превышающий официальный мировой рекорд.

В ту пору мастера «железной игры» выступали по программе пятиборья. Входило в него и такое упражнение, как рывок левой рукой. В нем и решил удивить публику ленинградский атлет. Вес штанги 78,5 кг превышал официальный мировой рекорд на килограмм. Когда штанга замерла над головой, зал взорвался аплодисментами. При контрольном взвешивании штанга оказалась чуть легче, и в протокол соревнований был внесен окончательный, но все равно рекордный результат – 78,4 кг.

Самым большим событием для наших спортсменов в довоенную пору была III Международная рабочая олимпиада. Проходила она летом 1937 г. в Антверпене. В ранге чемпионов вернулись домой легкоатлеты Серафим Знаменский и Николай Озолин, гимнаст Николай Серый, пловец Семен Бойченко, штангисты Яков Куценко и Николай Шатов, получивший тогда и звание за­служенного мастера спорта.

А вот с чемпионами из других стран так и не удалось помериться силой. Вели заочный спор. Но установленные нашими мастерами рекорды официально не признавались Международной федерацией гиревого спорта и физической культуры, поскольку Всесоюзная секция тяжелой атлетики в нее тогда не входила. А натиск советских богатырей был внушителен: в 1939 г. им бы принадлежал 21 мировой рекорд из 35. Шатов, к примеру, в 1938 г. установил в классическом троеборье всесоюзный рекорд – 365 кг. Мировое же достижение в легком весе тогда принадлежало американцу Антони Терлаццо и уступало новому 7,5 кг.

Но обиднее всего, что наши успехи за рубежом ставились под сомнение: у русских, мол, не тот килограмм. Позже мы доказали, что и в нашем килограмме – ровно 1000 граммов. Однако между недоверием и признанием пролегло жестокое, кровопролитное лихолетье.

Врага атакует «Славный»

Вот когда пригодилась физическая закалка, приобретенная на стадионах, лыжных трассах, стрельбищах, в спортивных залах, плавательных бассейнах. Из спортсменов-добровольцев была сформирована особая мотострелковая бригада особого назначения, или, как ее называли, «бригада отважных». Плечом к плечу с чемпионами сражались студенты и преподаватели Центрального института физической культуры, лучшие спортсмены московских предприятий. Непременным условием для зачисления в диверсионно-разведывательные группы было наличие значка ГТО-2. Но прежде чем отправиться в рейды по вражеским тылам, омсбоновцы проходили основательную подготовку. Тренировались в палаточном городке, на подмосковном динамовском стрельбище. Марш-броски по 25–30 км, переправы через водоемы, полосы препятствий, метание бутылок с зажигательной смесью, рукопашный бой – такое выдержать было под силу только настоящим спортсменам.

Партизанский отряд «Славный», в котором Николай Иванович Шатов был парторгом, много раз совершал рейды на территории, захваченные гитлеровцами. Выполняли привычную работу: пускали под откос воинские эшелоны, взрывали склады боеприпасов, выводили из строя боевую технику. Не удалось парторгу избежать тяжелого ранения. Но подняться надо было во что бы то ни стало!

Фронтовики вернулись на арены

До Победы оставалось еще больше года, когда Николая Шатова срочно отозвали на Большую землю. Сказали коротко: «Готовьтесь к чемпионату страны».

И этот первый в годы войны чемпионат СССР по тяжелой атлетике состоялся осенью 1943 г. в Горьком. Участников было немного, в некоторых весовых категориях выступило всего по два атлета. Но через год был очередной, более представительный всесоюзный турнир. Принимал его недавно освобожденный от захватчиков Киев. Шатов выступил достойно, заняв в сумме многоборья первое место. Второй призер отстал на 20 килограммов.

После окончания войны с авторитетом советских спортсменов за рубежом уже не могли не считаться. Самых первых на официальный чемпионат мира 1946 года в Париже пригласили штангистов. 79 атлетов из 13 стран претендовали на медали в пяти категориях.

Несмотря на то, что сборная СССР была укомплектована в основном спортсменами, прошедшими через войну, причем многие вернулись в строй после тяжелых ранений, дебют превзошел все ожидания. Всего одно очко выиграли признанные фавориты – американцы. Григорий Новак самым первым среди советских спортсменов был провозглашен чемпионом мира! «Русский килограмм, – вынуждена была признать буржуазная печать, – в точности соответствует 1000 французским граммам».

Серебряные медали получили тяжеловес Яков Куценко и легковес Владимир Светилко, «бронза» досталась полулегковесу Моисею Касьянику и легковесу Георгию Попову. Николай Шатов в интересах команды выступал в непривычной для себя категории – среднем весе: опередил всех в рывке, но троеборье завершил четвертым.

Через год Хельсинки принимал 25-й чемпионат Европы. Впервые на помост такого уровня вышли штангисты СССР. Их дебют потряс зрителей: золотые медали в пяти из шести категорий.

А через две недели в Москве на 22-м чемпионате страны Николай Шатов одержал свою одиннадцатую победу на всесоюзных первенствах! Напутствуя молодежь, уже будучи заслуженным тренером страны, он однажды сказал: «Никогда не теряйте честь и достоинство. Постоянно стремитесь вперед. Всегда и везде защищайте спортивный флаг страны».

Виктор ГОРБУНОВ

 

Рейтинг@Mail.ru