Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2005

КОНКУРС: ВОКРУГ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ
 

Номинация: Физкультура глазами учителя

День здоровья

Занятие проводилось в средней общеобразовательной школе № 10 с. Раздольное Надеждинского района Приморского края 24 сентября 2004 года. Занятие подготовили: учитель физической культуры Елена Александровна ВОВК и учитель ОБЖ и физической культуры Андрей Леонидович ПОПИЛЬ.

Вступление

В газете «Спорт в школе» № 22/2004 была опубликована подборка статей под общим заголовком «День здоровья: когда он радует, а когда огорчает?». Мы внимательно прочитали этот материал и поняли, что наша ниже напечатанная работа прозвучит как ответ и в то же время сможет участвовать в конкурсе «Вокруг урока физкультуры». За годы работы нами проводился не один «День здоровья», еще больше подобных мероприятий показали наши коллеги, поэтому мы попытались проанализировать ошибки и проблемы и провести праздник, в котором бы участвовала вся школа, на котором всем было бы интересно.

Проведение праздника и решение проблем

1. Формальность. Не секрет, что большинство «Дней здоровья» проводятся для отчетности, т.е. существует годами наработанный сценарий, по которому и совершается все действо. У одних это туристический поход на одно и то же место, которое за 5–6 лет выучивается школьниками наизусть. У других это «День бегуна», и вся школа заранее знает победителей на каждой дистанции, и так далее. Все эти формы проводились и в нашей школе, поэтому было решено провести «День здоровья» как спортивное состязание с использованием «станционного» метода.

2. Нагрузка. Возможности каждого ребенка индивидуальны, а если кто-то, пройдя 400–500 м, уже устает, то его одноклассник свободно носится весь световой день на футбольном поле. Поэтому было решено ввести задания с разной степенью интенсивности нагрузки.

3. Организация. При использовании станционного метода появляется проблема скученности участников на отдельных станциях, так как одни задания выполняются быстрее других. Для решения проблемы решили использовать не только территорию школы, но и территорию жилого микрорайона. Кроме этого, для повышения двигательной активности ребят, не склонных к спорту, были максимально удлинены расстояния между станциями.

4. Судейство. Недаром говорят, что на соревнованиях больше всего ошибок совершают судьи, поэтому было принято совместное решение (администрации школы и «совета физкультуры») о привлечении к судейству учащихся 11-го класса. Конечно, потребовалось проведение дополнительных семинаров, на которых организаторы и судьи обсудили правильное выполнение упражнений и выработали объективную систему оценок, но после этого весь учительский коллектив смог присутствовать на празднике в качестве гостей.

5. Расположение станции (см. схему 1).

Схема 1.

Цифры: 1 – челночный бег 3x10 м; 2 – площадка для стритбола, штрафной бросок; 3 – прыжок в длину с места; 4 – вис на перекладине; 5 – дартс; 6 – бег 60 м; 7 – подтягивание на перекладине; 8 – футбол, пенальти (5 ударов); 9 – метание в цель (по 5 бросков); 10 – многоскоки по лестнице за 10 сек.; 11 – футбол, жонглирование мячом (стопа, колено, голова); 12 – «Забег дружбы» на школьном стадионе.

6. Участники. Станции 1, 2, 3, 5, 9, 10 – один мальчик (юноша) и одна девочка (девушка); станция 4 – две девочки (девушки); 6 – два мальчика и две девочки; 7 – два мальчика; 8, 11 – любой участник команды; 12 – участие всего класса. Было рекомендовано привлечь к участию в конкурсах всех школьников.

7. Выполнение упражнений. На станциях 1, 2, 3, 4, 6, 7, 11 – упражнения выполняются в соответствии с учебной программой по физической культуре. На станции 5 – бросок тремя стрелами с расстояния 5 м; на стации 8 – футбольные пенальти пробиваются в ворота для мини-футбола, а которых на веревочных растяжках укреплен гимнастический обруч. Центр обруча – на высоте 1 м (см. схему 2). Удары производятся с расстояния, равного году обучения бьющего, т.е. пятиклассник бьет с пяти метров, а десятиклассник – с десяти. Допускается участие нескольких спортсменов. За каждый мяч, прошедший сквозь обруч, начисляется 10 баллов.

Схема 2.

Станция 9 – метание мячом для большого тенниса, в качестве мишени используется автомобильная покрышка. Цель считается пораженной, если мяч пролетел в центральное отверстие. Расстояние до мишени рассчитываем как (год обучения) x 2, т.е. пятиклассник метает с 10 м (см. схему 3).

Схема 3.

Станция 10 – многоскоки на двух ногах вверх по лестнице, контрольное время 10 сек. Каждая ступенька оценивается в один балл.

Станция 11 – жонглирование футбольным мячом с помощью ступней, коленей, головы. Упражнение заканчивается после касания земли мячом. Каждое касание – один балл.

Станция 12 – в забеге участвует весь класс, время не учитывается. Коллектив, финиширующий в полном составе, получает 50 баллов. Дистанция 300 м.

8. Оценка результатов. О станциях 10, 11, 12 было сказано выше. На станциях 8 и 9 каждое попадание оценивается в 10 баллов. Станция 1 – по учебным нормам.
Станция 2 – за каждое попадание 5–6-е классы – по 15 баллов;
7–8-е классы – по 10 баллов;
9–10-е классы – по 5 баллов.
Станции 3, 4, 7 – по шкале оценок результатов олимпийского зачета (журнал «Физическая культура в школе», № 2/1998, с. 4–9).
Станция 5 – количество набранных очков = количеству начисленных баллов.
Станция 6 – по таблице оценки результатов в летнем полиатлоне (газета «Спорт в школе», № 4/2003 – вкладыш).

9. Маршрут. Каждому классу выдается маршрутный лист, согласно которому команда и переходит от станции к станции. Например: 1–7–3–8–2–9–4–10–5–6–11–12, следовательно, следующая команда пойдет со смещением на одну позицию: 7–3–8–2–9–4–10–5–6–11–1–12 и т.д. Следует отметить, что 12-й этап у всех стоит на последнем месте. В заполненном виде маршрутный лист имеет следующий вид:

10. Результаты. В нижнем правом углу маршрутного листа красным цветом прописана сумма баллов (СБ), набранных командой. Однако учитывался и процент участия (%У), т.е. итоговый результат (ИР), и считался как:

ИР = (СБ)* (%У) / 100%.

Справедливость подсчета и этой формулы доказана на практике. Все классы были поставлены в одинаковые условия, ни у кого не было возрастного преимущества. Первое и второе места заняли шестые классы, третье и четвертое – 10-й «А» и 9-й «А». В то же время 10-й «Б» класс, набравший максимальное количество баллов, из-за низкой явки скатился на седьмое место.

И все-таки главным результатом является тот заряд бодрости, который дети получили, соревнуясь золотой осенью в Приморье.

Елена ВОВК, Андрей ПОПИЛЬ

 

Рейтинг@Mail.ru