Физическая
культура
в 1–4-х классах
Предлагаемая учебная программа по физической культуре исходит из того, что целью начального физкультурного образования должно являться не только строгое следование педагогическим принципам и закономерностям, но и научное содружество с представителями смежных дисциплин (наук).
Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей.
При освоении учебного материала по предмету «Физическая культура» нужно опираться на первичные умения и навыки, обеспечивающие организацию процесса усвоения знаний:
- анатомо-физиологические;
- естественнонаучные и общетехнические;
- умения и навыки в культуре устной речи;
- умение контролировать, планировать и оценивать учебную работу;
- логические общеучебные умения и навыки;
- общематематические;
- умения и навыки в измерении величины;
- географические и исторические.
В соответствии с целью начального физкультурного образования в программе выделяются 4 тесно взаимосвязанных уровня овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
I уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;
II уровень – умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
III уровень – умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;
IV уровень – автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия (навык).
Для каждого из этих уровней выделяются цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также требования к знаниям, умениям, двигательным навыкам и двигательной подготовленности.
Программа включает в себя три основных раздела:
I. Основы знаний о физкультурной деятельности.
II. Формирование у учащихся первичных общеучебных умений и навыков.
III. Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
В I разделе представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся из истории древних и средних веков; о собственном организме; о гигиенических требованиях; о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентирах, которые учащиеся получили в детском саду по программе «Здравствуй!».
Структура знаний содержит три блока, которые приведены в учебном материале.
II раздел включает в себя 8 блоков. Они направлены на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся, что дает возможность наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять все виды деятельности, входящие в учебный процесс начальной школы.
Общие умения и навыки формируются не только при изучении физической культуры, но и в процессе обучения другим предметам в единой, целостной системе.
Физкультурное образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные его аспектные содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин.
III раздел – введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом вхождения в физическую культуру в период обучения в начальной школе позволит им применять его в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Программа по физической культуре, интегрированная с общеобразовательными предметами, ориентирована на воспитание культуры здоровья, на развитие больших потенциальных возможностей интеллекта ребенка, которые в традиционном обучении используются недостаточно,
Ведущей задачей ставится физическое развитие во всех его функциях: оздоровительной, воспитательной, общения, сообщения, воздействия.
Задача решается при соблюдении трех условий: мотивации физкультурной деятельности; постоянного обогащения содержания и характера общеучебных умений и навыков; правильности выполнения.
Цели системы обучения, направленной на общее развитие учащихся, наиболее часто соответствует частнопредметная цель обучения физической культуре. Осуществление частнопредметной цели курса «Физическая культура» невозможно без формирования у учащихся важнейших общеучебных способов работы:
- планирования учебной деятельности;
- организации учебной деятельности;
- восприятия информации;
- умений и навыков мыслительной деятельности;
- оценки и осмысления результатов своей деятельности.
Умения и навыки планирования учебной деятельности
- Осознание учебной задачи (понял, ставлю цель).
- Выбор рациональных путей решения, построение алгоритма действий, планирование собственной самостоятельной работы (такая работа осуществляется под руководством учителя, через коллективное обсуждение).
Фрагмент урока
Тема: Прыжки в высоту способом «фосбери-флон» с места, с подбега.
Учащимся предлагаются вопросы для составления плана работы на уроке:
- какие прыжки вы знаете?
- чем отличаются эти два прыжка?
- какими качествами должны обладать прыгуны этим способом?
- какая разминка должна быть проведена в качестве подготовки к прыжкам этим способом?
Предложить детям самим продумать последовательность изучения прыжков «фосбери-флон» (что изучают в первую очередь?). Как планировать свою работу на уроке: подумайте, какие упражнения необходимы, чтобы улучшить прыжок?
Используется прием «удивляй» (сообщается детям мировой рекорд по прыжкам в высоту, который установлен способом «фосбери-флон»).
В результате дети определяют последовательность вопросов:
- какие прыжки мы знаем?
- отличие и сходство;
- к какому виду спорта относятся прыжки?
- качество прыгуна – не только прыгучесть, но и гибкость;
- что нужно, чтобы улучшить качества прыгуна?
Работа по данному плану облегчает усвоение материала и систематизирует знания детей.
Фрагмент урока
Тема: Возможности человеческого тела.
Учитель. Когда вы сердитесь, боитесь или беспокоитесь, ваш организм вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин, чтобы вы были готовы действовать: кинуться в драку (борьбу) или убежать. Если вы постоянно тревожитесь, эти гормоны вырабатываются в организме непрерывно, что вызывает стресс. Если же вы не выплескиваете эмоции, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как помочь нашему организму, если у вас возникла стрессовая ситуация.
Упражнение 1 – «Расслабление».
И.п.: лежа на полу (на ковре). Напрягите как можно сильнее пальцы ног, потом медленно расслабляйте их; медленно напрягайте и расслабляйте различные группы мышц по направлению от ног к голове.
Упражнение 2 – «Глубокое дыхание».
Учитель. Когда вы расстроены, то делаете резкие, короткие вдохи. При этом работает только верхняя половина грудной клетки. Чтобы успокоиться, подышите глубже и медленней, чтобы грудь высоко вздымалась (вдох) и опадала (выдох). Это поможет вам успокоиться в стрессовой ситуации, например, во время контрольной работы.
А теперь, ребята, подумайте, когда еще бывает глубокое дыхание?
Дети. После быстрого бега, после кросса, эстафет, игры в баскетбол.
Учитель. Давайте проверим.
Дети делают старты из различных и.п. Возвращаются обратно шагом – восстановление дыхания (используя знания о глубоком дыхании).
Упражнение 3 – «Медитация».
Учитель. Если у вас тревожные мысли, не удается расслабиться, даже если вы очень устали, попробуйте сосредоточиться на чем-то, что вас успокаивает – это называется медитацией. На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с некоторыми упражнениями йогов, развивающими гибкость. Примите позу «удовольствия». Сядьте правильно, закройте глаза и попытайтесь расслабиться. Дышите ровно (учитель включает музыку, «пение птиц», «шум прибоя»). Сосредоточьтесь на музыке, попытайтесь отмести в сторону все остальные мысли. Представьте себе умиротворяющую сцену: вы на берегу озера... (пение птиц), на берегу моря ... (шум прибоя).
После медитации учитель спрашивает детей об их ощущениях. Каждый ребенок в трех предложениях рассказывает (используя слова: во-первых, итак, поэтому и т.д.).
Упражнение 4 – «Массаж».
Учитель.При стрессе шейные и плечевые мускулы напряжены, могут возникнуть головные боли. Массаж поможет вам расслабиться. Сегодня мы научимся делать простой массаж, который вы сможете сделать другу, родным.
Разбились по парам:
- Усадите друга на скамейку (лучше на стул со спинкой). Встаньте за его спиной.
- Положите руки ему на плечи, большие пальцы опустите книзу.
- . Осторожно сжимайте мышцы, стараясь не уколоть их ногтями.
Педагогические возможности преподавания содержания программы «Физическая культура» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.
Татьяна ТИТЯК
|