Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
 

Физическая культура в 1–4-х классах

Предлагаемая учебная программа по физической культуре исходит из того, что целью начального физкультурного образования должно являться не только строгое следование педагогическим принципам и закономерностям, но и научное содружество с представителями смежных дисциплин (наук).

Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей.

При освоении учебного материала по предмету «Физическая культура» нужно опираться на первичные умения и навыки, обеспечивающие организацию процесса усвоения знаний:

  • анатомо-физиологические;
  • естественнонаучные и общетехнические;
  • умения и навыки в культуре устной речи;
  • умение контролировать, планировать и оценивать учебную работу;
  • логические общеучебные умения и навыки;
  • общематематические;
  • умения и навыки в измерении величины;
  • географические и исторические.

В соответствии с целью начального физкультурного образования в программе выделяются 4 тесно взаимосвязанных уровня овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:

0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

I уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;

II уровень – умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

III уровень – умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;

IV уровень – автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия (навык).

Для каждого из этих уровней выделяются цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также требования к знаниям, умениям, двигательным навыкам и двигательной подготовленности.

Программа включает в себя три основных раздела: I.

Основы знаний о физкультурной деятельности.

II. Формирование у учащихся первичных общеучебных умений и навыков.

III. Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В I разделе представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся из истории древних и средних веков; о собственном организме; о гигиенических требованиях; о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентирах, которые учащиеся получили в детском саду по программе «Здравствуй!».

Структура знаний содержит три блока, которые приведены в учебном материале.

II раздел включает в себя 8 блоков. Они направлены на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся, что дает возможность наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять все виды деятельности, входящие в учебный процесс начальной школы.

Общие умения и навыки формируются не только при изучении физической культуры, но и в процессе обучения другим предметам в единой, целостной системе. Физкультурное образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные его аспектные содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин.

III раздел – введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом вхождения в физическую культуру в период обучения в начальной школе позволит им применять его в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).

Программа по физической культуре, интегрированная с общеобразовательными предметами, ориентирована на воспитание культуры здоровья, на развитие больших потенциальных возможностей интеллекта ребенка, которые в традиционном обучении используются недостаточно,

Ведущей задачей ставится физическое развитие во всех его функциях: оздоровительной, воспитательной, общения, сообщения, воздействия.

Задача решается при соблюдении трех условий: мотивации физкультурной деятельности; постоянного обогащения содержания и характера общеучебных умений и навыков; правильности выполнения.

Цели системы обучения, направленной на общее развитие учащихся, наиболее часто соответствует частнопредметная цель обучения физической культуре. Осуществление частнопредметной цели курса «Физическая культура» невозможно без формирования у учащихся важнейших общеучебных способов работы:

  • планирования учебной деятельности;
  • организации учебной деятельности;
  • восприятия информации;
  • умений и навыков мыслительной деятельности;
  • оценки и осмысления результатов своей деятельности.

Умения и навыки планирования учебной деятельности

  1. Осознание учебной задачи (понял, ставлю цель).
  2. Выбор рациональных путей решения, построение алгоритма действий, планирование собственной самостоятельной работы (такая работа осуществляется под руководством учителя, через коллективное обсуждение).
Фрагмент урока

Тема: Прыжки в высоту способом «фосбери-флон» с места, с подбега.

Учащимся предлагаются вопросы для составления плана работы на уроке:

  • какие прыжки вы знаете?
  • чем отличаются эти два прыжка?
  • какими качествами должны обладать прыгуны этим способом?
  • какая разминка должна быть проведена в качестве подготовки к прыжкам этим способом?

Предложить детям самим продумать последовательность изучения прыжков «фосбери-флон» (что изучают в первую очередь?). Как планировать свою работу на уроке: подумайте, какие упражнения необходимы, чтобы улучшить прыжок?

Используется прием «удивляй» (сообщается детям мировой рекорд по прыжкам в высоту, который установлен способом «фосбери-флон»).

В результате дети определяют последовательность вопросов:

  • какие прыжки мы знаем?
  • отличие и сходство;
  • к какому виду спорта относятся прыжки?
  • качество прыгуна – не только прыгучесть, но и гибкость;
  • что нужно, чтобы улучшить качества прыгуна?

Работа по данному плану облегчает усвоение материала и систематизирует знания детей.

Фрагмент урока

Тема: Возможности человеческого тела.

Учитель. Когда вы сердитесь, боитесь или беспокоитесь, ваш организм вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин, чтобы вы были готовы действовать: кинуться в драку (борьбу) или убежать. Если вы постоянно тревожитесь, эти гормоны вырабатываются в организме непрерывно, что вызывает стресс. Если же вы не выплескиваете эмоции, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как помочь нашему организму, если у вас возникла стрессовая ситуация.

Упражнение 1 – «Расслабление».

И.п.: лежа на полу (на ковре). Напрягите как можно сильнее пальцы ног, потом медленно расслабляйте их; медленно напрягайте и расслабляйте различные группы мышц по направлению от ног к голове.

Упражнение 2 – «Глубокое дыхание».

Учитель. Когда вы расстроены, то делаете резкие, короткие вдохи. При этом работает только верхняя половина грудной клетки. Чтобы успокоиться, подышите глубже и медленней, чтобы грудь высоко вздымалась (вдох) и опадала (выдох). Это поможет вам успокоиться в стрессовой ситуации, например, во время контрольной работы.

А теперь, ребята, подумайте, когда еще бывает глубокое дыхание?

Дети. После быстрого бега, после кросса, эстафет, игры в баскетбол.

Учитель. Давайте проверим.

Дети делают старты из различных и.п. Возвращаются обратно шагом – восстановление дыхания (используя знания о глубоком дыхании).

Упражнение 3 – «Медитация».

Учитель. Если у вас тревожные мысли, не удается расслабиться, даже если вы очень устали, попробуйте сосредоточиться на чем-то, что вас успокаивает – это называется медитацией. На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с некоторыми упражнениями йогов, развивающими гибкость. Примите позу «удовольствия». Сядьте правильно, закройте глаза и попытайтесь расслабиться. Дышите ровно (учитель включает музыку, «пение птиц», «шум прибоя»). Сосредоточьтесь на музыке, попытайтесь отмести в сторону все остальные мысли. Представьте себе умиротворяющую сцену: вы на берегу озера... (пение птиц), на берегу моря ... (шум прибоя).

После медитации учитель спрашивает детей об их ощущениях. Каждый ребенок в трех предложениях рассказывает (используя слова: во-первых, итак, поэтому и т.д.).

Упражнение 4 – «Массаж».

Учитель.При стрессе шейные и плечевые мускулы напряжены, могут возникнуть головные боли. Массаж поможет вам расслабиться. Сегодня мы научимся делать простой массаж, который вы сможете сделать другу, родным.

Разбились по парам:

  1. Усадите друга на скамейку (лучше на стул со спинкой). Встаньте за его спиной.
  2. Положите руки ему на плечи, большие пальцы опустите книзу.
  3. . Осторожно сжимайте мышцы, стараясь не уколоть их ногтями.

Педагогические возможности преподавания содержания программы «Физическая культура» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.

Татьяна ТИТЯК

 

Рейтинг@Mail.ru