Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
 

Физическая культура в 5–11-х классах

Цель программы: формирование физической культуры личности как неотъемлемого компонента общего образования; расширение возможностей учащихся для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения физкультурного, военного, медико-биологического и педагогического профиля, социальная адаптация физически одаренной молодежи в новых общественно-экономических условиях.

Задачи программы:

  1. Воспитание нравственности у детей и молодежи в процессе занятий физической культурой и спортом.
  2. Повышение физкультурно-спортивной грамотности учащихся, развитие познавательной активности, формирование мотивации к физическому совершенствованию и ведению здорового образа жизни.
  3. Обеспечение надежной физической и психической готовности выпускников к разнообразной жизненной практике (учебной и трудовой деятельности, службе в армии и прочее).
  4. Расширение адаптивных возможностей организма детей к неблагоприятным условиям внешней среды.
  5. Диагностика профессиональной направленности учащихся, оказание помощи при выборе профессии, ориентация детей на наиболее соответствующие их индивидуальным особенностям виды спорта.
  6. Поддержание высокого уровня умственной работоспособности учащихся специализированных классов.

Краткая характеристика учебного плана

Особое место в учебном плане занимают дисциплины образовательных областей, «Естествознание», «Физическая культура». Увеличение числа часов на их изучение осуществлено за счет вариативной части учебного плана. Учебный план включает также специфический компонент: спецкурсы по выбору и консультации по отдельным предметам, – содержание которого определяется конкретными обстоятельствами и потребностями. В целом программа обучения носит сбалансированный характер и обеспечивает разностороннюю подготовку учащихся.

Основу программы составляют традиционные для отечественной системы физического воспитания виды подготовки, полностью удовлетворяющие требованиям государственного образовательного стандарта, имеющие тесную преемственность с программами физической культуры высших учебных заведений, с армейским наставлением по физической подготовке.

Включение в программу единоборств вместо борьбы (приемов защиты) связано с повышением личной ответственности человека за свою безопасность и стремлением молодежи к постижению боевых искусств. Примерно аналогичную роль выполняет стрелковая подготовка учащихся. Ее введение в учебный процесс обусловлено целым рядом факторов, имеющих важное государственное значение. Широкий выбор подвижных и спортивных игр позволяет не только повысить интерес учащихся к урокам физической культуры, но и способствует эффективному воспитанию координационных и интеллектуальных способностей школьников, положительному отношению к физической культуре в целом.

Особое место в программе занимает раздел «Знания и методические умения». Ему принадлежит решающая роль в формировании у школьников потребности в физическом самосовершенствовании. Содержание данного раздела органично сочетает в себе полноценную общеобразовательную теоретическую подготовку, методико-практическую и творческую деятельность учащихся в области физической культуры и спорта. При должной организации учебного процесса это способствует возрастанию самостоятельности, инициативности и познавательной активности обучающихся.

В процессе преподавания этого раздела у учащихся создается целостное представление о роли физической культуры в жизнедеятельности общества и ее неразрывной связи с различными областями человеческой деятельности. По ходу уроков школьники выступают в роли ведущих занятия в группе, инструкторов, судей, исследователей. Все задания методического и творческого характера представляют собой непрерывную цепь последовательного формирования умений самостоятельных занятий физическими упражнениями в целях укрепления здоровья, физического совершенствования, воспитания патриотических и морально-волевых качеств, развития интеллектуальных способностей. Теоретический и методический материал преподносится в форме рассказа, объяснения, в виде лекций, а также семинарских и методических занятий.

Важная роль отводится педагогической практике учащихся. В ходе нее выявляются педагогические способности и душевные свойства ребят для работы в качестве специалистов физкультурного и педагогического профиля, осуществляется первичная ориентация и диагностика их профессиональной направленности.

Эффективность данной программы обеспечивается такими предпосылками, как: 1) общее увеличение учебных часов на предмет; 2) освоение интеллектуального компонента физической культуры; 3) интеграция урочных и внеурочных форм работы; 4) расширение объема спортивной подготовки детей во внеурочное время; 5) непрерывный педагогический и медицинский контроль за достижениями учащихся и состоянием их здоровья; 6) дифференцированный подход к обучающимся; 7) раздельное обучение (два педагога на класс); 8) комплексный подход к физическому воспитанию с единством теоретического и практического компонентов, включая параллельное формирование знаний и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Программа курса
«Физкультурно-спортивное совершенствование учащихся»

Главное внимание в учебно-тренировочной работе по курсу «Физкультурно-спортивное совершенствование» (ФСС) уделяется разнообразной физической и спортивно-технической подготовке учащихся. Виды спорта, включенные в программу физкультурно-спортивного совершенствования учащихся, подобраны с учетом урочного материала, отвечают профессиональным возможностям педагогического коллектива, являются традиционными и наиболее культивируемыми в Великом Новгороде среди школьников и взрослых.

Работа с учащимися по программе физкультурно-спортивного совершенствования разбита на несколько этапов:

I этап – базовый – 5–7-е классы;

II этап – углубленное изучение физических упражнений – 7–9-е классы;

III этап – физическое совершенствование – 9–11-е классы.

Группы учащихся для занятий по курсу ФСС формируются в начале учебного года в соответствии с возрастом и физической подготовленностью. Учебно-тренировочные занятия ведутся под руководством учителей физической культуры гимназии на базе гимназии и спортивных сооружений города (городской Дворец спорта, спортивный комплекс «Волна»).

Учебно-тренировочные занятия не ориентированы (особенно в первые годы занятий) на достижение индивидуально возможных высоких результатов. При нормировании физических нагрузок учитываются как возрастные возможности детей, так и параметры умственных нагрузок в течение учебного года.

Уровень физической подготовленности определяется по результатам контрольно-педагогических испытаний, проводимых 2–3 раза в год в соответствии с тестами примерных показателей двигательной подготовленности программы по физической культуре для учащихся 5–11-х классов с углубленным изучением предмета согласно возрасту учащихся. В конце года проводятся итоговые соревнования на первенство гимназии, которые одновременно являются переводными для учащихся из группы в группу.

Наиболее подготовленные и способные учащиеся по предложению руководителя группы и с разрешения врача могут быть допущены к занятиям в следующей возрастной группе или рекомендованы для более углубленных занятий каким-либо видом спорта.

Учет учебно-тренировочной, организационно-методической, воспитательной работы ведется в специальных групповых журналах. Там же фиксируются данные врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья и уровнем физического развития учащихся.

В целях лучшей реализации программы, воспитания у учащихся потребности в физическом самосовершенствовании, развитии умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями учебно-тренировочные занятия в группах физкультурно-спортивного совершенствования соединяются с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, совместно разработанному руководителем группы и учеником (особенно на III этапе).


Рис. 1. Модель деятельности физкультурно-биологического направления МОУ «Многопрофильная гимназия № 2» Великого Новгорода

В ходе изучения программы на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях учащиеся применяют знания, методические умения, навыки, приобретенные на уроках физической культуры, проходят инструкторскую, судейскую практику. По завершении III этапа обучения учащиеся, успешно прошедшие инструкторскую, судейскую практику, получают звание общественного инструктора и судьи по спорту.

Система физкультурно-спортивной подготовки учащихся представляет собой регулярные тренировочные занятия, соревнования, организацию учебно-тренировочных сборов в спортивно-оздоровительных лагерях во время школьных каникул. Распределение часов по видам подготовки представлено в таблице.

Нововведения и результаты реализации экспериментальной программы

Нововведения

Ведущей идеей эксперимента явилось соединение физкультурно-спортивного, валеологического и общего образования на основе взаимопроникновения, тесной связи учебной и внеурочной деятельности учащихся, личностно-ориентированного образования, направленного на упрочение контактов субъектов образовательного процесса (учитель – ученик – родители), сохранение и укрепление здоровья обучающихся, выявление и развитие способностей двигательно-одаренных детей, расширение возможностей выпускников для поступления в высшие учебные заведения.

В 1992 году на основе этой идеи и было создано физкультурно-биологическое направление, впоследствии органично вписавшееся в многопрофильность гимназии. Модель деятельности данного направления представлена на рисунке 1.

Экспериментальная программа

  1. Увеличение числа уроков физической культуры до четырех в неделю.
  2. Раздельное обучение школьников (по два учителя на класс).
  3. Применение повышенных физических нагрузок в ходе уроков и в процессе физкультурно-спортивного совершенствования с учетом параметров умственной нагрузки.
  4. Выделение на теоретические и методические вопросы физической культуры и спорта отдельных часов и включение в программу обучения заданий творческого характера.
  5. Введение в программу обучения педагогической практики в 10-х и 11-х классах.
  6. Усложнение учебных нормативов по разделам подготовки.
  7. Расширение круга сквозных контрольных упражнений для оценки физической подготовленности школьников.
  8. Тесная интеграция урочных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию.

Целевые ориентации в работе были следующими:




    Рис. 2. Схема регуляции отношения учащихся к физкультурно-спортивной активности (по К. Кардялису)
  • формирование физической культуры личности учащихся как неотъемлемого компонента общего образования;
  • ведущая роль теоретических, методологических знаний, формирование теоретического сознания и мышления, обучение способам самостоятельного постижения знаний по физической культуре;
  • ориентация на развитие познавательных и творческих способностей учащихся в области физической культуры и спорта, формирование на этой основе методических умений, достаточных для решения задач физического совершенствования;
  • расширение возможностей учащихся для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения физкультурного, военного, медико-биологического и педагогического профиля;
    • социальная адаптация физически одаренной молодежи в новых общественно-экономических условиях.

    В ходе работы по экспериментальной программе были составлены необходимые компетенции (модельные характеристики), которые должны сформироваться у учащихся выпускных классов. К числу основных из них были отнесены:

  • умение применять физкультурно-спортивные знания в организации собственной физической активности, здорового стиля жизни;
  • разрабатывать и реализовывать программы спортивной подготовки в соответствии с видом и задачами физического самосовершенствования в ходе физкультурно-спортивной активности; составлять и вести дневник самоконтроля;
  • составлять конспекты и проводить фрагменты уроков физической культуры;
  • разрабатывать, организовывать, проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования в рамках гимназии; осуществлять судейство спортивных соревнований;
  • составлять доклады, обзоры, рефераты, разрабатывать проекты, работать с научной литературой.

При формировании положительного отношения учащихся к углубленному физкультурно-спортивному совершенствованию учитывалась по возможности вся совокупность факторов, способных повлиять на их сознание, поведение, мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Схема подходов представлена на рис. 2.

Марина ЗЕЛЕНЦОВА, Валерий ЗЕЛЕНЦОВ, Валерий КОПАЕВ

 

Рейтинг@Mail.ru