В поисках
психологического
комфорта
Индивидуального подхода требуют не только дети с ограниченными возможностями. Индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как и любовь и понимание со стороны взрослых. Как же добиться высоких результатов на уроках в общеобразовательной школе, если есть общие нормативы, требования, программы? Своим опытом делится преподаватель физической культуры МОУ СОШ деревни Федорково (Парфинский район, Новгородская область) В.А. Семенов.
Как и абсолютное большинство всех педагогов, целью своей педагогической деятельности считаю развитие и самосовершенствование ребенка, становление его как личности.
Используемая технология – технология индивидуализации обучения. Определение ведущих понятий:
«Учение» – индивидуально значимая деятельность отдельного ребенка.
«Индивидуализация» – это организация образовательного процесса для отдельно взятого ученика с учетом его возможностей и потребностей.
Ценности: развитие и самосовершенствование ребенка.
Содержание обучения: индивидуальный маршрут развития – поэтапный анализ личных достижений.
Средства: индивидуальная карта развития, содержащая раздел «Мои достижения».
Метод и приемы: метод проекта – рефлексия.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая.
Ожидаемый результат:
- развитие ребенка;
- адекватная самооценка возможностей;
- самореализация в социуме.
Оцениваются личные достижения и степень личного развития.
Педагогическая практика показывает, что деятельность преподавателя физического воспитания во многих образовательных учреждениях поставлена в жесткие рамки показателей физического развития учащихся, выраженные в гонке за сантиметрами, секундами, килограммами. «Слепое натаскивание» учащихся с целью выполнения буквы закона (в данном случае – нормативов Государственного стандарта) без учета индивидуальных особенностей физической подготовленности, морально-психологического состояния учащегося часто приводит к негативным последствиям, в результате чего некоторые учащиеся, особенно на второй ступени обучения, с высоким или низким уровнем физического развития, теряют интерес к уроку, у них снижается мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
Физическая культура – это предмет, на котором, как не на одном другом, учащиеся могут отследить реальные результаты своего развития. На своих уроках часто повторяю: «Нет учеников неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые», – и поэтому прилагаю максимум усилий, чтобы заинтересовать, убедить, научить каждого ученика трудиться не только на уроках, но и дома или при других рекреативных формах занятий. Раскрывая перед учащимися сложившуюся систему домашних заданий, созданную на основе рефлексивного анализа физического развития каждого ученика, предлагаю различные упражнения тестирующего плана, которые направлены на корректировку и улучшение уровня физического развития. С этой целью в школе постоянно ведутся журналы регистрации и учета спортивных достижений по всем разделам программы на протяжении всех лет обучения учащихся. На этой основе каждый занимающийся видит динамику роста спортивных результатов из года в год, вместе проводим спортивный прогноз. Самоанализ результатов позволяет составлять планы деятельности по корректировке наиболее сложных для ученика видов или физических качеств.
На второй ступени обучения особенно резко увеличиваются индивидуальные различия физического развития школьников. В связи с этим для отдельных учащихся (или группы ребят) следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. В своей педагогической деятельности использую комплексную оценку, которая состоит из следующих критериев:
- качество выполнения того или иного упражнения;
- прирост результата;
- сам результат.
В разделе «Гимнастика» дополнительно использую рейтинговый коэффициент сложности (пример: акробатическая связка и ее элементы).
Дифференцированный и индивидуальный подход к выставлению оценок особенно важен для учащихся, имеющих высокий или низкий уровень физической подготовленности, – это позволяет создать психологически комфортную обстановку на уроках. Отношение к предмету «Физическая культура», желание у ребят заниматься, трудиться с целью самореализации считаю одним из критериев оценки педагогической деятельности учителя.
|